Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология и особенности разв связн речи в дош детстве. Зад и содерж обуч связ речи.




В эмоцион обще взро и реб выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взро и реб обогащаются, расшир круг предметов, с котор он сталкивается, а слова, кот раньше выражали только эмоции, начин становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Реб овлад своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огром знач во всем последующем развит реб, яв-ся начальным этапом в разв функции общения. Складывается особый тип общения, при кот взрос говорит, а реб отвечает мимикой, жестом, движением. На основе понимания, сначала очень примитивного, нач развиват актив речь дет. Реб подражает звукам и звукосочетаниям, кот произносит взрос, сам привлек внимание взро к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для разв реч общ дет : зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на др чел , формир реч слух, произвольность произнесения. К концу перв – нач вто г жизни появл первые осмысленные слова, но они преимущественно выраж желания и потребно реб. Только во вто поло втор г жизни слова начин служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента реб нач испол слова для обращения к взр и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общ со взро . Постепенно появл первые предложения, сначала из двух, а к двум го из трех и четырех слов. К концу втор г жизни реб слова нач грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух осно функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. На тре г жизни быстрыми темпами разв как понимание речи, так и актив речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь мал реб ситуативна. Ее смысловое соде понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возр дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. В дош воз происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Гл особенностью этого возр яв-ся возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деят- ти дош, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взр о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия разв связн речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи реб переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определ зада и хар-м его общения с окружающими. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словар состава и грамматического строя род яз, с развитием умения произвольно использовать средства языка. В мл дош возр речь связана с непосредственным опытом дет, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах реб переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта. Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и коро рассказы, самостоятельно рассказ по игруш и картин. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. В ста дош воз дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы др, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Хар-ер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной дея-ти.

Задачи и содер обуче связной речи

Прогр д/с предусматривает обуч диалогич и монологич речи. Работа по разв диалоги речи направлена на формир умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует слож умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Собственно реч умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым чел , занятым, разговаривающим с др); поддерживать и завершать общение.
Умения реч этикета Рече этикет–это.правила.речевого.поведения, В реч этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.В гр ран воз став задача разв понимания речи окруж и использования активной речи детей как сред общения. Дет  учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых. В мл дош воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.
В сре дош дет приучают охотно вступать в общение со взрос и сверст, отве на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
 В стар гру след учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвеч на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Дети ста дош должны владеть разнообразными формулами речевого этикета (Алеша, помоги, мне, пожалуйста;), употреблять их без напоминания .Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых;.

Задачи и содерж обуч монологической речи определяются особенностями разви связной речи дет и особенностями монологического высказывания. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие осно признаки: целостность (единство темы,); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте – цепная, параллельная и лучевая связь. Наиболее распространена цепная связь, при которой основными средствами связи являются местоимения, лексический повтор (Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну.Окно было открыто.) и синомимическая замена (Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась). Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на кот опирается реб .В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дош воз наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Описание – это харак-ка предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. В д/сдети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей. Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой яв-ся сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях Дети дош воз составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая – само объяснение или доказательство. Дети дош воз овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы.
 Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.
Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память. Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. В сре гру дети пересказывают содер не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, кот они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. В стар гру дети связно, последовательно пересказывают лит произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, харак-ки персонажей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы Ста дош дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. В подг к шк гр дет учат строить разн типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использ разных типов внутритекстовых связей. Усложняются зад и содер обуч детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без нагля материала.

 

 

23. Беседа как метод обуч диалогической речи

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошк педагогике как метод ознакомления с окру и одновременно как метод развития связной речи. Содержанием бесед яв-ся программный материал по ознакомл дет с окруж жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деят- тью дет в д/с. Содержание должно быть педагогически обосновано, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают вним реб , активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения кот проводится беседа, понятен и близок опыту детей. Примерная тематика бесед.Темы, отражающие явления общественной жизни: «Наш д/с», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др. Темы труда: работа родите, труд почтальона, строителя: результаты труда, Беседы, отражающие труд самих дет: «Мы – дежуре», Беседы об использовании техники в домаш труде: «Что машины помогают делать вд/с», Между тем беседа – лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознак с окруж (экскур, наблюд , прогулки), если у дет есть знания и опыт, требующие упорядочения. классификации бесед. Она выделила 3 типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая дет на тот или иной вид деят-и. 2. Беседа, сопутствующая деят-ти и наблюд дет. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт дет. Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение нов знаний, явл-ся обычно связующим звеном между имеющимся у дет опытом и тем, кот они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе дет деят-ти, экскурсий, наблюд и объединяет дет общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее – стимулировать и направлять внимание дет на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содерж беседы определяется процессом наблюдения. Происходит обмен мнениями. Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на др. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от дет дополнительных ответов. Основной в д/с яв-ся беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Методика проведения обобщающей беседы: отбор содержания, определение структуры беседы и характера вопросов, использ нагляд материала и индивид подход к детям. Окончание беседы характе-ся определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различ в зависимости от ее хар-ра и содержания. Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении мла дош воз испол беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматр игрушек, картинок. В сре дош воз преимущественно испол беседы, кот сопровождают получ новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).В ста дошк возрасте пров все виды бесед.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...