Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Библиографический поиск литературных источников.




Приступая к поиску литературных источников, необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

· «Что искать?» (это вопрос о видах информации, которые обнаруживаются в процессе поиска);

· «Где искать?» (это вопрос об источниках библиографической информации);

· «Как искать?» (это вопрос о последовательности и глубине библиографического поиска);

· «Где записывать?» (это вопрос о способах фиксации найденной библиографической информации);

· «Как записывать?» (это вопрос о структуре и правилах библиографического описания научного документа).

Этот этап подразумевает:

а) работу в библиотеке с алфавитным, предметным и систематическим каталогами;

б) работу со специальными журналами за последние 5 лет с целью ознакомления с новейшими достижениями в решении исследуемой проблемы;

в) работу со словарями и справочниками по отработке понятий нового аппарата научной терминологии, относящейся к исследуемой проблеме.

Данный этап работы завершается составлением рабочего списка использованной литературы и источников.

На этом этапе автор проводит конспектирование, которое осуществляется в форме свободного изложения, но обязательно со ссылкой на источник и его автора, а также в форме цитирования. Цитированием сопровождаются наиболее важные моменты, которые необходимы для подтверждения достоверности изученных фактов, мнений, взглядов.

Картографические источники – это также один из важнейших источников знаний: карта используется при изучении многих дисциплин, и особенно, географии. Без карты география не может обойтись. Карты служат как самостоятельным источником знаний, так и необходимым дополнением к тексту.

Важным источником информации являются также статистические данные, оформленные в виде таблиц.

Библиографическая и научная информация. Библиографическая информация – это информация о том, где (в каких источниках) содержится известное знание. Библиографическую информацию можно также определить как совокупность сведений, включаемых в библиографическое описание научного документа. Последнее предполагает отражение сведений об авторе, заголовке, месте издания, годе издания и т.п. научного документа. Таким образом, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе или его составной части, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей его характеристики и идентификации.

Научная информация – это информация о самом содержании уже известного знания, совокупность сведений об объектах и процессах действительности, являющихся предметом систематического изучения и представленных в перцептивной и рациональной форме.

Различают несколько классификаций научной информации, выделяемых по различным основаниям.

По степени аналитико-синтетической переработки информации выделяются следующие виды:

• первичная, представляющая собой непосредственные результаты научно-исследовательской работы, например, статья, монография;

• вторичная – результат аналитико-синтетической переработки первичной информации, содержащейся в одном научном документе, например, реферат, аннотация;

• третичная – обобщение существенной первичной информации, содержащейся в нескольких научных документах, для выделения главных моментов проблемы, например, в виде аналитического обзора.

По назначению:

• массовая, предназначенная для всех;

• специальная, предназначенная только для специалистов.

По способу опубликования:

• опубликованная и

• неопубликованная.

По предметной области:

• биологическая;

• историческая;

• медицинская;

• педагогическая;

• психологическая и т.п.

По содержанию (внутри предметной области):

• информация о научных фактах (класс А);

• информация о научных гипотезах, концепциях, теориях, объясняющая и объединяющая некоторую совокупность научных фактов и связей между ними (класс Б);

• информация, объединяющая некоторую совокупность научных фактов, гипотез, концепций, теорий, образующая основу данной науки или области знания (класс С);

• информация, отображающая общий подход к познанию в некоторой области знания, т.е. информация методологического характера (класс Д).

По уровню подробности информации об имеющихся в науке знаниях:

• информация об общих подходах, имеющихся трактовках и позициях авторов, работающих по теме исследования (информация 1-го уровня подробности);

• более детальная информация об основных принципах, положениях и методах работы автора в разработке темы исследования (информация 2-го уровня);

• детальная информация обо всех тонкостях позиций авторов, обоснований и доказательств полученных ими теоретических и экспериментальных данных (информация 3-го уровня).

По типу важности для исследователя, т.е. по субъективному критерию:

• релевантная информация. Отвечает на информационный запрос исследователя по некоторой интересующей его теме;

• пертинентная информация. Как правило, исследователя интересуют лишь отдельные аспекты определенной исследовательской темы. Поэтому пертинентная информация – это информация, описывающая конкретные аспекты проблемы исследования, т.е. отвечающая на непосредственную информационную потребность исследователя. Именно в этой информации прежде всего заинтересован исследователь в процессе информационного поиска;

• прототипная информация. Не вся пертинентная информация, собранная исследователем, будет положена им в основу его работы, поскольку одна и та же научная проблема может решаться с позиций различных школ, течений, направлений. Поэтому прототипная информация – это та научная информация, на которую непосредственно опирается в своей работе исследователь и по отношению к которой он получает в ходе своего исследования новую научную информацию.

Источники библиографии. Библиографический поиск может осуществляться посредством просмотра как специальных библиографических изданий, так и первичных научных документов (статей, монографий и т.п.).

К источникам библиографической информации можно отнести:

- справочники, словари, энциклопедии;

- библиографические издания, списки.

В крупных библиотеках составляются списки литературы по наиболее актуальным темам в различных областях науки. Исследователь может обратиться с соответствующей просьбой к библиографу, и если в библиотеке есть списки литературы по изучаемой теме, время поиска литературных источников значительно сокращается;

- прикнижную и пристатейную библиографию;

- реферативные журналы, индексы. В реферативных журналах указываются не только библиографические сведения об источнике (фамилия и инициалы автора, название, место, год издания и т.п.), но и дается краткая характеристика его содержания;

- алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;

- обзоры, отчеты;

- библиографии библиографий. Библиография библиографий представляет собой обзор источников информации, появившихся за определенное время или объединенных по какому-либо признаку.

Более подробную информацию об исследованиях, выполняемых по интересующей теме, следует искать в самих публикациях: монографиях, сборниках, статьях научных журналов.

Поиск библиографических источников по теме исследования можно начать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библиографами относительно имеющихся списков литературы, знакомства с библиографическими указателями, включая библиографии библиографий. Целесообразно просмотреть литературу за период от пяти до десяти лет в зависимости от вида выполняемой научной работы – курсовой, дипломной, магистерской, кандидатской диссертации.

Основным источником подбора литературы являются каталоги, имеющиеся в каждой библиотеке. Если же в них не оказалось необходимой научной литературы, обращаются к услугам межбиблиотечного абонемента (МБА), по специальному заказу необходимые книги можно затребовать из любой библиотеки России.

Почти во всех книгах есть список литературы, который дает представление о наиболее значительных работах в соответствующей научной отрасли.

Фондовые материалы представляют собой отчеты научных или производственных организаций о проведенных исследованиях по определенной теме и хранятся в фондах (архивах) тех учреждений, где были составлены.

Способы фиксации библиографической информации. Найденную библиографическую информацию можно фиксировать с помощью рабочего списка литературы и источников по теме исследования.

Рабочий список целесообразно вести по видам источников: 1) монографии, учебники; 2) статьи; 3) авторефераты, диссертации 4) фондовые материалы и другие источники.

На каждый вид источников резервируется определенное количество пустых мест (номеров) для записи найденных публикаций. Например, на крупную форму (монографии, учебники) закладываются 99 мест и резервируются номера с 1-го по 99-й. На мелкую форму (статьи) – 49 мест (обычно статей бывает меньше, чем монографий и учебников) и резервируются номера с 100 по 149. Номера с 150 по 199 – на диссертации, авторефераты, содержащие наиболее концентрированную научную информацию. И номера с 200 и далее – для фондовых и других материалов. Таким образом, рабочий список литературы в состоянии охватить 200 с лишним источников, что достаточно для подготовки обзора даже для кандидатской диссертации. При выполнении курсовой или дипломной работы объем рабочего списка можно сохранить, но заполнить гораздо меньше пунктов и оставить остальные места свободными.

Достоинство рабочего списка литературы заключается в том, что в нем каждый источник получает только один номер. В результате в дальнейшем, при проведении просмотрового и изучающего чтения, вы можете оперировать не полным библиографическим описанием литературного источника, а его номером.

Рабочий список литературы следует отличать от списка литературы, который приводится в конце начисто оформленного научного произведения. Первый заполняется по мере нахождения библиографических источников без учета алфавита и имеет смысл лишь в сочетании с гипотетическим содержанием по теме исследования. Можно сказать, что он является элементом исследовательской «кухни». Список литературы в конце оформленной научной работы приводится в соответствии с ГОСТом 7.1.-2003. (см. ниже.).

Правила библиографического описания научного документа. Составление библиографического описания научного документа регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления. Библиографическое описание документа состоит из приводимых в определенной последовательности фрагментов (областей описания). Каждый из них содержит сведения о конкретном признаке издания, статьи и т.п.

Схема библиографического описания научного документа предполагает указание следующих сведений:

· Заголовок (фамилия, имя, отчество одного автора, как правило, первого, если их не более 3-х);

· Заглавие (название книги, указанное на титульном листе):

· Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывающие тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.);

· Сведения об ответственности (содержащие информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ);

· Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке, количестве томов для многотомников, и т.п.);

· Место издания (в именительном падеже); издательство или издающая организация, год издания;

· Объем (сведения о количестве страниц, листов).

Пример:

Шарина У.В. Факторы, влияющие на смертность в регионах России (на примере смертности от болезней системы кровообращения): Дипломная работа / У.В. Шарина. – М.: МНЭПУ, Экологический факультет, 2000. – 65 с. (Кафедра экологии человека экологического факультета МНЭПУ).

Билет 8

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, и только потом вести поиск нового материала.

Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

беглый просмотр всего содержания;

чтение в порядке последовательности расположения материала;

выборочное чтение какой-либо части произведения;

выписка представляющих интерес материалов;

критическая оценка записанного, его редактирование и "чистовая" запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной; очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка.

Нужно собирать только научные факты. Научные факты - это элементы, отражающие объективные свойства вещей и процессов. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда

довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений. Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по их видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гуманитарным.

В числе источников большое место занимают научные статьи. Они могут быть классифицированы по-разному. С позиций достоверности целесообразно делить научные статьи на те, которые относятся к техническим наукам (научно-технические статьи), и те, которые относятся к наукам гуманитарным, в частности, общественным.

В области техники, математики, естествознания часто приходится иметь дело со статьями, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Наряду со сведениями, относящимися к ходу исследований, в таких статьях приводятся данные об апробации полученных результатов, об их состоявшейся или возможной реализации, об экономической или производственной эффективности и др. Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, об ее теоретической и практической значимости.

Следует выделить научно-технические статьи, в которых могут содержаться результаты незаконченных научных исследований. Такие результаты считают предварительными, поэтому они должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст диссертации. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает соискатель. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т. е. определяться потребностями разработки темы диссертации.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Способов регистрации отбора фактического материала несколько:

записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений;

выписки из анализируемых документов, литературных источников. При этом обязательно на таких выписках точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно найти.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.

Билет 9

 Организация и методика исследования. Проведение педагогического эксперемента.

Учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности и способности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов. Поэтому любому учителю, работающему в школе, гимназии или лицее, необходимо знать основные методы педагогического исследования.

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

- определение задач и целей (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (какой результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытою (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование- разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование -заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

-определение характера информации, которую необходимо получить;

- составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

- составление первого плана вопросника;

- предварительная его проверка путем пробного исследования;

- исправление вопросника и окончательное его редактирование.

По объективной направленности различают вопросы, выяв ляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого (лучше это делать в конце опроса); отношение опрашиваемого к событиям, явлениям (здесь в ответах возможна неискренность); действия опрашиваемых или других лиц (для получения более достоверной информации необходимо вводить контрольные вопросы); мнения о совершенствовании изучаемого явления.

При проведении анкетирования, интервьюирования делается вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые вопросы должны быть интересными и недискуссионными. Следующие вопросы постепенно усложняются. Вопросы интимного характера задаются в конце опроса. Последние вопросы уточняют предыдущие. Время проведения опроса от 15 до 25 мин.

 

 

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут представить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент- специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает:

- опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

- активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

- измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

- теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

- методический - разработка методики исследования и его плана, программы) методов обработки полученных результатов;

- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический - количественный и качественный анализ, ин терпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки на пример, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий(развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и со держания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения. Трудности экспериментального метода состоят в том, что исследователю необходимо владеть техникой проведения эксперимента, обладать особой деликатностью, тактом, щепетильностью со стороны исследователя, умением устанавливать контакт с испытуемым.

Перечисленные методы называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Методы теоретического исследования.В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлении. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.

В теоретических исследованиях используют индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

- составление библиографии - составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирование - сжатое изложение основного содержания работы;

- конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

- аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;

- цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных).

Ранжирование (ранговая оценка) - расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и их соотнесение с допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена, если больше 0.5 - завышена.

Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы - показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Этапы исследования. Нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное(научно-практическое), которое должен уметь проводить каждый творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку по лученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материален (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической - проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов и другие методы).

Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И наконец, составляется методика исследования отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.

Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования (Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М., 1977).

Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения.

Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс. Новые педагогические знания распространяются через устные выступления исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. В.А.Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.-Киев, 1969.-С. 214).

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 561.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...