Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Стилистика текста. Текст как объект литературного редактирования
Текст как объект литературного редактирования Термин «текст» многозначен. В филологии принято троякое его толкование. Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение. Первая трактовка - наиболее широкая. Она представляет текст как сознательно организованный результат речевого процесса, как мысль, облечённую в определенную форму для выражения определённого смысла. Стилистику текста интересует устройство и структура текста с точки зрения стилистических эффектов, связанных с синтаксическим строением речи. Связь предложений. Предложения текста должны быть связаны по смыслу. Два предложения оказываются связанными по смыслу в том случае, если они имеют какой либо общий компонент (слово или словосочетания). Существует три способа связи предложений в тексте. В первом общий компонент соединяемых фраз повторяется в каждом предложении. Он может быть заменен на лично-указательное местоимение или синонимом. Эта связь отражает последовательное движение мысли. Она называется цепной. Второй вид связи называется параллельный. Здесь каждое последующее предложение построено по типу предшествующего и имеет тот же порядок слов. Предложения не развиваются, а сопоставляются. Третий вид связи между предложениями – присоединение. В нем часть в виде отдельной как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению. Единицы текста. Любой текст состоит из предложений. Предложения в тексте – это доли информации, из которых складывается целая информационная картина. Отдельное предложение – это лишь часть мысли. Для более полного раскрытия текста требуется группа предложений, прозаическая строфа, представляющая собой несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, выражающих законченную мысль. Прозаическая строфа имеет: зачин, он оформляет начало мысли, микротемы строфы, развитие мысли, темы, концовку. Прозаические строфы не существуют в речи изолированно. Обычно одна тема развивается в двух или нескольких прозаических строфах. Тогда они образуют фрагмент. Схему связанной речи с точки зрения составляющих ее единиц можно представить следующим образом: предложение – прозаическая строфа – фрагмент – глава – часть – законченное произведение. Подход к тексту как к литературному целому – основополагающая концепция многих современных исследований в области редактирования берёт свое начало в первых пособиях, адресованных редакторам. Этот принцип был сформулирован уже К.И. Былинским в его книге «Литературное редактирование газеты». Закреплённость - важнейшее качество письменной речи - даёт ей известные преимущества перед речью устной. Две формы речи - письменная и устная - располагают разными средствами для того, чтобы облегчить адресату путь к её пониманию. Письменная речь не может передать ни мимику, ни жест автора. Письменная речь может быть более сложной по структуре, она допускает включение элементов различных знаковых систем (цифр, формул, рисунков, чертежей) и требует от адресата большей, чем речь устная, самостоятельности и аналитичности мышления. Немаловажно и то, что за одно и то же время прочитать можно почти в три раза больше слов, чем внимательно прослушать. Многие графические приёмы письменной речи не имитируют приёмы речи устной и имеют самостоятельное значение. Так, не имеет аналога в устной речи табличная форма организации материала. Прописные и строчные буквы могут указывать в тексте не только на значение грамматических форм, но и на эмоциональную окраску слов. Абзацный отступ не только графически проясняет архитектонику текста, но и сохраняет во многих случаях значение написанного «с красной строки».
|