Вопрос: Отставка Правительства РФ: основания и порядок
Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» к основаниям отставки федерального Правительства относятся: 1. Отставка Президента РФ. Правительство РФ следует в отставку не одновременно с Президентом РФ, а слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116 Конституции РФ); 2. Коллективное заявление Правительства РФ об отставке (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ); 3. Индивидуальное заявление Председателя Правительства РФ об освобождении его от должности или невозможность для него исполнять свои полномочия. Основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуации, сложившаяся в Правительстве, и др. Прекращение полномочий Председателем Правительства РФ одновременно означает отставку Правительства РФ (ч. 3 ст. 7 вышеуказанного закона); 4. Решение Президента РФ об отставке Правительства РФ (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ); 5. Постановление Государственной Думы о недоверии и об отказе в доверии Правительству РФ (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ). Недоверие выражается Государственной Думой по инициативе депутатов, вопрос о доверии ставится Председателем Правительства РФ. Однократного выражения недоверия недостаточно, оно может не повлечь никаких юридических последствий, но если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выражает недоверие, Президент РФ обязан объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ по инициативе Председателя Правительства РФ, Президент РФ в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу с назначением новых выборов.
Тема 18: Конституционные основы системы органов судебной власти
План:
1. Понятие и структура судебной власти в РФ.
2. Принципы организации и деятельности судебной власти.
3. Конституционно-правовой статус судей.
4. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, состав, компетенция.
5. Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
6. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.
7. Конституционные основы деятельности прокуратуры РФ.
Вопрос: Понятие и структура судебной власти РФ
Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. В Конституции РФ термин «судебная власть» раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин «правосудие», которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные. Под судебной властью следует понимать самостоятельный и независимый вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Согласно п. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом судебная власть призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества. Правосудиепредставляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет свои специфические признаки: ? оно осуществляется от имени государства; ? осуществляется специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Основными задачами судебной власти являются: 1) обеспечение и защита от нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; 2) решение возникающих в обществе конфликтов и споров на основе закона; 3) контроль за законностью актов органов государственной власти и должностных лиц; 4) применение мер юридической ответственности за виновные противоправные деяния.
Носителем судебной власти в РФ является совокупность судебных органов, образующих судебную систему. Единую судебную систему России образуют:
1. федеральные суды;
2. конституционные (уставные) суды;
3. мировые судьи субъектов РФ.
В соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. единство судебной системы обеспечивается: ? установлением судебной системы России Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; ? соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями правил судопроизводства; ? признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; ? финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. К федеральнымсудам относятся следующие: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (это кассационные суды и они являются вышестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Федерации), арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: 1) Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. 2) Мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации. Таким образом, судебная система состоит из нескольких судебных подсистем, или юрисдикций: 1. Суды конституционной юрисдикции, к которым относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. 2.Суды общей юрисдикции включают: а) Верховный Суд РФ - возглавляет систему судов общей юрисдикции; б) верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; в) районные суды; г) военные суды. 3.Суды арбитражной юрисдикции включают а) Высший Арбитражный Суд РФ; б) федеральные арбитражные суды округов; в) арбитражные суды республик и других субъектов РФ.
|