Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальный конфликт как фактор групповой динамики




К содержанию групповой динамики относятся практически все внутригрупповые процессы, с помощью которых традиционно описывается интрагрупповая активность:

· интрагрупповое структурирование,

· лидерство и руководство,

· межличностные конфликты,

· самоопределение личности в группе и групповое давление,

· формирование групповой сплоченности и совместимости,

· межличностная идентификация,

С точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой последовательность ряда универсальных стадий, характеризующихся сконцентрированностью на определенных динамических процессах. В современной социальной психологии обычно выделяется пять таких стадий: формирование, смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашения, достижения и свершения, завершение.

Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса "сплоченность — напряжение" в сторону последнего и сконцентрированностью участников на межличностных отношениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе реального взаимодействия происходит постепенное разрушение "фантомов", связанных с распределением базовых ролей на первом этапе. Иными словами, реальной подоплекой многочисленных межличностных конфликтов, возникающих на данной стадии, как правило, является вопрос о власти и месте каждого участника в неформальной групповой иерархии.

На четвертой стадии группового развития сплоченность преобладает над напряжением, но последнее сохраняется на достаточно высоком уровне. Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели. Важно понимать, что данная стадия жизненного цикла группы ни в коей мере не является бесконфликтной. Другое дело, что конфликты не носят здесь преимущественно личностный характер и, как правило, связаны с различием подходов к решению общей задачи.

Функции социального конфликта

Социальный конфликт выполняет целый ряд функций не обязательно деструктивных, но и конструктивных.:

1.информационно-познавательная

Интеграция (сплоченность)

3.адаптационная

Дисфункция (разрушительное последствие)

некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.
Конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
«В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, таки противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития»1.
Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.
Внутренние конфликты (в группе, организации, обществе) выполняют следующие функции:
создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);
социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
адаптация и социализация индивидов и групп;
группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
установление неформальной иерархии в группе и обществе, втом числе выявление неформальных лидеров.
Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
Конфликт несет в себе негативные функции, когда:
ведет к беспорядку и нестабильности;
общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
борьба ведется насильственными методами;
следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
возникает угроза жизни и здоровью людей.
К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.























Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения в конфликте:

Принуждение

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, ставит свои интересы намного выше интересов оппонента, более того, можно сказать, что они его никоим образом не интересуют. Выбор стратегии принуждения в результате сводится к выбору - борьба или взаимоотношения.

Если личность выбирает борьбу, то стиль ее поведения характерен для деструктивной модели. В данном случае активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она показывает свою эффективность и значимость только в двух случаях. Первый: при защите интересов от нападения на них со стороны конфликтной личности. Например, сложно управляемая конфликтная личность часто отказывается выполнять непривлекательные для нее задания и предпочитает свалить свою работу на других. Второй: при угрозе уничтожения организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация - кто кого пересилит. Особенно часто с ней можно столкнуться при реформировании предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер, и в таких случаях человек, стоящий за интересы этих подразделений, должен занимать жесткую позицию.

Уход

Данная стратегия отличается желанием не ввязываться в конфликт. Она характеризуется низким уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы соперника и является взаимной, т.е. это взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
- предмет конфликта не особо важен ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

- предмет спора наоборот имеет важное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае конфликт может исчерпаться, а во втором случае он может иметь рецидив.
Таким образом, данная стратегия может использоваться, если:
исход не столь важен для вас поэтому на него не стоит тратить силы;
у вас тяжелый день, а решение этой проблемы возможно вызовет дополнительные неприятности;
ситуация накалилась до предела и вам хочется охладить ее скорее;
вы хотите выиграть время, чтобы найти информацию или заручиться поддержкой;
у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
вы чувствуете, что у другие сильнее вас.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

3. Компромисс

Компромиссную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки.
Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений. При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:
- компромисс не может рассматриваться как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка - это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы;
- компромисс может и исчерпать конфликтную ситуацию. Такое возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, двое рабочих претендовали на место, которое будет свободно через год. Но спустя несколько месяцев эту должность сократили, и конфликт был исчерпан;

Существует активная форма и пассивная форма компромисса. Активная форма компромисса проявляется в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс - отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе, перемирие может быть обеспеченно бездействием субъектов конфликтного взаимодействия. Именно отсутствие своеобразных «сражений» в нашем примере дало возможность сотрудникам не разрушить их взаимоотношения;
Мнимыми условия компромисса могут быть, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Можно сказать, что данная стратегия используется, когда:
сила власти у сторон одниковая, а интересы взаимоисключающие;
вам хочется быстро решить все, так как у вас нет времени;
вы не требуете сверхточного решения;
кратковременная выгода – это то, что нужно;
остальные подходы оказались недейственными;
компромисс позволит сохранить отношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

4. Сотрудничество

Личность, пользующаяся данной стратегией, на одинаково высоком уровне оценивает интересы соперника и свои собственные. Основа данной стратегии – баланс интересов и признание ценности межличностных отношений.
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет очень важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве невозможно и говорить. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
То есть данный стиль можно использовать, когда:
для сторон очень важен исход спора, и поэтому никто не собирается уступать;
ваши взаимоотношения длительные и прочные;
вы имеете в запасе время на решение проблемы;
вам известны пожелания оппонента относительно этой проблемы;
стороны способны не только слышать, но и слушать друг друга;
стороны предпочитают на равных условиях решать решение проблемы.

Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта.
Стратегия сотрудничества, будучи одной из самых сложных стратегий, показывает желание оппонентов вместе решить существующую проблему.

 

































Семейные конфликты

Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. Семейные конфликты - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Считается, что эффективное супружеское взаимодействие определяется динамическим равновесием понятий "МЫ" и "Я". Равновесие действительно является динамическим, ведь в каждый момент времени существует акцент только на одном из двух понятий. При слишком сильном развитии составляющей “МЫ” – всегда существует опасность торможения личностного роста одного из супругов (а иногда и обоих). Если сильно развит "Я"–компонент – возникают предпосылки для разобщенности и обид.

Можно выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:
• разные взгляды на семейную жизнь;
• неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
• пьянство одного из супругов;
• неверность;
• неуважительное отношение друг к другу;
• нежелание участвовать в воспитании детей;
• бытовая неустроенность;
• неуважение к родственникам;
• нежелание помогать по дому;
• различия в духовных интересах;
• эгоизм;
• несоответствие темпераментов;
• ревность и т. д.

Конфликты можно поделить на два типа в зависимости от их разрешения.
Созидательный — представляет собой определенное терпение в отношениях друг к другу, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, старание изменить сложившиеся отношения. Итог: налаживаются доброжелательные отношения между супругами, общение становится более конструктивным.
Разрушающий — представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», больше проучить, свалить вину на другого. Итог: исчезает взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.

Физиологический конфликт. То есть партнеры, например, имеют совершенно разные биологические циклы (один – жаворонок, второй - сова), и на фоне этого обязательно возникает конфликтная ситуация.

Психосексуальный конфликт

В эмоциональном конфликте основной проблемой является нехватка очевидных проявлений любви со стороны одного из супругов.

Статусно-ролевой, когда один из партнеров в паре демонстративно не уважает другого, и всячески принижает его роль

Возрастным конфликтом является непонимание, возникающее между людьми, зрелость которых находится совершенно на разных уровнях.

Ценностный конфликт. Если жизненные приоритеты двух людей слишком различны и не находят точек соприкосновения

Материальный конфликт.

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов следует рассматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 607.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...