![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что понимается под фундаментальными исследованиями?⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Фундаментальные научные исследования — экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результаты — гипотезы, теории, методы и т. д. Научные исследования могут иметь разные цели. В соответствии с этим выделяют педагогические исследования - фундаментальные (научные) и прикладные (практические). Знания о фундаментальных исследования, по мнению В.В. Краевского, Е.В. Бережновой, необходимы для: 1. для повышения уровня методологической культуры педагогов-исследователей; 2. для дальнейшего более интенсивного развития фундаментальных и прикладных исследований в педагогике. Цель фундаментальной науки - знание о мире как он есть сам по себе, т.е. объективная картина мира. Конечная цель науки прикладной – получение инструкций, рекомендаций, предписаний для использования чего-либо в практике. Поиск истинного знания – цель фундаментального исследования, для прикладного же истина инструментальна, здесь ценностью является технологическая эффективность знания. Большинство ученых считает, что на базе фундаментальных исследований проводятся исследования прикладные. В педагогике фундаментальные исследования открывают закономерности педагогического процесса, выстраивают общетеоретические концепции науки, ее методологию, анализируют историю. Они направлены на расширение научных знаний, указывают пути научного поиска, создают базу для прикладных исследований и разработок. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовки учителей. Предмет прикладных исследований более органичен и направлен на практический результат. Прикладные исследования чаще всего продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им. Они выступают промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Важно подчеркнуть, что фундаментальные и прикладные исследования различаются не по своей сложности и ценности, а, прежде всего, по целевой ориентации. Фундаментальные исследования служат увеличению объема знаний в данной области, прикладные же исследования решают конкретные частные задачи в области обучения и воспитания. Фундаментальные педагогические исследования, отражающие открытие концептуального знания, адресованы, главным образом, научным сотрудникам, преподавателям кафедр, аспирантам, методистам. Результаты фундаментальных исследований - исходные концепции, подходы, направления, основополагающие идеи в области обучения, опубликованные в книгах статьях, монографиях, научных отчетах, диссертациях. Билет 21 Охарактеризуйте методологические подходы к проведению исследования в образовании. Понятие "методология" педагогической науки. Термин "методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: 1) методология - это учение о научном методе познания; 2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке; 3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки. I уровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Выделяются: - общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика); -частно-научная (методология педагогики или др. науки); -предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и. т.д.) В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии: Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности. Функции методологии педагогической науки: 1> гносеологическая (познавательная) функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов; 2> праксеологическая (преобразовательная) функция - обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость; 3> аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.; 4) рефлексивная функция - направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя - педагогической науки; 5) функция нормативного предписания - показывает "что должно быть и как"; 6) эвристическая (творческая) функция - заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки. Билет 22 Назовите причины проблем исследовательской деятельности в начальном образовании |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 688. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |