Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Аристотеля о категориях. Отличие первых и вторых сущностей.




Понятие «категории» было введено Аристотелем. Аристотель разумеет под категориями наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «сущность»(или «субстанция»), «количество», «качество», «отношение», «пространство», «время», «состояние», «действие», «обладание» и «претерпевание» В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления категорий (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица категорий представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних категорий к другим. Стоики вместо десяти Аристотелевых категорий принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только категории количества Субстанция, или «сущность». Слово «предикат» означает предикат сущности, если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Ниже в тексте Аристотель называет эти особенные сущности «первыми сущностями» отличая их от «вторых сущностей», которые являются универсалиями. Следовательно, «Сократ» — первая сущность, в то время как «человек» — вторая сущность.          (В качестве родов и видов вторые сущности отличаются от субстанций, или первых сущностей: они могут иметь противоположное себе.)

Понятие добродетели и счастья в этике Аристотеля («Никомахова этика»).

«Никомахова этика» состоит из десяти книг. Структура сочинения довольно четкая. Она задана ясным принципом: подробно рассмотреть добродетели, чтобы понять все, связанное со счастьем. Ибо счастье – это деятельность души в полноте добродетели. Книга первая. В ней анализируется исходное понятие – счастье. Учение о счастье, которое Аристотель собирается изложить, оказывается наукой о государстве. Поскольку человек, по Аристотелю, – существо политическое, т.е. живущее в полисе (государстве), ясно, что там он и может достичь счастья. А наше понимание государства иного рода. Счастье есть деятельность, сообразная с добродетелью, а высшей добродетелью является разум. В конце книги первой вводится различение добродетелей на мыслительные (дианоэтические) – мудрость, сообразительность, рассудительность и нравственные (этические) – щедрость, благоразумие. Книга вторая разъясняет природу добродетелей того и другого вида. Мыслительные добродетели формируются обучением, а нравственные – привычкой. И то, и другое предполагает многократное повторение. Хотя вся «Никомахова этика» посвящена исследованию добродетели, время от времени Аристотель дает этому главному понятию краткие определения. Вот и здесь мы находим определение добродетели «по родовому понятию». Оказывается, что это – нравственные устои или склад души. Это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем своими страстями.                                   Аристотель утверждает, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья.

Социально-политическое учение Аристотеля.

Социально-политические взгляды Аристотеля изложены им главным образом в его неоконченном сочинении "Политика", По мнению Аристотеля, политика должна ориентироваться на достижение общего блага, а ее главная цель - достижение справедливости. Но достигается это за счет умения и желания граждан повиноваться властям и законам. Что же касается самих правителей, то для умения властвовать им необходима добродетель нравственно совершенного человека. Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще больщщщщшую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, идеализированный объект по сравнению с существующими формами государственности. Однако присутствуют здесь и черты, отражающие реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан. К таким чертам может относиться вопрос о рабстве, проблемы собственности, затронутые Аристотелем. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности. Государство создается не ради того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо… Государство появляется тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования». Что касается государственной власти, то Аристотель называл «три хороших» и «три дурных» формы. К первым он относил те, в которых власть служит обществу: монархию, аристократию, «политию», т. е. власть среднего класса. К последним – тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Аристотель - последовательный защитник рабовладения, которое он считает естественным состоянием организации общества. Он говорит, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие - к господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни являются рабами, а другие - рабовладельцами.

Послесократовские школы: киренаики и киники

Киники: 1)Основной принцип «Живи согласно природе» 2)Природа разумна, поэтому разумная жизнь должна быть в согласии с природой. 3)Цель жизни-свобода. Свобода, как независимость. 4)Свободен тот, кто свободен от потребностей. 5)Отказ от чувственных удовольствий, призрение к наслаждению. 6) Принцип индивидуализма независимость от общественных норм поведения и ценностей культуры. 7) Аскетизм-самоограничение, самоотречение от потребностей. 8)Маргинальный тип общества 9)Крайняя простота. Вещи киника: посох, сумка, чашка Киренаики:1) Благо человека заключается в удовольствии 2) Наслаждение служит мне, а не я ему.

Проблема блага в эллинистической ф-ии

Для каждого благо свое. Благо заключается в духовном созерцании, ну или в удовольствии.

Школа Эпикура 

Сад Эпикура-школа

1) Фраза на здании «Прохожий не проходи мимо, здесь ты получишь удовольствие» 2) Всегда имею в библиотеки новую книгу, бутылку вина и свежий цветок в саду. 3)Невозможно жить приятно, живя неразумно и справедливо. 4) Власть, Богатсво, Развлечение-возвышают! 5) Получи удовольствие от малого.

Стоицизм.

 Эллинистический период(философия стоиков и Эпикура)

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца. Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению, часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам. Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике. 1)«Живи согласно природе» 2)Высшее благо-свобода 3)В отличие от киников стоики жили внутри своего общества/культуры. Высокое полит-социал положение. 4)Стоик: мужество, милосердие, спокойствие, бесстрастие 5)Нельзя потерять самого себя 6)Скорлупа-разум белок-физика Желток-поведение 7) Афоризмы: «Владей своими страстями и они овладеют тобой» «Чем реже удовольствие, тем оно приятнее» «Приятное может стать неприятным, если переступить меру» «рад тот, кто не умеет управлять собой» «Моя родина-есть мир, во главе стоят Боги»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1491.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...