Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного управления.




Все процессы, которые происходят в организации, можно раз­делить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознатель­ном воздействии на них.

Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определен­ном соотношении, что отражает совершенство и искусство управ­ления. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми, и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, а превалирование управляе­мых процессов зависит от эффективности управления и в опреде­ленных условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Так, чрезмер­ный бюрократизм рождает социальную напряженность, конфликт­ные ситуации. Ранее часто использовался термин «заорганизованность», который характеризует стремление всем и всячески управ­лять, даже в тех случаях, когда в этом нет реальной необходимости. Зачастую это возникает в результате необоснованных опасений, от­сутствия доверия к персоналу, непрофессионализма, а также на по­чве амбициозности менеджера.

Помимо того что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они имеют меру управления, т.е. являются управляемыми до определен­ной степени. Так, хороший и четкий исполнитель не будет выпол­нять распоряжений, идущих вразрез со здравым смыслом или юри­дическим законом.

Следовательно, можно сделать вывод: не все процессы могут быть (и являются) управляемыми, а управляемые процессы не мо­гут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.

31.Типология кризисного состояния экономических систем.       Общепринято классифицировать экономические кризисы: по широте охвата (отдельные, локальные, системные); уровням экономического обобщения (мега-, макро-, мезо-, микро-); причинам возникновения (циклические, закономерные, случайные); силе воздействия (катастрофические, разрушительные, болезненные); продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, кратковременные); источникам происхождения (внутренние, внешние, смешанные, искусственные); возможности преодоления (преодолимые самостоятельно, преодолимые с внешней помощью, непреодолимые).

В зависимости от категории кризиса вырабатывается система мер по его преодолению:

— на макроуровне — средствами национальной экономики, включая внешние заимствования;

— на мезоуровне — средствами региона, муниципалитета, а также субвенциями из федерального бюджета;

— на микроуровне — исключительно средствами хозяйственных организаций (поскольку они сами распоряжаются своим имуществом), а также путем административных вмешательств государственных органов (суд, прокуратура, комиссия по банкротству и др.).

Кризисные процессы на макроуровне и в хозяйственных организациях (фирмах) рассматриваются также в теории регуляции. Согласно этой концепции основной причиной институциональных изменений являются столкновения между социальными группами.

В общем виде с позиций теории регуляции выделяются следующие типы кризисов:

как результат «внешнего шока» (когда развитие системы заблокировано нехваткой внешних ресурсов);

структурный кризис (как результат противоречия способа развития с общественно-экономической динамикой макроуровня);

кризис системы регуляции (когда ее механизмы не в состоянии изменить негативные конъюнктурные процессы);

кризис способа производства (результат обострения противоречий в тех институциональных формах, которые определяют режим накопления; оказываются нежизнеспособными закономерности, на которых базируется вся организация производства, распределения, обмена и потребления).

Французский исследователь Р. Буайе выделяет следующие четыре типа кризисов:

1) нарушение характера (ввиду блокировки системы);

2) частичное нарушение в системе регуляции;

3) кризис системы регуляции;.

4) кризис режима накопления и системы регуляции.

32.Признаки кризиса: распознавание и преодоление.Преодоление кризисов – управляемый процесс. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности:

· масштабы,

· проблематика,

· острота,

· область развития,

· причины,

· возможные последствия,

· фаза проявления.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи может многое сказать об опасности кризиса, его характере. В управлении социально-экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Это контроль процессов развития и отслеживание их тенденций по критериям антикризисного управления.

Распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной деятельности должно быть поставлено на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методик анализа кризисных ситуаций и на-личия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления не ограничивается навыками нормаль-ного, успешного управления. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.

33.Сущность и возможность возникновения экономических кризисов.Сущность экономического кризиса проявляется в излишнем производстве товаров по сравнению с совокупным спросом, в нарушении процесса воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм.

Анализ причин экономических кризисов.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. (см. приложение А).

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Причины кризисов:

· финансово-экономическая ситуация в стране;

· острая конкуренция;

· непрофессиональное управление (ошибочные решения);

· рискованное развитие (стратегия);

· кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

· сложная социально-политическая обстановка;

· природные катаклизмы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...