Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гласные звуки, классификация.




Образуются движением воздуха, приводящего в колебания голосовые связки с различным положением полости рта.

В основе классификации следующие признаки:

1) Участие губ

2) Степень подъема языка по вертикали по отношению к небу

3) Степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали

Классификационные группы:

- огубленные(лабиализованные) у, о; неогубленные а, э, ы, и

- по степени подъема языка

1) Гласные верхнего подъема: и, ы, у

2) Гласные среднего подъема: э, о

3) Гласные нижнего подъема: а

По степени продвинутости:

1) Переднего ряда: и, э

2) Среднего ряда: ы, а

3) Заднего ряда: у, о

Изменение звуков в потоке речи.

Мы произносим звуки не изолированно, но связывая их друг с другом. В связной речи артикуляции соприкасающихся звуков влияют одна на другую. В результате этого в определенных положениях происходят некоторые изменения звучания тех или иных звуков.

Редукция гласных- изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим- ударным элементам:

1) Количественная(сокращение времени артикуляции звука, т.е. различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу)

2) Качественная(звук утрачивает четкость и переходит в нейтральный, скользящий гласный шва, из-за невыполнения говорящим полной артикуляционной работы)

Оглушение звонких согласных происходит, когда они стоят перед глухой согласной, либо в конце слова и заменяются на парный звук.

Комбинаторные изменения связаны с взаимодействием звуков.

1. Ассимиляция – уподобление одного звука другому в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит в результате накладки рекурсии предыдущего и экскурсии последующего звука.

Лодка [тк]

Различают следующие виды ассимиляции:

1) по результату

           А) полная – звуки становятся совершенно одинаковыми

отдать [дд], сшить [шш]

           Б) частичная (неполная) – звуки уподобляются только по одному признаку:

сказка [ск], пробка [пк] (оба звука стали глухими).

2) по направлению уподобления

           А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий:

dogs [gz], pens [nz].

Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий (см. все другие примеры выше).

3) по положению звуков:

           А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом (см. все примеры выше)

           Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие.

Например, в тюркских (татарском) языках действует закон сингармонизма: гласные в пределах одного слова одного ряда – переднего или заднего (кроме заимствованных слов).

ат-лар (форма множественного числа существительного ат «конь»)

эт- ләр (форма множественного числа существительного эт «собака»)

4) по признаку

           А) по звонкости: сдача [зд] (согласные озвончаются, т.е. становятся звонкими)

Б) по глухости: сладкий [тк], книжка [шк] (согласные оглушаются)

В) по мягкости – в положении перед мягким согласным твердый согласный нередко заменяется на парный мягкий: стена [ст]

Чаще всего такая ассимиляция происходит в следующих сочетаниях звуков:

[ст] – новость;                                          [зд] – везде, разделить;

[сн] – песня, басня;                 [зн] – болезнь, казнь;

[нч] – птенчик, окончание; нщ – гонщик, женщина и др.

           Г) по ряду гласных: ат-лар, эт- ләр (закон сингармонизма).

2. Диссимиляция – расподобление артикуляции звуков в пределах слова. Это процесс обратный ассимиляции, т.е. два одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. Диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Встречается несколько реже ассимиляции.

Как фонетическое явление диссимиляция отмечается на разных этапах истории самых разнообразных языков. Диссимилятивные явления могут носить массовый характер, превращаясь со временем в языковой закон, но может ограничиваться отдельными диалектами языка, говорами, или же просто просторечием малообразованной части населения.

Часто встречается, например, замена одного из двух звуков [р] на [л]: в просторечии колидор вм. коридор, дилектор вм. директор, секлетарь вместо секретарь.

коридор –> колидор

р … р –> л … р

Различают следующие виды диссимиляции:

1) по направлению уподобления

           А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий:

Лат. februarius –> древнерус. феврарь – совр. февраль

  р...р                         –>                             р...л

Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий

коридор –> колидор

р … р –> л … р

2) по положению звуков:

           А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом:

компот –> конпот

мп –> нп

Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие:

директор –> дилектор

р …...р –> л ….. р

3) по признаку

           А) по месту образования:

бомба –> бонба

мб –> нб

Б) по способу образования:

директор –> дилектор

р …...р –> л ….. р

3. Аккомодация – приспособление соседних разнородных звуков – согласных и гласных.

1) Примером может служить огубление (лабиализация) согласных перед огубленным гласным [о] или [у] в рус. яз.:

там – том –тут

2) игра – сыграть, отыграть, разыграть.

Перед твердым согласным гласный переднего ряда [и] заменяется гласным среднего ряда.

3) огубление гласных после огубленных согласных в англ. яз.: was, what.

Прочие фонетические процессы.

Диереза-выпадение звуков в слове.

Диерезы (или выкидки) имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными.

Гаплология-выпадение двух одинаковых звуков или слогов.

Но бывают диерезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия.

Эпентеза-вставка звуков.

Эпентезы (или вставки) чаще всего имеют диссимилятивную основу, чаще всего речь идет о вставке звуков в или й между гласными, например в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян и так далее. В области согласных частый случай - вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.

Протеза-приставка звуков в начале слова.

Протезы (или надставки) являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не встречаются в середине слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же в й, которыми прикрываются начальные гласные, например, вострый, ето вместо это. В качестве протетических гласных в русском языке может выступать также и, например, в южнорусских диалектах говорят "ишла" вместо "шла". Здесь назначение и - разгрузить группу начальных согласных.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...