Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Публицистический стиль. Лингвистические и экстралингвистические особенности.
ПС – функциональная разновидность речи, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, культурных, спортивных, деловых, научных и т.д. Наиболее полно ПС проявляется в газетах и общественно-политических журналах, а также на ТВ, радио, документальном кино. ПС выступает как в письменной, так и в устной форме. Эти формы в стиле тесно взаимодействуют и сближаются, причем в качестве основной выступает письменная форма. А такие ТВ-передачи как «Сегодня», «Вести» и др. – это устное воспроизведение заранее написанного текста. Более устными по своей природе являются разного рода выступления, беседы комментаторов, различного рода обозревателей и т.п. ПС имеет две основные функции, слитые в единстве, информативная и воздействующая. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях находит отражение и в характере коммуникативных задач, и в речевом воплощении. Причем это исторически начальная форма газет. СМИ до недавнего времени представляли собой партийный, общественный или государственный орган. Поэтому «чистая» информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи, их оценке была подчинена в основном функции воздействия или экспрессивной. Газета кроме того призвана просвещать массы, что обусловлено ее информационными задачами. Т.о. газеты выполняют и популяризаторскую функцию – сообщение о новых научных открытиях, о новинках техники, о фактах истории, о проблемах экономики и т.д. Вследствие этого газета обращается к средствам научной речи, однако, книжные средства взаимодействуют при этом с экспрессивными. Выделяется несколько функций газеты: информативная, просветительская, воспитательная, организаторская, аналитико-критическая, гедонистическая (развлекательная). Однако основной функцией является воздействующе-информационная с акцентом на аспекте воздействия. Специфика газетной речи заключается, прежде всего, в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности высказывания, но эта черта выступает не изолировано. Другой основной чертой ПР, связанной с экспрессивностью, является наличие стандарта. Следует учесть, что газета отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: создается в кратчайшие сроки, работает большое количество корреспондентов. Наличие многообразных газетных жанров, публикаций и материалов других сфер общения (объявления, приказы) – все это накладывает отпечаток на стилевые особенности языка газеты в целом. В результате почти неизбежно возникают речевые стандарты. Они появляются и в результате повторяемости тематики: сезонной, визиты, заседания правительства и ограниченного круга тем. Причиной порождения стандартов, а иногда и газетных штампов, является их стремление к экспрессивности высказывания. Поиски способов экспрессивности в условиях «газетного творчества» вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт, т.к. каждый удачный с т/з выразительности оборот подхватывается многочисленными журналистами и превращается в штамп (люди в белых халатах). Поэтому единство экспрессии и стандарта, по мнению Костомарова, составляет специфику газетной речи. Это единство становится стилистическим принципом организации высказывания в газетной публицистике. Экспрессивная функция газеты, обусловленная воздействующей направленностью, вызывает открытую оценочность речи, которая остро проявляется в полемике, в оценках различных мнений, в оценках действительности. Оценочность выражается в лексике. В большой частотности качественно-оценочных по семантике прилагательных и сущ.; в характере метафоризации; в отборе фразеологии, в особенностях использования синтаксических средств. Именно открытой оценочностью, явным выражением позиции автора ПС отличается от художественного. В отличии от художественных произведений в публицистике не подтекст, а сам текст определенно выражает авторское отношение к излагаемым фактам. Все это отражается в характере речи, в ее стиле. Речевая выразительность, экспрессия реализуется в стилевом эффекте новизны, в стремлении необычности, свежести словосочетания, а значит и семантике слов, а также в желании избегать одних и тех же слов, оборотов, конструкций в пределах небольшого контекста, в широком применении средств словесной образности. Свойственная газете рекламность выражается в особенностях заголовочных выражений, подзаголовков, обращениях к читателю, в проблемных вопросах и т.д. Для газет доперестроечных лет была характерна собирательность как выражение духа коллективизма, поэтому высока была частотность местоим. МЫ и НАШИ. Современной газете свойственно проявление индивидуального стиля, авторское начало, непринужденная диалоговая форма изложения обсуждаемой проблемы. Этому способствует активизация жанра интервью. Частично этим объясняется устно-разговорная стихия речи в газете. Информационная функция газеты проявляется в таких стилевых чертах как: 1) документализм; 2) сдержанность, некоторая официальность либо нейтральность, подчеркивающая значимость фактов информации; 3) обобщенность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичности; 4) аргументированность излагаемого. Считается, что ПС находится на пересечении научного и художественного стилей. Он, действительно, использует приемы и средства этих стилей, что проявляется в межстилевых взаимодействиях и усложнениях его структуры. Но все это не приводит к разрушению единства ПС, т.к. средства других стилей имеют в газете свою особую функцию. Многообразие стилистических средств и черт не одинаково представлено в газетах разного профиля и различных газетных жанров. К языковым средствам газетной речи, газетизмам, можно отнести языковые явления и единицы, которые характерны именно для этой сферы. В других же речевых сферах мало или почти не употребляются, поэтому несут на себе печать газетности (плюрализм, грядущий, свершение). Для газеты характерны новые значения у ряда слов, не имеющие общеупотребительного характера, но широко использующиеся в газете (рубеж, служба, география). Происходит именно нацеленность на новизну значений в газете. Постепенно такие газетные значения слов, утратив новизну экспрессии и семантики, становятся готовым фондом ПР. Другие средства, просуществовав недолго, уходят из употребления. Именно стремление к новизне выражения рождает в большом количестве новые слова и их значения в газете. В целом же газетная лексика неоднородна, она включает как книжные слова, так и разговорные, просторечные, но все это допускается с определенными стилистическими целями. Однако при этом некоторые разряды слов оказываются типичными для газеты. Например, общественно-политическая терминология, специальная газетная профессиональная лексика, а также большой круг заимствований и интернационализмов. В газете рождается и своя фразеология, причем как нейтральная, так и с оттенком официальности, оценочная (утечка мозгов). Устойчивые сочетания нередко переходят в штампы. Фразеологизмы мб как общеязыковыми, но наполненные острополитическим содержанием, социальной оценкой а) с негативной (загребать жар чужими руками); б) с положительной (работать с огоньком). Сюда же можно отнести газетные клише книжного происхождения (с чувством гордости). Имеет свою специфику газетный стиль и в области словообразования. Здесь бОльшая, чем в других стилях, активность некоторых суффиксов иноязычного происхождения (энергия, декларация). При этом особенно активным оказывается –изм- (плюрализм, популизм). Вероятно. Специфическими публицистическими можно назвать образование сущ. с –щин- (дедовщина, поножовщина). Употребительны в публицистике образования на –щин- от собственных имен (полтавщина). Как отмечают исследователи, активизируется в газетах –нича-ть в глаголах (дликатничать, хозяйничать). Активную роль играет словосложение. Характерны для газеты префиксально-суффиксальные образования (по-хозяйски). Проявляется специфика в газетной речи и в морфологии. Например, значение настоящего времени, которое называется настоящим репортажа. Оно передает действие как бы совершающимся на глазах у автора речи и определяет не столько само действие, сколько его признак, качество. Характерны для газеты и такие оттенки настоящего времени как ближайшее прошедшее, ближайшее будущее. В собственно функциональной стилистической стороне газетной речи реализуется две основные взаимосвязанные функции: воздействующая и информационная. Воздействующая функция проявляется, прежде всего, в новизне значений, возникающей благодаря расширению лексической сочетаемости слов. Это связано со стремлением выразить мысль броско, экспрессивно. Для газеты характерны хлесткие и меткие оценки, требующие необычных лексических сочетаний, особенно при полемике. Свойственны публицистике и метафоры, и метонимия, и особенно олицетворения. Для ПР характерно метафорическое использование терминологии (атмосфера в зале, фронт дождя). Экспрессивность выражения достигается широким использованием высокой книжной лексики, получившей специализацию газетной (долг, отчизна); и разговорной и просторечной (шумиха, грызня), а иногда и столкновение этих пластов. Созданию экспрессивности способствует и часто используемая оценочная лексика, в т.ч. эпитеты (важный, решающий); целые ряды экспрессивных определений-синонимов (огромный, грандиозный, гигантский). Используются в газете и метафорические перефразы, которые зачастую переходят в стандарты (служба погоды, служба здоровья). Речевая выразительность достигается и частым употреблением обновленных фразеологизмов, метафоризмов (мал Люксембург, да дорог). Высокую частотность в газетной речи имеют адъективные причастия (неуклонный, неугасимый). Экспрессия средств морфологии в газете осуществляется через категорию собирательности (форма числа сущ.) (зритель – всегда друг). Формы множественного числа сущ. приобретают значение обобщенной совокупности (наши отцы, деды). Высшую оценку экспрессии выражают формы превосходной степени прилагательного (самые решительные меры, жесточайший контроль). Оценочную функцию в газете часто выполняют прилагательные-коллоротивы (белый – прил./сущ.). причем они используются не для обозначения цвета, а для выражения отношения позиции автора. Некоторые из них терминологизируются и приобретают значение собирательности (зеленые). Функцию выразительности выполняют в газете и особое значение настоящего времени глагола. Особенно свойственно это художественно-публицистическим жанрам. Экспрессивности и эмоциональности ПР способствует субстантивация и оценочное использование числит., прил. и прич. (претворить в жизнь задуманное). В области синтаксиса используются средства так называемого поэтического синтаксиса – это антитезы, инверсии, параллелизм конструкций (Берлин – тогда и ныне). Интересно использование в стилистических целях однородных ЧП: употребление парами, повторение, градация, использование их с усилительными местоим., наречиями, частицами. Ряд номинативных предложений в целях изобразительности, парцелляция, введение в авторский текст прямой речи и разговорных конструкций. Стихия РР свойственна современным газетам. Это выражается не только в использовании разговорной лексики обычно оценочного характера, некоторых средств морфологии, но и оборотов речи и конструкций разговорного синтаксиса, интонации, обиходно-непринужденного общения. Нередко эти средства используются в контексте с книжными в том числе терминологическими, чем достигается особый стилистический эффект, правда он традиционный для публицистики. Особенной экспрессией и специфичностью в газете обладают заголовки, а также зачины текстов. Кроме прочих они выполняют рекламную функцию, т.к. от них зависит, будут ли читать данную публикацию. В заголовках активизируется новизна выражений, в частности те словосочетания и конструкции, которые не употребляются широко в других сферах общения (про семью с печатями). Характерно, что своеобразие газетной речи наиболее явственно, широко и многогранно выражается в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы. Информационная функция реализуется также многообразными средствами разных уровней, чаще используются общеязыковые средства и способы передачи сообщения информации. Здесь ярче обнаруживается взаимопроникновение стилей. Информационнаяфункция осуществляется через логико-понятийную сторону речи, которая отличается нейтральностью, точностью и объективностью выражения. Она проявляется в газете, прежде всего, в использовании науч., официально-дел., общественно-полит. терминологии, в широком употреблении собственных имен, наименований учреждений, организаций, газет и т.д. Это мб привлечение крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок, активное использование аббревиатур, сложных слов терминологического характера (ООН, ЮНЕСКО). На газетной полосе часто выступают специалисты в области истории, экономики, политологии и т.д., поэтому терминология и обороты речи соответствующих наук проникают в газету (акции, дефолт, ядерное топливо). Информационной функции служат пассивные конструкции в сообщениях, обобщенно-личные формы глагола информационной семантики. С информационной функцией связан и именной характер газетной речи, который выражается в высокой частотности отыменных предлогов (в деле, в области), сложных отыменных союзов (в связи с тем что), в глагольно-именных устойчивых оборотах с ослабленным значением глагола (нанести удар – нанести визит). Активность сложных синтаксических конструкций связана с аналитичностью и нередко обобщенностью. Синтаксис ПР отличается отточенностью формулировок несмотря на достаточную сложность. Здесь активны причастные и дееприч. обороты, обособления, логические определения, подчинение. Активизация подчинения связана с аргументированностью речи в современной газете. Информационно-комменитирующие и аналитические публикации отличаются нередко нейтральным тоном речи. Однако публицистические аргументации в отличие от научных преследуют цели убедить читателя в правильности авторской концепции. Аргументация направлена на то, чтобы мнение автора стало мнением адресата. При этом она обращена не только к интеллекту читателя, но и к его чувствам и воле. Средствами и приемами убеждающей речи являются и средства диалога. Отсюда широкое употребление вопросно-ответных комплексов, риторических вопросов. Синтаксис убеждающей речи не обходится без специальных средств (акцентуаторов), подчеркивающих модальность уверенности автора. Все это ведет к тому, что в публицистике при аргументации логическое дополняется риторическим (различные тропы и фигуры), а диалогичность вызывает использование средств РР. Поэтому в газете информационно-аналитическая и экспрессивная функции обычно выступают в единстве. Соотношение обеих стилистических функций публицистики и средства их реализации проявляются неодинаково в разных газетах и газетных жанрах. Однако характерно, что в текстах разных жанров явно проступают общие черты газетно-публицистического стиля. Это с одной стороны информативность и стандартность, с другой – экспрессивность и оценочность речи. Как и всякий стиль ПС – явление историческое, т.е. претерпевающее изменения. Стилистика современной газетной речи по сравнению с предшествующей имеет заметные новации, которые однако не изменяют основных принципов и специфических черт. Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Более характерными для нее являются аналитичность, доказательность изложения, но это не умоляет экспрессивности. Просто способы и средства несколько меняются, а острая полемичность, свойственная многим современным газетным публикациям, опирается на проверенные стилистические средства воздействия на читателя и создает новые. Изменения в ПС обусловлены его экстралингвистической основой. Лишь за последние 10 лет в нем под влиянием изменившейся политической ситуации в обществе появились заметные новации. Наиболее ярко они отображаются в следующих моментах: основная ф-ция воздейств.-информатив. сохраняется, хотя реализация их в речи в известной степени изменяется. Значительно расширяется просветительская и популяризаторская ф-ции в связи со стремлением ликвидировать белые пятна в истории страны. Стилистико-речевое воплощение всех этих ф-ций на газетной полосе видоизменяется. В связи с провозглашением нового типа мышления и изменением ситуации в мире инф-ция на многие международ.темы становится более сдержанной, спокойной, доброжелательной по тону, лишенной резко негативных окрасок, приближается в целом к нейтральному стилю изложения. Информация о встречах в верхах, заключаемых соглашениях и т.д. сохраняет свой прежний информативно-официальный хар-р. Информационные сообщения на темы внутренней жизни страны приобретают черты яркой оценочности, острой критичности. Комментирование фактов и событий сопровождается порой ироничными замечаниями. Такие изменения происходят в речевой реализации этой ф-ции. Еще более заметно изменились в газете просветительская и популяризаторская ф-ции. Речевая реализация их имеет открытую, порой резкую, оценочность, эмоциональность. Это касается и проблемных статей, статей-прогнозов, в которых вместе с тем усиливается и аналитическое начало, аргументированность изложения. В связи с этим возрастает их теоретичность, как и воздействие НС на ПС. Аналитизм и аргументированность изложения, сменяющие декларативность и догматизм, углубляются и расширяются, проникают в различные жанры. На смену собирательности изложения приходит речь от первого лица и большая степень индивидуализации стиля. Это касается как отдельных публикаций, так и целых газет, имеющих свое «лицо» («Независимая газета», «КоммерсантЪ»). Воздействующая ф-ция современной газеты, оставаясь ведущей, значительно изменяет стилистико-языковые средства своего воплощения. В газете появляется тон доверительной беседы, увеличивается в тексте доля диалоговых форм изложения (в аналитических жанрах это противопоставление двух или более точек зрения). Экспрессивно-эмоциональные и образные средства при этом не утрачиваются, они сохраняются, изменяются лишь в частных окрасках, преобразуются семантически. Кроме этого создаются и новые экспрессии. Характерной чертой проявления экспрессивности в современной газете становится стихия устно-разговорной речи, в том числе иногда и с налетом митингового стиля, бескомпромиссной оценочности, с разговорными интонациями, ироничность, афористичность и разговорный синтаксис. Рекламная ф-ция в газете реализуется путем широкого обращения к развернутым подзаголовкам. В жанровом отношении происходит своеобразная перегруппировка жанров, на первый план выходят диалогические жанры. Ушла в прошлое передовица, появляются новые жанры. Однако все эти изменения не коснулись сущностных сторон ПС. В целом же принцип соединения экспрессии и стандарта, использование важнейших стилевых черт, свойственных газете, - все это остается. Заметно меняется состав языковых единиц, некоторые особенности использования языка. Говоря о будущем, некоторые авторы считают, что наиболее живучими и перспективными окажутся информационно-аналитические и издания по интересам. Однако с этим можно поспорить, т.к. предназначение газеты не только информировать, но и воздействовать на читателя. Газета, как разновидность публицистики, обслуживает именно сферу политических отношений, а здесь нельзя ограничиться только лишь информированием.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |