Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научный стиль: жанры, лингвистические и экстралингвистические особенности.




Назначение науки – вскрывать различные закономерности. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления. Сфера научного общения требует точного логического однозначного выражения мысли, которая должна быть строго аргументирована.
Отличительные черты НС – точность в передаче инфо, информативная насыщенность речи, строгая логичность, аргументированность изложения, логическая завершенность текста.
Экстралингвистические признаки: точность, абстрактность, логичность и объективность.
В научном стиле выделяют ряд подстилей (жанрово-речевых разновидностей):
1) собственно научный (академический), 2) научно-учебный, 3)научно-деловой, 4) научно-популярный.
Собственно научный подстиль – академическое изложение, ориентир. на специалистов. Предполагает логическую стройность, систему аргументации, max информативную насыщенность данными. (жанры: монография, статья в научном журнале).
Научно-учебный подстиль – ориентирован на подготовку будущих спец-ов, развернутые дефиниции (определение научного понятия) понятий. Здесь речевые средства логического подчеркивания актуализированы в > степени, чем в собствнно научном подстиле.
Научно-деловой подстиль – представлен в патентных описаниях, реферативных изданиях, в аннотациях. Текст предельно насыщен инфо, изложение лаконично.
Научно-популярный подстиль – передача уже известной научной информации неспециалистам. Доходчивость, понятность изложения. Жанры – от строгого жанра энциклопедии до беллетризованного изложения, типа издания «Жизнь замеч.людей».
Лексику НР составляют три основных пласта: 1) общеупотребительные слова; 2) общенаучные; 3) термины.
Ососбенности общеупотребительной лексики в НС:
- глаголы быть в настоящ.времени – «есть»;
- дополнит. значение некоторых слов N: глагол «ориентироваться» - ориентироваться в местности или «ориентироваться» – направлять свою деят-ть.
- модифицир. Синонимические отношения общеупотр.слова под влияние контекстов N: гл. «полагать» - считать, думать, допускать и т.д.
- многократное употребление одних и тех же слов, прежде всего терминов.
Общенаучная лексика – это второй значительный пласт НР. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами (вопрос, задача, явление, процесс).
Третий класс лексики НС – терминология. Это ядро НС. Термины воплощают в себе основные особенности НС и точно соответствуют задачам научного общения. Благодаря тому, что термин обозначает научное понятие, он входит в систему понятий той или иной науки, к которой он принадлежит.
Своеобразными и типичными лингвистическими признаками для НР являются следующие: 1) особые ссылочные обороты (по Павлову, по Менделееву); 2) специализация слова «далее» в функции вводного слова со значением выражения отношения между частями высказывания; 3) использование глаголов состояния и некоторых других для выражения значений, свойств и качеств предметов; 4) своеобразное значение настоящего времени: а) настоящее регистрирующее или констатирующее (как полагает В.В. Виноградов) и б) настоящее обобщающей констатации (мы имеем дело…); 5) специализация местоименных слов в указательные функции и использование их в качестве средства связи (данный, известный, следующий); 6) широкое использование Род.п., связанное с вообще повышенной частнотностью Род.п. в НР.
Морфология НС. Основная смысловая нагрузка на существительные (именной характер научного изложения), глаголы – структурный элемент для соед.понятия, обозначения действий, состояний. Тенденция к обобщенности в представлении объекта исследования. Употребление вещественных и абстрактных сущ-ых во мн.ч. Много сущ. ср.рода на –ние,
-ство, -тие; субстантивир. прилагательные на –ое/-ее. Личные формы глагола ограничены 3-м лицом (настоящее неактуальное), активны причастия (в основном страдательные), возвратные глаголы. Активен несоверш.вид, т.к. эта форма имеет > абстрактное значение.
Для НР характерно употребление наиболее отвлеченно-обобщенных форм 3 лица мн.ч. ОН,






























Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...