Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российские СМИ в условиях формирования рыночных отношений: новые формы и методы работы.




Переход от вертикальной партийной идеологии к горизонтальной коммерческой, обусловленный:

  • распадом Советского Союза и уходом в прошлое КПСС, определявшей основные параметры печати. Сразу уходят в прошлое и прокоммунистические издания.
  • Распадом административно-командной системы управления, определявшей многие элементы типологии печатных изданий, радио и телевидения. Не стало вертикали прессы. Теперь – горизонталь, основой которой являются демократические принципы (функционирование самостоятельных автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)

СМИ приобретают независимость. Имущество становится собственностью журналистских коллективов. Появляются частные медиакомпании.

В российской журналистике появлялись все новые типы изданий, в которых главной темой становится политика, а главным принципом - серьезный подход к ней. Это в первую очередь "Независимая газета", "Известия", "Новое время", "Сегодня", "Коммерсантъ"

Печать разделилась на:Качественную (Коммерсант, Ведомости) и массовую (КП),Государственную (дотации из казны) и коммерческую (самостоятельно),Официозную (точка зрения Правительства) и независимую (т.з. издателя, учредителя),Правящую (пропаганда политической и экономической линии властных структур) и оппозиционную (критика существующего режима),Политизированную (сосредоточение на политической борьбе) и деполитизированную (содержание не затрагивает политических вопросов),Деловую (ориентация на бизнес-класс) и развлекательную (досуг),Легитимную (официально зарегистрированную) и нелегитимную (не признает над собой властных структур),Национальную и транснациональную.

Появляются и новые формы печатных изданий – семейные журналы (Караван Историй) телегиды (Телесемь, Антенна), электронные версии газет и журналов (Спорт-Экспресс), издания, продолжающие тематику телепрограмм (Смак), русские версии известных западных журналов (Максим, Космо).

Изменилось также количественное соотношение различных видов изданий. Партийная политическая печать была потеснена бурно растущей информационно-коммерческой прессой и отраслевой печатью динамично развивающихся секторов рынка – компьютерного, строительного, автомобильного и др.

Уход в регионы. Усиленно развивается местная пресса и малые по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. Местные газеты распадаются на две категории: газеты для области и газеты для города. Городская газета имеет больше возможностей для поддержания контакта с аудиторией. Ей проще приобрести постоянного читателя. Если говорить о минусах местной прессы, то это ее замкнутость на локальных проблемах. Российским и международным новостям уделяется мало внимания.

Изменение функций.Главной задачей прессы становится широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни. Эти газеты стараются осуществить право граждан на информацию и подают сообщения без идеологического нажима. Появляются рекламные и развлекательные изданий, которые интересно просто полистать.

Новые группы изданий.Широко развивается и отраслевая печать. Появляются новые издания в правовой сфере, в сфере образования, аграрные издания и др. Стало появляться множество газет, журналов и телепрограмм, где основной темой была религия. Кроме религиозных изданий практикуется и выпуск религиозных приложений в общеполитических газетах («Русь православная» в «Советской России, «НГ-Религия» в «Независимой газете»). Сейчас на телевидении существует даже специальный православный канал, что невозможно было представить во времена застоя. Пресса для богатых и бедных. Такой вид газет и журналов трудно было представить в советской журналистике. «Luxury Life» - для богатых. На противоположном полюсе – издания для бедных и социально уязвимых слоев. Например, газета Свердловского областного правления «Голос надежды» освещает новости из организаций инвалидов, правовая помощь, острые проблемы взаимоотношений. Таких газет по стране – единицы.

 

Государство, власть, бизнес, СМИ: реалии 90-х годов XX века

«Закон о СМИ» 1990, 1991 г. – отмена цензуры. Заканчивается монополия гос-ва, рост газетно-журнальной периодики, частных изданий, появление тех СМИ, большинство из к-ых есть сейчас. СМИ переходят на самоокупаемость. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент.

К 1998 г. у федерального правительства из печатных СМИ имелись: «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных – телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс».

Вместо однообразных партийных газет, стали появляться качественные и массовые. Появление газет партий (КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и др.) и не выражавших открыто своей партийной привязанности, стремящиеся к объективности, независимости своих суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Общая газета», «Труд». Как и в советский период значительным количеством изданий представлена аграрная, женская и молодежная пресса. Все больший размах в отечественной журналистике получают религиозные издания.

Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ» (включает газету «КоммерсантЪ», еженедельники «КоммерсантЪ-Власть» и «КоммерсантЪ-Деньги», журналы «Домовой», «Автопилот», «Столица») и «Экономика и жизнь» (газеты «Экономика и жизнь», «Спортивная Москва», журналы «Журналист», «Чудеса и приключения» и более 50-ти центральных, региональных, отраслевых и специализированных изданий, общий тираж которых превышает 1 млн. 200 тыс. экземпляров).. Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. В столицах автономных республик, в краевых, областных и районных центрах наряду с общественно-политическими издаются деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы.

Мощными конкурентами газет и журналов становятся электронные средства массовой информации, в том числе Интернет.

К 2000 г. сформировалась следующая система телевизионных СМИ: государственное ТВ, включающее каналы РТР, «Культура», региональные телекомпании; концерн медиа-мост В. Гусинского, куда вошли НТВ, «НТВ-плюс», «НТВ-кино», «ТНТ» (твое новое телевидение), в структурах Б. Березовского оказались каналы ОРТ, «ТВ-6»; в информационном холдинге мэра Москвы Ю. Лужкова – «ТВ-Центр», «РЕН-ТВ», кабельное ТВ «Столица».

Развитие интернета, появление сайтов СМИ, новых он-лайновых СМИ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...