Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции журналистики в современном обществе




Функции журналистики многие авторы выделят по-разному. Это происходит из-за разного понимания актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ.

 Я. Н. Засурский выделяет следующие функции:

– информационная;

– аналитическая;

– развлекательная.

Особняком стоит формирование повестки дня – фокусирование внимания на наиболее актуальных проблемах, определение болевых точек социальной жизни.

Московская школа журналистики выделяет (Прохоров Ев. Павлович):1. Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией. 2. Идеологическая, Прохоров предлагает схему массового сознания. Три кружочка: большой (общественное мнение), в нем поменьше (историческое сознание), во втором еще поменьше (делится на 2 равные части: мировоззрение и миросозерцание). Ответственны за формирование мировоззрения аудитории, формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне. 3. Культурно-образовательная. Методологические функции журналистики: 4. Рекламно-справочная - журналистика помогает человеку организовать свой быт, к справочным материалам в журналистике примыкает реклама. – 5. рекреативная(эмоциональную сферу человека); - 6. организаторская(подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты, Это такая взаимосвязь функций. Журналистика занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. С..Г. Корконосенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций журналистики.

С позиции общества, журналистика выполняет функции: интеграции, познания (самопознания). С точки зрения отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация (результатом исполнения становится специфическое содержание общественного мнения), организация, функции ориентации (социализации индивида), психологической разрядки, психогигиены. Для самих работников печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебно-профессиональнуюф. (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие).

Журналистика занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения в первую очередь. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. Сегодняшними особенностями работы аудитории с информацией является явные признаки атрофирования сознания.

 

Роль журналистики в становлении гражданского общества России

Модернизация и демократизация политической системы современной России предполагает расширение объема и уровня политического участия граждан. Наше политическое и собственно человеческое развитие также связаны с активным творческим созиданием свободной личности, открытого стабильного общества, его диалога с государством. СМИ – главный источник информации для основной массы населения. Одной из приоритетных функций средств массовой коммуникации должно быть формирование социума как субъекта социального действия, повышение его общественно-политической активности. Большинство российского населения (56 %) разделяет пассивную культуру, или культуру наблюдателей, которая характеризуется высоким уровнем интереса к политическим процессам и низким уровнем участия в политических акциях/мероприятиях. Оценка роли СМИ в процессе формирования политической культуры неоднозначна. В современном обществе функционирование масс-медиа определяется потребностями рынка, поскольку экономика доминирует над этикой и культурой. На страницах региональной прессы превалирует информация, ориентированная исключительно на потребительские интересы читателя. В силу этого информационные материалы, имеющие развлекательно-сенсационную направленность, формируют и закрепляют в обществе идеологию потребления, что не способствует оптимизации таких категорий, как гражданский долг, ответственность, патриотизм и т.д.

Центральная пресса, в свою очередь, размещая сведения, рассматривает читателя как члена определенной социальной группы, более широкой общности (этому посвящены разделы о политике, религии, социальной сфере). Следовательно, общероссийская пресса в большей степени, нежели региональная, является средством концентрации читательского интереса вокруг социально важных вопросов. Однако читатели доверяют, местным изданиям, считая их новости наиболее актуальными и объективными, что снижает силу воздействия центральных газет. Экономические новости, при кажущейся идеологической нейтральности, также направлены на формирование у населения конформистской позиции. В них превалируют сообщения о достижениях отечественных производителей, повышении уровня и качества жизни населения, успешной реализации различных социально-экономических проектов и т.д. Оптимизация же у населения исключительно физической активности ведет к ущербной духовности, поскольку внимание аудитории смещается в сторону гедонистического.

Массированный информационный поток, обрушившийся на российскую общественность, не исключает информационного дефицита. Слабо освещается деятельность общественных институтов, их успехи, достижения и трудности. Это не позволяет населению адекватно оценить значение гражданского общества. Современная медиаполитическая система России характеризуется высокой концентрацией государственных и муниципальных СМИ. Выбор основной массы населения ограничивается вариантами, которые предлагаются относительно постоянной группой лиц, а независимость института средств массовой коммуникации от управленческих структур сильно преувеличивается.

Относительно самостоятельные масс-медиа, безусловно, присутствуют как на федеральном, так и на региональном уровнях, но они не обладают достаточными техническими либо кадровыми характеристиками для оказания качественных информационных услуг и обеспечения доступа к ним широкой общественности. В итогемы получаем «низкопробные» программы и статьи, которые не вызывают интереса у потребителя, а порой даже раздражают его.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 758.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...