Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Структура Государственной Думы





В Государственной Думе для предварительной подготовки рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы.
Членами Совета с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы и его заместители (всего 11 человек). В их обязанность входит проведение заседаний в Совете.
Основными вопросами, рассматриваемыми Советом Государственной Думы, являются:
1) формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
2) созыв внеочередных заседаний палаты и определение даты их проведения;
3) принятие решения о проведении парламентских слушаний и др.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума из числа депутатов палаты образует комитеты и комиссии.
Их деятельность основана на принципах свободы обсуждения и гласности. На заседаниях могут принимать участие: депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав, полномочные представители органов государственной власти, эксперты и представители средств массовой информации.
Комитеты и комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются ими раздельно.
Состав комитета утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
В состав комитетов не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя и его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.
Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Численный состав каждого комитета не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Комитетов, образуемых Государственной Думой, насчитывается 29:
1) комитет по конституционному законодательству и государственному строительству;
2) комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
3) комитет по труду и социальной политике;
4) комитет по собственности и т.д.
Комитеты Государственной Думы:
а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку, а также подготовку проектов постановлений Государственной Думы;
б) рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;
в) подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ;
г) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
д) проводят анализ практики применения законодательства и др.
Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Решения об образовании комиссии, утверждения ее состава, определения задач и др. принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты.
Комиссий, образуемых Государственной Думой, всего 8:
1. Счетная комиссия;
2. Комиссия по противодействию коррупции;
3. Комиссия по проблемам Северного Кавказа;
4. Комиссия по вопросам практики применения избирательного законодательства РФ.
5. Комиссия по вопросам депутатской этики.
6. Комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета.
7. Комиссия по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах.
8. Комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в г. Беслане.

Вышеперечисленные комиссии, комитеты, а также депутатские объединения, имеют собственные аппараты, которые входят в состав Аппарата Государственной Думы в качестве самостоятельных структурных подразделений.
Аппарат Государственной Думыявляется ее постоянно действующим органом, осуществляющим правовое, организационное, документационное, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, депутатских объединений, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий, Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей и работников Аппарата Государственной Думы.
Аппарат формируется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» и является юридическим лицом.
Аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией Президента РФ, аппаратами Совета Федерации, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти РФ.

Немаловажную роль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы.
Фракция – это объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.
Депутатские группы – депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракцию.
Фракция подлежит регистрации независимо от числа ее членов, депутатская группа – только тогда, когда численность ее не менее 55 депутатов Государственной Думы.

6 вопрос: Организация и проведение выборов
в Государственную Думу


Порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г., а также Федеральным законом «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший на день голосования 21 года.
Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Если Президент РФ не назначает выборы, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией.
При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы.
Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Государственная Дума избирается сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию РФ.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов определяется уставом политической партии.
Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе обратится в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатур, выдвигаемых этой политической партией. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, либо обеспечением избирательным залогом, внесенным политической партией.
Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект РФ должно приходится не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда политической партии.

7 вопрос: Порядок роспуска Государственной Думы РФ

Роспуск представительного и законодательного органа является достаточно распространенным в мировой практике способом преодоления кризиса власти в случаях, когда между законодательной и исполнительной властью возникает непреодолимый конфликт и они не могут плодотворно работать.
Конституция РФ предусматривает два основания для роспуска.
1. Трехкратное отклонение кандидатур Председателя Правительства РФ, предложенных Президентом РФ.
Согласно ст. 111 Конституции РФ предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или в тот же срок после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения.
Государственная Дума вправе отклонить предложенную Президентом РФ кандидатуру, после чего Президент РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы ту же самую или новою кандидатуру (Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата).
В случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
2. Выражение недоверия Правительству РФ.
Государственная Дума большинством голосов может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласится с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ по собственной инициативе. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течении 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Кроме предусмотренных Конституцией РФ оснований роспуска Государственной Думы существуют определенные гарантии против произвольного роспуска Государственной Думы. Государственная Дума не может быть распущена:
1. В течение года после ее избрания, если за это время она выразит недоверие Правительству РФ (ч. 3 ст. 109 Конституции РФ);
2. С момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ);
3. В период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения (ч. 5ст. 109 Конституции РФ);
4. В течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109 Конституции РФ).

8 вопрос: Законодательный процесс в РФ

Законодательный процесс – регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.
Конституцией РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива – это конституционная возможность вносить в Государственную Думу: проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений в действующие законы РФ.
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
Оно проходит, как правило, в трех чтениях, которое представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.
Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ). Субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу ответственному за обсуждаемый законопроект комитету предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки.
Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на заседании поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом.
Законопроект принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки.
Третье чтение законопроекта – это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. Если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.
3. Принятие закона (ст. 105 Конституции).
Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.
Принятые Государственной Думой федеральные законы и федеральные конституционные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы.
Если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Закон может быть и отклонен. В этом случае может возникнуть дополнительный этап– преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона. Для преодоления возникших между палатами разногласий по федеральному закону создается согласительная комиссия. Комиссия образуется из представителей обеих палат и рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия. После чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может:

1. принять предложения согласительной комиссии;

2. не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае закон ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Этот способ преодоления решения Совета Федерации об отклонения закона, позволяет реализовать Государственной Думой свою позицию, свое мнение.

Федеральный конституционный закон также может быть отклонен Советом Федерации. Проанализировав ст. 108 Конституции можно сделать вывод о том, что если Государственная Дума не согласится с решением Совета Федерации об отклонении Федерального конституционного закона, то она не может преодолеть разногласия повторным голосованием за одобренный ею ранее вариант и должна вместе с Советом Федерации найти компромиссное решение.
5.Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.
Это заключительная стадия законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. И течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении:
1) в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном законом порядке вступает в силу.
2) Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.
Однако президентское вето может быть преодолено палатами Федерального Собрания. РФ. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Принятый Федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародовании. (право вето Президента не распространяется).
6. Опубликование (промульгация) закона. Официальная публикация – необходимое условие вступления в силу всякого закона.
Официальными источниками опубликования нормативных правовых актов являются «Российская газета» или «Собрание законодательства РФ».

 

Тема 16: Конституционно-правовой статус члена
Совета Федерации и депутата Государственной Думы

План:

1. Императивный и свободный мандат: понятие, составные элементы, отличительные черты.

2. Полномочия депутата. Досрочное прекращение полномочий депутата.

3. Формы осуществления депутатской деятельности.

4. Гарантии депутатской деятельности.

5. Депутатская неприкосновенность.

1 вопрос: Императивный и свободный мандат:
понятие, составные элементы, отличительные черты

Конституционно правовой статус члена Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 г. (с изм. и доп.) и др. федеральными законами.
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и др. нормативными правовыми актами.
Депутатом Госдумы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – это обусловленные социально-политической сущностью общества их права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями.
Элементами правового статуса являются: депутатский мандат; права, обязанности и ответственность депутатов; гарантии депутатской деятельности.
Одним из элементов правового депутата Государственной Думы является депутатский мандат.
Социально-политическая природа депутатского мандата заключается в том, что, с одной стороны, депутат – полномочный представитель народа, с другой – представитель государственной власти, а с третьей – член коллегиального представительного органа.
В основе возникновения депутатского мандата лежат два основания:
1.Волеизъявление избирателей.
2.Добровольность принятия депутатского мандата.
Свободное волеизъявление избирателей влечет за собой добровольность принятия гражданином депутатского мандата.
Законы о выборах требуют от каждого кандидата письменного заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты в любое время до выборов может в письменной форме снять свою кандидатуру.
На правовой статус влияет также наличие свободного и императивного депутатского мандата.
Под свободным мандатом понимаются полномочия, когда депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя из своих убеждений, в интересах всего народа.
При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.
Напротив, императивный мандат предполагает полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия.
Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его.
Следовательно, депутат не свободен в выборе позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям.
В юридической литературе нет единства в понимании содержания императивного мандата.
Наиболее распространенным является мнение, которое включает в понятие императивного мандата следующие три элемента:
1. Наказы избирателей депутатам.
2. Отчетность депутатов перед избирателями.
3. Право избирателей на досрочный отзыв депутатов.

2 вопрос: Полномочия депутата.
Досрочное прекращение полномочий депутата

Полномочия члена Совета Федерации РФ и депутата Госдумы РФ составляют их права и обязанности, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом о статусе депутата.
К основным полномочиям члена Совета Федерации и депутата Госдумы относятся:
1. Право законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы – это право депутата на внесение предложения о принятии нового закона, изменении или отмене действующего, законопроекты которого подлежат обязательному обсуждению соответствующим законодательным органом государственной власти.
2. Участие в заседаниях соответствующей палаты и парламентских слушаниях.
Член Совета Федерации, депутат Госдумы принимают личное участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами которых они являются, в порядке установленном регламентом палат Федерального Собрания РФ.
3. Внесение парламентского и депутатского запроса.
Депутатский запрос – это контрольное право депутата и члена Совета Федерации взять объяснения от определенных законом государственных органов и должностных лиц по любому вопросу их деятельности (Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и т.д.).

1. Право на получение и распространение информации.

Депутат Госдумы и члены Совета Федерации обеспечиваются информационными и справочными материалами, а также имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.
Член Совета Федерации, депутат Госдумы осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Они не могут быть:
1. Депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, а также выборным должностным лицом.
2. Находится на государственной или муниципальной службе.
3. Заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
4. Состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
Срок полномочий депутата Госдумы начинается со дня избрания его депутатом Госдумы и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения.
Срок полномочий члена Совета Федерации начинается с момента принятия Советом Федерации решения о признании его полномочий и прекращается в день, когда Совет Федерации подтверждает прекращение его полномочий.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

1. письменного заявления о сложении своих полномочий;

2. избрания депутатом иного законодательного органа власти или выборным должностным лицом (субъекта РФ, местного самоуправления);

3. поступления на государственную или муниципальную службу;

4. осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

5. утраты гражданства РФ ли приобретения гражданства иностранного государства;

6. вступление в законную силу обвинительного приговора суда;

7. вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности, о признании их недееспособными;

8. признания безвестно отсутствующими либо объявления умершими на основании решения суда;

9. призыва на военную службу с их согласия;

10) смерти члена Совета Федерации, депутата Госдумы.
Полномочия депутата Госдумы прекращаются досрочно и в связи с ее роспуском в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...