![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гласные звуки, классификация.
Образуются движением воздуха, приводящего в колебания голосовые связки с различным положением полости рта. В основе классификации следующие признаки: 1) Участие губ 2) Степень подъема языка по вертикали по отношению к небу 3) Степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали Классификационные группы: - огубленные(лабиализованные) у, о; неогубленные а, э, ы, и - по степени подъема языка 1) Гласные верхнего подъема: и, ы, у 2) Гласные среднего подъема: э, о 3) Гласные нижнего подъема: а По степени продвинутости: 1) Переднего ряда: и, э 2) Среднего ряда: ы, а 3) Заднего ряда: у, о Изменение звуков в потоке речи. Мы произносим звуки не изолированно, но связывая их друг с другом. В связной речи артикуляции соприкасающихся звуков влияют одна на другую. В результате этого в определенных положениях происходят некоторые изменения звучания тех или иных звуков. Редукция гласных- изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим- ударным элементам: 1) Количественная(сокращение времени артикуляции звука, т.е. различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу) 2) Качественная(звук утрачивает четкость и переходит в нейтральный, скользящий гласный шва, из-за невыполнения говорящим полной артикуляционной работы) Оглушение звонких согласных происходит, когда они стоят перед глухой согласной, либо в конце слова и заменяются на парный звук. Комбинаторные изменения связаны с взаимодействием звуков. 1. Ассимиляция – уподобление одного звука другому в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит в результате накладки рекурсии предыдущего и экскурсии последующего звука. Лодка [тк] Различают следующие виды ассимиляции: 1) по результату А) полная – звуки становятся совершенно одинаковыми отдать [дд], сшить [шш] Б) частичная (неполная) – звуки уподобляются только по одному признаку: сказка [ск], пробка [пк] (оба звука стали глухими). 2) по направлению уподобления А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий: dogs [gz], pens [nz]. Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий (см. все другие примеры выше). 3) по положению звуков: А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом (см. все примеры выше) Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие. Например, в тюркских (татарском) языках действует закон сингармонизма: гласные в пределах одного слова одного ряда – переднего или заднего (кроме заимствованных слов). ат-лар (форма множественного числа существительного ат «конь») эт- ләр (форма множественного числа существительного эт «собака») 4) по признаку А) по звонкости: сдача [зд] (согласные озвончаются, т.е. становятся звонкими) Б) по глухости: сладкий [тк], книжка [шк] (согласные оглушаются) В) по мягкости – в положении перед мягким согласным твердый согласный нередко заменяется на парный мягкий: стена [ст] Чаще всего такая ассимиляция происходит в следующих сочетаниях звуков: [ст] – новость; [зд] – везде, разделить; [сн] – песня, басня; [зн] – болезнь, казнь; [нч] – птенчик, окончание; нщ – гонщик, женщина и др. Г) по ряду гласных: ат-лар, эт- ләр (закон сингармонизма). 2. Диссимиляция – расподобление артикуляции звуков в пределах слова. Это процесс обратный ассимиляции, т.е. два одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. Диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Встречается несколько реже ассимиляции. Как фонетическое явление диссимиляция отмечается на разных этапах истории самых разнообразных языков. Диссимилятивные явления могут носить массовый характер, превращаясь со временем в языковой закон, но может ограничиваться отдельными диалектами языка, говорами, или же просто просторечием малообразованной части населения. Часто встречается, например, замена одного из двух звуков [р] на [л]: в просторечии колидор вм. коридор, дилектор вм. директор, секлетарь вместо секретарь. коридор –> колидор р … р –> л … р Различают следующие виды диссимиляции: 1) по направлению уподобления А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий: Лат. februarius –> древнерус. феврарь – совр. февраль р...р –> р...л Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий коридор –> колидор р … р –> л … р 2) по положению звуков: А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом: компот –> конпот мп –> нп Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие: директор –> дилектор р …...р –> л ….. р 3) по признаку А) по месту образования: бомба –> бонба мб –> нб Б) по способу образования: директор –> дилектор р …...р –> л ….. р 3. Аккомодация – приспособление соседних разнородных звуков – согласных и гласных. 1) Примером может служить огубление (лабиализация) согласных перед огубленным гласным [о] или [у] в рус. яз.: там – том –тут 2) игра – сыграть, отыграть, разыграть. Перед твердым согласным гласный переднего ряда [и] заменяется гласным среднего ряда. 3) огубление гласных после огубленных согласных в англ. яз.: was, what. Прочие фонетические процессы. Диереза-выпадение звуков в слове. Диерезы (или выкидки) имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными. Гаплология-выпадение двух одинаковых звуков или слогов. Но бывают диерезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия. Эпентеза-вставка звуков. Эпентезы (или вставки) чаще всего имеют диссимилятивную основу, чаще всего речь идет о вставке звуков в или й между гласными, например в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян и так далее. В области согласных частый случай - вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам. Протеза-приставка звуков в начале слова. Протезы (или надставки) являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не встречаются в середине слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же в й, которыми прикрываются начальные гласные, например, вострый, ето вместо это. В качестве протетических гласных в русском языке может выступать также и, например, в южнорусских диалектах говорят "ишла" вместо "шла". Здесь назначение и - разгрузить группу начальных согласных. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 473. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |