Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические принципы и нормы журналистики




Профессиональная этика — это юридически не оформленные, но тем не менее известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные обществом.

Помимо правового регулирования существует этическое регулирование деятельности СМИ. К социально ориентированным профессиям общество предъявляет повышенные требования. Профессиональная журналистики регулируется нормами, которые сообщество вырабатывало в историческом процессе. Большая часть из них была сформирована в 20 веке. Для нас наиболее важен «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года). Здесь оговариваются такие понятия, как профессиональный долг, честь и совесть. 10 принципов, которые требуют от журналиста соблюдения законов своей страны, распространять только достоверную информацию и не прибегать к незаконным и недостойным способам получения информации. Кодекс обязывает сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации. Противодействовать экстремизму, уважать честь и достоинство людей, которые становятся объектами его внимания. Запрещается использовать свое положение в личных целях. Кроме того, журналист должен сознавать, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

Также существует «Кодекс профессиональной этики журналиста»(принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и международные принципы этики журналиста.

«Международная декларация принципов поведения журналистов» (Принята Конгрессом МФЖ в 1954 году. Поправки внесены на Конгрессе Международной федерации журналистов в 1986), «Международные принципы профессиональной этики журналиста»(приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года ).

Международные принципы профессиональной этики в журналистике. предоставляет право граждан на достоверную информацию, Объективное освещение событий - долг журналиста . работа журналиста здесь выступает социальноответсвенной. Он обязует журналиста быть честным. И беспечивает общественный доступ к информации. Также кодекс обязывает журналиста уважать частную жизнь, общественные интересы, всеобщие ценности

Добавлю, что одним из первых проблему объективности журналистов затронул еще Михаил Ломоносов.

Кодексы не обязательны для исполнения, но являются показателем профессионализма журналиста. Иногда нарущение этики приравнивается к нарушению закона. Например, в случае с клеветой.

 

Проблемы диффамации в СМИ.

Диффамация – распространение сведений, не соотв. действительности, порочащих честь, достоинство или дел. репутацию физ. (юрид.) лица.

Д. регулируется ст. 152 ГК РФ, законом о СМИ, ст. 129, 130 УК РФ.

Условия Д.:

  1. Наличие факта распространения сведений;
  2. должно происходить распространение факта, а не мнений, оценочных суждений; (мнения и суждения не влекут ответ-ти, за искл. оскорбления)
  3. распространяемые сведения д.б. ложными.

 

За Д. наступает след. ответ-ть:

  1. обязанность опровержения распространенных сведений, не соответствующих действительности, по решению суда;
  2. возмещение ущерба, причиненных Д. в отношении лица;
  3. компенсация морал. вреда;
  4. уголов. ответ-ть в случае клеветы, оскорбления.

 

 

Понятие творчества в журналистике. Этапы творческого процесса.

Творчество –деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной уникальностью. (Владимир Федорович Олешк45о (доктор философских наук, профессор, зав. каф. период. печати УрГУ) дает такое определение: «творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».

Субъект творчества (творческая личность) является основным элементом творческого процесса.

Помимо творческой деятельности, есть и репродуктивная,призванная воспроизводить, тиражировать однажды созданные объекты. Т.е. перед человеком ставятся определенные цели, даются аналоги.

Все области творчества имеют две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество именно как любительское, это первая фаза его развития. Любительское творчество осуществляется вне рамок должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности. Область творчества выбирается самостоятельно, в зависимости от склонностей и характера личности.

Профессиональное творчество становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной человеческой общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и ответственностью за качество результата.

Деятельность журналиста – творческая. Это обусловлено и содержанием создаваемых им информационных продуктов, и совокупностью способов и методов журналисткой деятельности. 

В системе журналистской деятельности формируется творческая индивидуальность журналиста, то есть особая форма самовыражения личности в творческой среде.

Этапы творчества (по Лазутиной)

1.Обученность: такой уровень освоения профессии, при котором надо решить творческие знакомые задачи и поэтому можно обойтись, в основном, уже знакомыми приемами.

2.Умелость: используются полученные навыки, не копируя, действуя в необычных условиях создается нечто новое.

3.Мастерство: это высшая форма профессионализма, ситуация, когда человек достигает максимума в развитии своего творческого потенциала, он способен формировать новые методы.

Этапы творческого процесса журналиста (по Лазутиной)

Начальная стадия творческого акта в журналистике – это осознанная, целенаправленная познавательная деят-ть, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Познавательная деят-ть в журналистике – сложный процесс, который отнюдь не сводится только к сбору фактов. Журналист должен, во-первых, установить факт, то есть выявить, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружил себя данный факт. Во-вторых, журналист должен определить существенные связи этого факта (прежде всего причинно-следственные), то есть понять, чем вызвано его появление и как он может сказаться на положении дел. В-третьих, журналист должен разглядеть те краски факта, те его детали, которые помогут превратить его в структурный элемент будущего текста, в средство для выражения инф-ции.

Все это относится только к конкретному факту, а ж-сту приходится работать, в основном, не с отдельным фактом, а с ситуацией, как с совокупностью взаимосвязанных фактов.

ВАРИАНТЫ познавательного процесса:

1. Ознакомление с ситуацией – наиболее простой вариант

2. Журналистское исследование – подготовка проблемного материал, призванного выявить неочевидные связи, определить возможные пути решения проблемы.

3. Журналистское расследование - когда исследование ситуации требует раскрытия неизвестных, скрываемых фактов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 708.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...