Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Платон «Апология Сократа»: структура работы, формулировка обвинений, логическая аргументация речей афинского мыслителя




Ф-я, как особая форма мировоззрения (см. 1 вопрос)

Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и на место и роль человека в мире. Специфика мировоззрения связана с тем, что это не просто знания о мире (и человеке), а оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения

Структурафилософскогознания:онтология,гнесеология, антропология,этика,эстетика,логика,аксиология.

Онтология - учение о бытие сущего. Гносеология-учение о познании, истине. Антропология-учение о сущ-ти человека. Этика - учение о добре и зле. Эстетика - учение о прекрасном, возвышенном. Логика - учение о формах и законах мышления. Аксиология - философская дисциплина, исследующая категорию «ценность».

4. Периодизация античной философии.

1) Натурфилософия. Фюзис - природа (греч.). От Фалеса к Анахсагору. Главная проблема-проблема устройства мира, проблема первоначала. 2) Софисты. Сократ 5 в до н.э..Смена проблематики от природы к человеку и обществу. 3 )классический период. Платон, Аристотель 4 в.до н.э. 4) эллинистический .3-2 в.до н.э. Эпикур, стоики 5) Неоплатонизм От 1в до н.э-6в.нэ

Натурфилософия. Проблема первоначала в милетской школе.

Натурфилософия - философию природы, в центре проблема космоса, природы, всего сущего. Прежде всего нужно познать законы природы, поскольку они управляют всеми вещами.жизнь чел-а подчинена этим законам, познав эти законы, мы похнаем жизнь. Милетская школа - философская школа, основанная Фалесом в Милете. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы этой школы размышляли над первым философским вопросом: «Что есть первоначало бытия сущего?» Первоначало исполняет роль единого, т.е.объединяющего. Утверждали идею единства мира (как материальное, так и разумное единство). Космос - украшенное бытие. Философия возникла из удивления перед мирозданием. От созерцания космоса к размышлению о единстве мира развивалась мысль. Архе: Фалес-вода, Анаксимандр-апейрон, Анаксимен-воздух.

6. Пифагорейская школа. Понятие «архе». «Золотые стихи»

Школа была основана Пифагором. Эта школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарных наук. С деятельностью этой школы начали формироваться первые университеты. С помощью математики пифагорейцы изучали тайны бытия, макро и микрокосмоса. Архэ - первооснова, первовещество, из которого состоит мир. В золотых стихах Пифагор выразил те нравственные правила, исполнение которых приводит души к совершенству. Стихи делятся на 3 части : приготовление, очищение, совершенствование.

Онтология Гераклита (Диалектическое учение)

Прозвище «тёмный, плачущий». «Темный» связано с его многозначностью мысли. «Плачущий»-причина о его страдании от того, что люди поступают неразумно, глупо. Он основоположник диалектики: учение о единстве и борьбе противоположных начал. Первоначалом всего является огонь и логос. Огонь - творящая мировая сила. Огонь - это символ многозначности. Огонь как символ духовной энергии (энергии разума, мысли), в этом смысле огонь есть логос. Гераклита можно считать основоположником учения о познании(гносеологии).Его цитаты: «В одну воду нельзя войти дважды.»«Мед одновременно и горек и сладок.»«Мир есть игра огня с самим собою».

Концепция бытия Парменида. Поэма «о природе».

Архэ - единое бытие. Впервые отделил чувственное знание от логического, рационального. Чувственное знание называл - путь мнения. Рациональное знание-путь истины. Критерием истинного знания являлся непротиворечивость мысли. Согласно этим двум путям познания существует 2 реальности: чувственная реальность-этот мир противоречивый, не логичный. В нём есть такое противоречие ,как возникновение движения. единства бытия и небытия, сущее и несущее .Этот мир, согласно мнению, произошел из 2х начал: земля и огонь. Этот мир удален от истины. Согласно разуму, истина должна быть вечной, неизменной. Парменид впервые использовал логику - целую систему суждений для доказательства своего тезиса:» бытие - есть ,небытия - нет».Принцип тождества мышления и бытия.(«мыслить и быть - одно и тоже»). Парменид впервые говорит о недоверии чувствам, чувственным знаниям и он переоценивает силу мышления. Его поэма разделена на две части: путь истины и путь мнения. Парменид вкладывает сове учение в уста богини, которая его радушно принимает. Он изображает себя в карете, запряженной рысаками, переступает порог суровой богини Справедливости ,и в компании дочерей Солнца, Ночи и Дня, достигает заветной цели.

Античная атомистика. (Демокрит, Левкипп)

Анатомическое объяснение мира и утверждения причиной обусловленности всего. Ничто не происходит случайно. В действительности существуют атомы и пустота, которые не имеют ни цвета, ни запаха, никаких качеств. Демокрит разрешает проблему бытия и небытия признанием атомов и пустоты в качестве первоначал сущего. Однако, он утверждает реальность небытия, считая пустоту таким же равноправным началом космоса, как и атомы. Согласно Гегелю ,значимость анатомических воззрений Демокрита и Левкиппа заключается в формировании идеализма более высокого порядка. Тем не менее, Гегль констатирует скудость и неразвитость учения Демокрита в силу недостаточной разработанности конкретных определений.

Роль софистов в Древней Греции

Доминантные темы софистики - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. всё то, что ныне зовётся культурой. Именно поэтому с точностью можно утверждать, что софисты - зачинатели гуманистического периода в античной философии. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно. Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения.

Образ Сократа в произведение Платона.

«Пир». «Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Сократа никогда не видели пьяным. Сократ любит красивых, всегда старается норовить с ними, восхищается ими, но в тоже время ничего ему не известно и ни в чем он не смыслит. Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен.«Апология Сократа». Сократ, мудрый муж, который испытает и исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду. Сократ ,негоднейший человек, который развращает молодых людей.

Сократический» диалог.

Цель диалога – разоблачение невежества, воспитание. Структура д-га: 1)Определение темы, Сократ восх-ся собеседником, восх-ие – ирония; 2)Разоблачение невежества, приводит соб-ка в замешательство, в противоречие с самим с собой; 3)Майевтика-разоблачение истины, Сократ помогает познать истину.

Майевтика - Метод ведения диалога между индивидуумами, при котором один, отвечая на вопросы, высказывает суждение, при котором открывает свои знания или неведение.

Платон «Апология Сократа»: структура работы, формулировка обвинений, логическая аргументация речей афинского мыслителя

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно.у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: который из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа является комедия Аристофана «Облака», где Сократ представлен софистом и безбожником. Наконец, многие признают важным показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана. Обвинения прежних обвинителей: Сократ исследует все, что над и под землей, т.е. занимается натурфилософией; выдает ложь за истину и других учит тому же; не признает Солнце и Луну, как Бога. Новых обвинителей ( Анит, Ликон, Мелет): Сократ формирует инакомыслие у молодежи, оказывает дурное влияние; не признает богов, а признает новые божественные знамения – Даймон (голос самосознания).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2775.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...