Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Журналистика и социология: особенности взаимодействия.




Социология – наука о закономерностях становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей

Под симбиозом двух видов Деятельности имеется в виду именно их взаимообогащение, а не поглощение одного другим. Общее:

- относятся к обществоведческой сфере, при том, что социология в большей мере ориентирована на прогнозирование развития процессов и явлений, а журналистика больше погружена в текущую практику;

- руководствуются сходными принципиальными установками: гуманистическая направленность, социальная ответственность, гражданская заинтересованность, стремление к получению надежной и достоверной информации;

-у них общие объекты исследования и отражения – современное общество и его структурные компоненты, взятые и в объективном (факты, поведение), и в субъективном измерениях (мнения, интересы, отношения),

- применяется примерно одинаковый комплекс методов труда, среди которых социологи отдают предпочтение массово-статистическим и формализованным методам, а журналисты – углубленному знакомству с индивидуально-конкретными явлениями;

- основной адресат для социологов – специалисты и органы управления, для журналистов – массовая аудитория;

- взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину, в которой статистически значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнедеятельности общества.

Социология журналистики- отрасль социологии, изучающая: журналистику (средства массовой информации) как социальный институт; аудиторию и рынок СМИ; журналистские тексты; использование социологических методов в работе журналистов; специфику социального мышления журналистов и др.

Методы социологических исследований в журналистике

1.Наблюдение - сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. 2.Эксперимент - сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3.Анкетирование - сбор количественных данных на основе представленной анкеты.

4.Интервью - метод сбора качественной информации. Должно проводиться только специалистом-социологом. Бывает свободное и стандартизированное.

5.Анализ документов -- сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин

6. Контент-анализ -- сбор информации посредством массовой печати.

С помощью социологических методов изучаются следующие компоненты журналистки:

1. Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология [социально-демографические характеристики, ориентации и т. п.]): социальных институтов; СМИ, журналистов; аудитории.

2.Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе:потребности, интересы;функции, цели, мотивы; содержание и направления; методы, способы; результаты, эффекты.

3.Взаимоотношения СМИ с другими участниками информационного процесса:  властями; другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами; аудиторией и общественным мнением; журналистами.

4.Условия функционирования социальных субъектов: в широком понимании – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества,

- в узком понимании – финансовое положение, материально-техническая база, кадровое обеспечение и т. п.[1]

 

Аудитория СМИ: методы исследования социальных потребностей и интересов.

Аудитория СМИ - это общее количество зрителей, имеющих возможность потреблять продукты деятельности СМИ. Различают реальную и потенциальную аудиторию. Аудитория СМИ неоднородна. Она структурируется, сегментируется в соответствии со множеством критериев: возраст, образование, экономическим критерием, этническим, региональным и др. Различные сегменты аудитории предпочитают разные виды продукции и в разной степени вовлечены в процесс потребления информации, имеют неравный доступ к ресурсам.

Кроме того, социальные группы, образующие аудиторию СМИ могут воспринимать информацию.

Деятельность СМИ ориентирована на аудиторию, без которой невозможно существование этого социального института. Именно наличие аудитории делает коммуникацию массовой, также это экономическая составляющая – привлекать и удерживать максимум внимания читателей, зрителей, слушателей.

Изучение аудитории СМИ — сложное и трудоемкое дело, но оно по­могает определить, насколько успешно СМИ представляет новости своей аудитории и насколько удачно оно привлекает читателей, в ко­торых рекламодатели видят своих потенциальных клиентов.

Исследования аудитории СМИ многообразны по своим целям, но их можно условно разделить на три основных направления.

Направления исследования аудитории СМИ:

1.Изучение воздействия СМИ на аудиторию – изучение эффектов или последствий СМИ. При этом основное внимание уделяется визуальным СМИ, телевидению. Последнее время все больший интерес вызывает и воздействие интернета. Социализация – один из эффектов воздействия СМИ на аудиторию.

2.Изучение отношения аудитории СМИ к производимой ими продукции. В данном случае изучение аудитории позволяет понять тенденции развития массового сознания, ценностной динамики. Этот тип исследования – изучение ОМ.

3. «Измерение аудитории» - сбор количественной информации о тех, кто потребляет продукцию СМИ, о востребованности того или иного типа продукции. Это, в первую очередь, определение рейтингов тех или иных программ. Данный тип исследований носит в чистом виде коммерческий характер.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 493.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...