Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Четыре доказательства бессмертия души.




1.взаимопереход противоположностей

2. знание как припоминание того, что было до рождения человека.

3. самотождество идеи (эйдоса) души.

4. теория души как эйдоса жизни.

Первое состоит в обосновании происхождения противоположностей друг из друга, на основе чего жизнь есть следствие смерти, а сама смерть обуславливает, как причина, следующую жизнь. Эта очередность «непреходяща» , т. е. мы обнаруживаем постоянную (замкнутую, циклическую) смену противоположных сил, в том числе и таких, как жизнь и смерть.

Второе доказательство исходит из положения о том, что источником знаний человека является его душа, которая должна обладать последними уже до рождения, чтобы стало возможным их «припоминание» . Припоминание, как вид знаний, также является следствием «замкнутой» каузальной цепи рассуждений. Нет такого знания, которое взялось бы ниоткуда; о нем можно лишь забыть, но затем вновь воскресить в памяти при помощи философской воли и усердия. Познание – это бесконечный процесс смены «забывания» (при рождении) и «припоминания» (при всей жизни и, особенно, в момент смерти) одного и того же набора знаний (эйдосов) .

Третье доказательство допускает отдельное существование тела как зримой вещи и души как незримой вещи. Тело, в силу сотворенной природы способно через определенное время разрушаться и истлевать, тогда как душа, будучи вечной и неуничтожимой сущностью, остается постоянной и неизменной по своей «природе» . В этом доказательстве наиболее интересной является аргументация этической стороны проблемы. Не всякая душа оказывается блаженной и становится после смерти приближенной к богам. Речь идет только о душе философа, который при жизни уже отдалял свою душу от тела углубленным самопознанием, изучением бессмертных сущностей. Души остальных людей (в точности с индуистской, буддийской концепцией реинкарнации) могут обрести новое тело в зависимости от того образа жизни, который они вели перед смертью: «…кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, вместо того, чтобы всячески их остерегаться, прейдет, вероятно, в породу ослов или иных подобных животных (…) А те, кто отдавал предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству, перейдут в волков, ястребов или коршунов»

Четвертый аргумент в пользу бессмертия души завершает танатологические рассуждения Платона. Один фрагмент этих рассуждений формально построен как силлогистическое умозаключение, которое убеждает в истинности вывода: «А то, что не примет смерти [называется – М. Т. ] бессмертным. Но ведь душа не принимает смерти? Нет. Значит, душа бессмертна?(«Федон» , 105е) . Исходная посылка этого рассуждения заключается в том, что противоположности не принимают друг друга.

Социально-политическое учение Платона («государство»).

Так как большинство людей, утверждает Платон, одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то отсюда возникает необходимость в государстве и законах. Более того государство возникает в результате врожденных людям социальных потребностей, из-за необходимости борьбы против природы и против враждебных народов. Государство возникает на основе общежития – 2 вида:

1) Идеальный тип - лишь в древности, когда на земле управляли боги была совершенная форма общежития: людей связывала дружба, им не надо было бороться с природой, они занимались философией.

2)Отрицательный тип – в нем главный мотив поведения – материальные стимулы. Все существующие государства принадлежат, по Платону, к нему (на основе вечного противопоставления богатых и бедных). Их четыре формы (по ухудшению от идеального, где одно вытекает из другого): тимократия (власть, основанная на господстве честолюбцев), олигархия(властвуют богатые, а бедные не участвуют в правлении), демократия(власть и правление большинства), тирания(власть одного над всеми в обществе). Дурным формам государства Платон противопоставляет проект наилучшего государства и его социальной структуры. 3 задачи:

1)Сохранить самоорганизацию и возможность самозащиты.

2)Систематически снабжать членов общества необходимыми материальными благами.

3)Руководить духовным развитием и творчеством.

 Жизнь общества зиждется на трех сословиях:

1) истинных философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством;

2)воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов;

3)работников разных разрядов (специализаций труда)

По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходном платоновском определении государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››.

Классификация наук по Аристотелю.

1)Введение в философию: логика(законы и формы мышления)

2)Теоретическая философия: метафизика(нематериальные начала и причины всего сущего),физика(материальные и изменчивые сущности)

3)Практическая философия: Этика (человеческое поведение и его нормы),политика(социально-политическая деятельность),экономика(экономическая деятельность)

4)Творческая философия: эстетика (искусство), риторика (красноречие)

Понятие метафизики. определение 4 первопричин(«Метафизика» «О душе»)

Четыре определения дает Аристотель метафизике: а) исследование причин, первых.или высших начал; б) познание "бытия, поскольку оно бытие"; в) знание о субстанции; г) знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Все это значит, что метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающаяся от лжи. Это радикальная необходимость ответствования на "почему", и особенным образом, на "последнее почему".Метафизика - это исследование первых причин. Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырем: 1) причина формальная, 2) причина материальная, 3) причина действующая, 4) причина финальная. Первые две причины есть ничто иное как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Напомним, что причина, по Аристотелю, - это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Но ежели его рассматривать с точки зрения становления, динамически, то мы спросим: "Как он родился?", "Кто его родил?", "Почему он развивается и растет?". Значит, необходимы еще две причины - двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 853.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...