Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пересказ литера произведений




Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Пересказ худож произвед положитвлияет на связность детской речи. Дети след образцу литерат речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, котор вызывают интерес дет, формируют умен описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Подлинно художес произвед развив у реб эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют разв навыков выразите речи у дет.
Произведения для пересказа. Содержанием для пересказа может быть не всякий литерат материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются след требования:1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт дет; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знако герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; 2. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое знач имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть. Существуют разн виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; В д/с использ, глав образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче др и яв-тся средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в под к шк гру. При пересказе с творческими дополнениями стар дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения. Требования к пересказам дет таковы:· Осмысленность, т. е. полное понимание текста, является главным в обучении.· Последовательность и связность пересказа.· Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.· Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа. Методика обучения пересказыванию в раз возраст груп имеет как общие, так и специфические особенности. В мл гру дет учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети трет го жизни рассказывают вместе со взро , в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»).Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель,. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).Дети четв года пересказывают хорошо знак сказки и рассказы, Запоминанию литер произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, кукол театров, Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и реб . При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Во вт мла гру осуществляется в процессе ознак дет с худ лит . Бол знач имеют индив занятия, в процессе кот создаются условия для активного участия каж реб в пересказе. Начиная со сре гру програм д/с предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации дет при пересказывании яв-ся занятие со всей группой. Типичная структура занятий по пересказу: 1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.5. Пересказы дет.6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, Во всех груп испол разн методич приемы обучения пересказыванию. Условно их можно раздел на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) анализ и оценку речевой деят-ти дет. В сред гр дет учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразит передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать рус наро сказки «Кур ряба рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», В нач года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее. В беседу включают упраж, развивающие навыки вырази пересказа

Например, в беседе по рассказу К. Д. Ушинского «Гуси» можно поставить такие вопросы: как хозяюшка манила гусей, как она звала их? Каж пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети. В стар гру дети пересказ рус нар сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы. Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим дет к пересказу. Осно ее назнач – помочь дет осмыслить содерж произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, использ различ приемы привлеч внимания дет к языку произведения, к авторской харак-ке героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. В ст гр широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем,- и план, составленный им вместе с детьми. Сначала дет предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказал.Н. Толстого «Пожарные собаки»). Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию дет, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Рекомендуется проводить занятия по пересказу нескольких знак сказок и рассказов по предложению воспитателя или выбору самих дет . В под к шк гр значительно усложняется литератур материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают рус нар сказки «Заяц-хваста», рассказы. Повышаются требов к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности. В этой гру применяются выборочный пересказ, пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

 

 


Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний дет об игруш лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспит дет и разв наблюдательности. Занятия с игрушками носят творчес хар-р, на них развиваю мышление и воображение. Игрушка вызывает положит эмоции, желание высказаться. Поэтому она испол как средство обуч описанию и повествованию. Для обуч монологической речи испол след виды игрушек:· дидактич (матрешки, пирамидки,); · сюжетные (образные): куклы, машины, · наборы, составленные воспитателем или дет, – мальчик, девочка, сани, Поскольку каж новая игрушка выз у реб радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье,). Виды занятий по игрушкам.1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отнош реб к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Описание игрушек может проводиться в виде дид игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды). Для описания след подбирать игрушки, кот бы привлекали вним дет, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах;). 2. Сюжетные рассказы (повествования).· рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить дет сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индив и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма,),.На занятии обуч описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две кошки – одна белая, другая черная, Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную,». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче разв сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.Значительное место занимают дид игры на описание. Усложняются их содер и требов к речи. В игре «Магазин игрушек» реб-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Если в мл дош дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются В стар дош игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения. В подг к шк дается более полное описание признаков В ста возр продолжается работа над структурой высказывания. Реч деят- ть детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний

 

 

Рассказывание из опыта

Обуч рассказыванию из опыта программа рекомендует начи со стар груп Но можно начинать такое обуч гораздо раньше. Уже на 4 г жи дет можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В сре гру дет учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в ст гру – самостоят рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило. Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети в д/с и дома, какие события произошли в их жизни. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предварительно почитать на данную тему книгу. Нельзя предлагать такую тему, по которой у них нет никаких знаний и впечатлений. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать. Рассказы из опыта можно разделить на 2 вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту); рассказы, отражающие индивид опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»;«Расскажи о своем доме»).
1вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им.
 2вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взро. Наиболее эффективны и широко исполь вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде реч деят-ти дет свою специфику.В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка дет рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и реб и др. Говоря с детьми об их индивид опыте, педагог не знает подробностей, потому и вопросы имеют общий хар-р («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос задается в естественно-разговорной форме. Др прием обуч дет яв-ся рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий.
 В мл дош возр настоящего рассказывания повоспоминаниям еще нет. Это первоначальная ступень обучения. Высказывания детей несовершенны, для них характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребенок живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе или брате); о том, как прошел выходной день. Разговор-беседу связывают с наглядным материалом. Беседовать следует до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Необходимо учить детей слушать других и дополнительными вопросами уточнять детские высказывания. По достижении четырех лет реб уже может повторить обобщающий рассказ воспитателя. В сре дош возр обуч начин с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или дет . Реб рассказывает о том, как помогает маме, что он видел на улице, как провел праздник, какой подарок подарил маме. Стар дошк свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрас группах.Усилия направлены на разв у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. В стар груп расширяется программа ознакомления с окруж миром, появляются новые темы, связанные с общественными событиями, с трудом взрос, с трудом самих детей («Что мы видели в библиотеке», Помощь детям в рассказывании из индивид опыта может заключаться в совместном обсуждении плана. Поскольку начало вызывает затруднения, можно обсудить с реб, какими словами он хочет начать свой рассказ, а затем, если это необходимо, подсказать текст начала.

 

 




Творческое рассказывание

Возможность развития творч реч деят-ти возникает в ст дош возр , когда у дет появляется достаточно большой запас знаний об окруж мире, который может стать содержанием словесного творчества. Словесное творчество – наиболее сложный вид творч деят-ти реб. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, кот дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что реб должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Словесное творчество дет выражается в разл формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований). На 1 этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детс творчество. Реб надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особ роль играет искусство. Произведения искусства помогают реб острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению худож образов в его творчестве. 2 этап – собственно процесс дет творчества, когда возникает замысел, идут поиски художест средств. На 3 этапе появля новая продукция. Реб интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие.

Творческий рассказ – продуктивный вид деят-ти, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у дет правильного отношения к окруж жизни, воспитания уважения к старш, любви к младш, дружбы и товарищества. Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Подарок маме», Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера «Подарки маме к 8 Марта» В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. В подгот к шк гру задачи обуч творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Испол все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором реб забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...