Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнение эмпиризма и рационализма как основных гноссеологических позиций ф-ии Нового времени




Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит кразного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.

Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование, что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».

Эмпиризм Ф. Бэкона. Идея науки и идеал ученого. Теория идолов. Индуктивная методология. 

Эмпиризм (от др.греч. - опыт) - направление в теории познания Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), социальное назначение науки выразил предельно четко и лаконично: «Знание – сила. К идолам площади, Бэкон относит коллективные заблуждения (вера в авторитеты, мифы и т.д.). Ф. Бэкон подводит под свою методологию мировоззренческую базу. Вся окружающая нас природа – это материя, совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи является движение.

Философия Р.Декарта. Принцип рационального сомнения.

 Метафизический принцип: «Я мыслю, следовательно, существую». Дерево как метафора философии. 

И Декарт поставил своей целью создать логику творческого мышления, логику интеллектуальной интуиции. Эта логика основывается на четырех простых правилах. Первое – надо принимать за истинное лишь то, что воспринимается разумом ясно и отчетливо. Второе – надо делить рассматриваемую сложившуюся проблему на более простые проблемы. Третье – надо от решения простых проблем переходить к более сложным. Четвертое – надо делать обзоры каждого шага, чтобы ничего не осталось без внимания. Но интеллектуальная интуиции как и аристотелевская дедукция для построения содержательного знания нуждается в исходных содержательных предпосылках. Из опыта их получить невозможно, потому что он не дает всеобщего и необходимого знания. И Декарт ищет их в самом мышлении. Оно, усомнившись во всяком знании, тем не менее, констатирует свое сомнение. Но то, что сомневается, мыслит. Значит, существует нечто мыслящее: «Я». Отсюда знаменитый вывод Декарта: «Я мыслю, значит, существую». Исходя из этой предпосылки Декарт, пытался вывести идею бога, а затем убеждение в существовании внешнего мира.

Система научного знания

Система научного знания Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Таким образом, основные стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование);в-третьих - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

Метод сомнения как путь к аксиоме «я мыслю, следовательно существую» (пересекается с 39

Метафизические размышления Декарта (пересекается с 39) как и 39

Методология Декарта.

 4 правила аксиоматико-дедуктивного метода. Методы Декарта:

"Лучше медленно идти,ноправильно".Умом нужно управлять. Руководства умом-методы(4правила):

1.Нужно начинать с идей,облад. критериями истиным: ясность и отчетливость. Аксиологическое знание-путем интелектуальной интуиции(состояние ума,в кот. идеи станов. ясными и отчетл.) Нач.рассуждения должно исходить из аксиом. Треб:непосредственность; из него мы могли б вывести др.знания.

2.Правила деления. Сложное нужно разделить на простое.

Простое- сведение к аксиматическому знанию.

3.Правило сложения. Получение сложного знания. От простого к сложному. Это дедукция

4.Получение знания из размышления,но эти идеи сущ-т и в природе. Связь между мышлением и природой. Мысль должна быть последовательной и всю цепь рассужд. надо удерживать в памяти.

Критическая философия И. Канта. Понятие философии ( четыре вопроса, три критики, три способности души).

Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения". Три способности души: познавательная, чувство удовольствия и неудовольствия и способность желания. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 751.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...