![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические изменения в словарном составе языка...
Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Словарный состав языка условно делят на активный и пассивный. В активный словарь входят слова часто употребляемые, хорошо известные носителям языка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, только что появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставших общеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы. Таким образом, причины появления историзмов в изменении быта, обычаев, в развитии науки, техники, культуры. На смену одним вещам приходят другие, а вместе с ними и слова. Например, исчезли такие виды одежды, как кафтан, армяк, камзол, вышли из употребления и их названия. Причины появления архаизмов в другом — в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие. Неологизмы— это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Так, в 60-е гг. в связи с развитием космонавтики появилось много новых слов, связанных с космосом: космонавт, космодром, ракетодром, луноход и др. Конечно, в настоящее время их уже нельзя считать неологизмами, поскольку они давно вошли в язык, широко в нем употребляются. Примеры неологизмов нашего времени: спонсор, сериал, плейер, ликомбез (ликвидация компьютерной безграмотности), программист, кварки (элементарные частицы), хромодинамика (раздел физики). Типы неологизмов: в зависимости отпричин:а)обозначающие новую реалию в жизни общества(прилуниться, спонсор, видеоклип), появившиеся в связи с научно-техническими, социальными и др. изменениями б)обозначающие существующие реалии, вытесняющие их устаревшие наименования(мифология вм. Баснословие, самолет вм. Аэроплан), появляются в связи с необходимостью дать новое, более точное наименование тому, что уже имело свое обозначение; 2) в зависимости от характера новизны (т.е. Новое слово вообще, или новое лишь его обозначение): а)лексические(из других слов заимствованные — ралли, бобслей), или на базе существующих слов — луноход б)семантические (новое понятие передается с помощью уже существующих в языке слов).К семантическим неологизмам относятся, например, такие слова, как куст в значении - 'объединение предприятий', сигнал - 'сообщение о чем-то нежелательном в административные инстанции' и др. 3) С точки зрения стилистической маркированности неологизмов различают стилистически нейтральные (перестройка, гласность) и стилистически окрашенные (стиляга, показуха, фаны) 4) В зависимости от условий создания неологизмы следует разделить на общеязыковые, появившиеся вместе с новым понятием или новой реалией, и индивидуально-авторские, введенные в употребление конкретными авторами. Подавляющее большинство неологизмов относится к первой группе; так, появившиеся а начале века неологизмы колхоз, комсомол, пятилетка и многие другие характеризуются узуальностью. Ко второй группе неологизмов принадлежит, например, созданное В. Маяковским слово прозаседавшиеся. Языком также давно освоены введенные М. В. Ломоносовым термины созвездие, полнолуние, притяжение; употребленные впервые Н.М. Карамзиным слова промышленность, будущность и др. К этой же группе неологизмов принадлежат и так называемые окказионализмы (лат. occasionalis случайный) - лексические единицы, возникновение которых обусловлено определенным контекстом. Все приведенные выше неологизмы относятся к языковым, они стали достоянием русской лексики, зафиксированы в словарях, как и любая лексическая единица, со всеми закрепленными за ними значениями. Окказиональные неологизмы - это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употребленные лишь однажды в определенном произведении - широкошумные дубровы , в тяжелозмейных волосах , огнекистые веточки бузины (Цв.). Авторами таких неологизмов могут быть не только писатели; мы сами, того не замечая, часто придумываем слова на случай (типа открывалка, распакетить, перегрустить). Особенно много окказионализмов создают дети: Я намакаронился; Смотри, как налужил дождь; Я уже не малышечка, а большишечка и подобное
36 Лексикография (от греч. lexikon - словарь, grapho - пишу) - наука о словарях и практике их составления. Она является практическим разделом лексикологии, так как системное описание лексики наиболее ярко воплощается в словарях различного типа. Лексикографией называется также теория, предметом которой является разработка принципов и методик составления словарей. Словари подразделяются на лингвистические и энциклопедические: • энциклопедические - раскрывают научные понятия, дают сведения о предметах и явлениях, событиях и лицах, в то время как лингвистические словари характеризуют слова и только попутно — предметы и понятия; • лингвистические - описывают слова с их значением, употреблением, грамматическими характеристиками, морфемным составом, стилевой принадлежностью, орфографическими и орфоэпическими нормами и т. д. Функции словарей: • информативная — они позволяют приобщиться к накопленным знаниям; • коммуникативная — способствуют межъязыковому общению, обучению родному и иностранному языку; • нормативная — дают описание языковых единиц; фиксируют их значения, способствуя нормализации и унификации языка как средства общения. Словарь состоит: • из словника — подбора вокабул (заглавных слов) со взаимными ссылками и отсылками; • филиации — расчлененной подачи значений той или иной вокабулы; • стилистических, грамматических и фонетических ремарок или помет к словам и их значениям; • иллюстративных примеров; • идиоматических и фразеологических сочетаний, содержащих данное слово; • перевода (в разноязычных словарях) или толкования (объяснения — в одноязычных словарях). Виды словарей в зависимости от расположения в нем материала: • алфавитный порядок расположения материала; • обратные, или инверсионные словари — располагают слова в алфавитном порядке конечных букв, что важно для изучения продуктивности суффиксов; • идеографические словари, или тезаурусы — осуществляют распределение слов не по алфавиту, а по классам понятий. Энциклопедические словари (от франц. encyclopedic < греч. enkyklo- paideia — круг знаний), или энциклопедии, содержат свод знаний по всем областям жизни и науки или отдельным отраслям знаний. Виды энциклопедий: • универсальная — дает систематизированные знания по всем областям жизни общества и по различным отраслям науки (напр., БСЭ — Большая советская энциклопедия); • специальная, или отраслевая - содержит систематизированный свод знаний из одной области науки, техники, производства или культуры (медицинская, философская, физическая, биологическая, архитектурная, музыкальная и др.). 5. Основные типы лингвистических словарей: • одноязычные — содержат сведения о словах одного языка, того, на котором эти сведения изложены; • двуязычные, или многоязычные, или переводные - содержат слова одного языка и перевод их на другой язык или языки. 6. Типы одноязычных словарей толковые; Аспектные. 7. Толковые словари дают толкование значений слов какого-либо языка формами этого же языка. Задачи толкового словаря: • истолковать, объяснить значение слова с помощью логического определения, подбором синонимов или указанием на грамматическое отношение к другому слову; • дать грамматическую характеристику слова; • показать с помощью иллюстраций применение слова в речи; • дать характеристику стилистической принадлежности слова. Толковые словари могут быть: • нормативные — отбор слов и сведения о них даются в строгом соответствии с действующими языковыми нормами; их задача — объяснить значения слов и показать правила их использования в речи; • ненормативные — в них наряду с лексикой литературного языка приводится диалектная лексика с указанием территории ее распространения, лексика, связанная с народными промыслами, ремеслами; их назначение — описать возможно большее количество слов, входящих в сокровищницу языка. Виды толковых словарей в зависимости от объема словника, принципов отбора материала и его характеристики: • большие, или полные — охватывают по возможности всю лексику литературного языка, поэтому их называют тезаурусами (от греч. thesauros - запас); • малые, или краткие — толкуют лишь наиболее активные в речи слова, а также частные словари — отражают лишь некоторые тематические группы словарного состава языка, территориально и социально ограниченную лексику. Виды частных словарей: • терминологические - объясняющие термины различных областей знаний; • дишектные - содержащие диалектную лексику и дающие ее объяснение; • словари языка писателей - характеризующие лексику произведений того или иного писателя с указанием всех случаев ее употребления в тексте; • словари отдельных разновидностей слова - сокращений, собственных имен, географических названий. Виды аспектных словарей: • исторические словари — включают сведения, относящиеся к истории слов того или иного языка, которая обычно прослеживается по письменным памятникам; фиксируют лексику различных хронологических срезов; • этимологические — содержат сведения о наиболее древних значениях и их мотивировке, а также о первичных формах слов; • словообразовательные — иллюстрируют словообразовательную структуру наиболее употребительных слов языка; • грамматические — дают представление о грамматических свойствах слова, в том числе его парадигме, т. е. совокупности всех его форм; • орфографические — фиксируют нормативное написание слов; • орфоэпические — содержат информацию о нормативном произношении и ударении слова; • словари синонимов (синонимические) - характеризуют синонимические ряды при их доминанте и дают иллюстративный материал к ним; • словари антонимов (антонимические) — фиксируют антонимические однокоренные и разнокоренные пары: • словари омонимов (омонимические) — приводят омонимические пары, дают квалификацию омонимов с точки зрения их образования или происхождения; • словари паронимов — предлагают толкование слов-паронимов, указывают на различия в их сочетаемости, объясняют случаи ошибочного употребления; • частотные - фиксируют частотность употребления слова в тексте; • фразеологические - систематизируют фразеологический фонд того или иного языка; • ассоциативные — строятся на основе изучения связей слов, ассоциаций, существующих между словами в сознании говорящих; • терминологические — классифицируют лексику языка по отраслям знаний. 37 1. Грамматика (из др.-греч. grammatike techne — букв, письменное искусство, от gramma — буква) — раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, т. е. законы строения и функционирования слов и предложений. Предметом грамматики является изучение правил функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры, а также закономерностей изменения слов и принципов их объединения при построении высказывания. Со времени своего возникновения грамматика изучала формальные средства выражения того или иного языкового содержания в связной речи, но первоначально была только "служанкой текстов", использовалась как основа для комментариев. В средние века грамматика из "искусства" становится наукой, тесно связанной с логикой. Грамматические категории языка интерпретировались как категории, соответствующие основным операциям рассудка - его способности представлять, судить и умозаключать. Главное назначение грамматических форм - интерпретация предметов, их признаков и отношений между ними. 3. Составные части грамматики: • словообразование — изучает внутреннее строение слова, его членимость на словообразовательные морфемы, правила образования слов; • морфология (от греч. morphe — форма и logos — слово, учение) — исследует формы слова и выражаемые ими значения, явления словоизменения (парадигматику слов), способы выражения абстрактных грамматических значений; разрабатывает учение о частях речи. Это грамматика слова; • синтаксис (от греч. syntaxis — порядок, построение) — изучает формы слова, словосочетания и предложения и их значения, явления сочетаемости слов, порядок их следования внутри предложения, общие свойства предложений, правила объединения простых предложений в составе сложных, т. е. механизмы языка, которые способствуют порождению речи. Это грамматика слова, словосочетания и предложения. 4. Грамматический строй языка — система морфологических и синтаксических форм и категорий языка. Тесно связан с лексическим строем. Признаки связи грамматического строя языка с лексическим: • слово как единица языка принадлежит одновременно и лексике (как единица, имеющая свое собственное лексическое значение, связанная разнообразными семантическими отношениями с другими единицами языка, входящая в различные лексические группы и подгруппы), и грамматике (как единица морфологии — принадлежащая тому или иному грамматическому классу, обладающая грамматической формой и значением, и как единица синтаксиса — использующаяся в словосочетаниях и предложениях); • двойственная природа словообразования: образование слов происходит по существующим в языке грамматическим законам сочетания морфем; в результате действия этих законов создаются новые лексические единицы — слова; • наличие общих грамматических признаков в мотивирующих и мотивированных словах (ср. стирать — стирка: сохранение признака процессуальное и сильного управления); • характер распределения слов по частям речи, которые представляют собой лексико-грамматические классы слов, объединенных общностью грамматического категориального значения (сопровождающего лексическое значение слова), морфологических признаков и синтаксических функций; • наличие в той или иной части речи лексико-грамматических разрядов слов, выделяющихся своими лексическими и грамматическими характеристиками. 5. Разделы грамматики. • общая грамматика — изучает универсальные грамматические черты и свойства, присущие всем языкам или ряду языков; • частная — исследует грамматический строй конкретного языка. Обе грамматики между собой связаны, соотносятся как род и вид. Виды грамматики в зависимости от периода грамматического строя языка: • историческая, или диахроническая — изучает строй языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях; исследует те изменения, которые происходят в грамматическом строе того или иного языка с течением времени; ее разновидность — сравнительно-историческая грамматика — рассматривает родственные языки в их историческом развитии; • описательная, или синхроническая — изучает состояние грамматического строя языка в определенный период, обычно соответствующий моменту написания грамматики; ее разновидность — сопоставительная, или контрастивная грамматика - описывает сходства и различия в строе родственных или неродственных языков в какой-либо определенный момент — современный или прошлый — их существования. Видыграмматики в зависимости от основных характеристик грамматического строя языка: • формальная — описывает грамматический строй языка от формы к значению: основные описательные и нормативные грамматики современного русского языка, в которых представлены системы морфологических и синтаксических формальных средств языка и описаны грамматические значения, заключенные в этих формальных средствах; • функциональная — от значения к выражающим его формам: определенным образом сгруппированные грамматические значения, которые рассматриваются в их функционировании вместе со специфическими для каждого контекста формальными средствами выражения. Грамматическое значение есть значение отношения его к другим словам в предложении в процессе осуществления акта коммуникации и понимания (напр., значение числа является грамматическим). Основные признаки грамматического значения: • обобщенность, т. е. высокий уровень абстракции признаков и отношений; • обязательность: если существительным присущи значения числа, то оно последовательно выражается у каждого слова тем или иным способом независимо от целей и намерений говорящего; • неиндивидуальность, так как оно распространяется на целый класс слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций (все глаголы в русском языке выражают значения вида, наклонения, времени, лица и числа); • закрытость списка: если лексическая система каждого языка носит открытый характер и постоянно пополняется новыми единицами и новыми значениями, то грамматика характеризуется строго определенным, сравнительно небольшим числом грамматических значений (у русских существительных это значения рода, числа и падежа); • типизированность выражения: в отличие от лексического значения, не называется словом прямо, непосредственно, а выражается в нем "попутно" с помощью специальных строго определенных грамматических средств (аффиксов, служебных слов и др.). 4. Материальным выражением грамматического значения слова в широком смысле является его грамматическая форма. В узком смысле слова под грамматической формой понимается одно из регулярных видоизменений слова — любая форма слова при его склонении или спряжении. Парадигма — совокупность грамматических форм одного слова. Функции грамматического значения: • оно является побочным значением слова; • играет существенную роль в создании целостного значения предложения. Грамматические значения слов: • затрагивают их функции в речи, отношения между словами в предложении или словосочетании — синтагматическое, или реляционное, значение; • фиксируют принадлежность данного слова к той или иной части речи — частеречное значение; • характеризуют отношения между их формообразовательными вариантами в рамках парадигмы каждого данного слова — собственно морфологическое значение; • соотносят между собой в рамках одного словообразовательного поля однокорневые слова и прежде всего слово производное со словом мотивирующим — словообразовательное (или деривационное) значение. Основные способы выражения грамматических значений: • синтетический (с греч. - 'соединение') - предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных и словоизменительных): грамматическое значение выражается в рамках слова; • аналитический (с греч. — 'разложение, расчленение1) — предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих в сочетании с полнознаменательными лексическими единицами сложные (аналитические) грамматические формы (в русск. буду читать — сложная форма будущего времени глагола, более важный — сложная форма сравнительной степени); • смешанный, или гибридный — объединяет признаки синтетического и аналитического типов (в русск. яз. грамматическое значение предложного падежа выражается двояко: синтетически — падежной флексией и аналитически — предлогом). Разновидности синтетического способа выражения грамматических значений: • аффиксация (при помощи разных типов аффиксов); • редупликация (от позднелат. reduplicatio — 'удвоение') — выражение грамматического значения путем полного или частичного повтора основы {лат. mordeo 'кусаю' - momordi 'я укусил'); • супплетивизм (от лат. suppleo - 'пополняю, восполняю') - объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения грамматических значений (в индоевропейских языках при образовании степеней сравнения прилагательных со значением 'хороший / плохой' и форм местоимений: англ. good - better, I - me, нем. gut - besser, ich — mich, русск. плохой — хуже, я — меня); • ударение и различия тона — принадлежность слова к той или иной части речи определяется по месту ударения (в англ. progress — глагол 'развиваться', progress — существительное 'развитие'; в русел, ударение может разграничивать формы числа существительных и вида глагола: головы - головы, насыпать - насыпать). Типы аффиксации: • флективность; • агглютинация. Флективность (от лат. flexio 'сгибание') — словоизменительная аффиксация или словоизменение посредством флексии, которая может передавать несколько грамматических значений одновременно: • при помощи окончании, в том числе и нулевых (домО — дома, шелО — шла); • при помощи внутренней флексии — грамматически значимого изменения фонемного состава корня {англ. foot — feet 'нога — ноги'; mouse — mice 'мышь — мыши'). Разновидности внутренней флексии (по Я. Гримму): • аблаут {нем. Ablaut 'чередование') — исторические чередования гласных в корнях, выражающие словоизменительные или словообразовательные значения {англ. sing 'петь' - sang 'пел'; нем. singen 'петь' — sang 'пел'); умлаут {нем. Umlaut - 'перегласовка') - изменение гласных (сдвиг их вперед) корня под влиянием гласных суффикса или окончания, выполняющее грамматическую функцию {нем. Vater 'отец' — Vnter 'отцы'). Агглютинация (от лат. agglutinare — 'приклеивать') — когда каждое грамматическое значение слова выражено отдельным стандартным аффиксом, и каждый аффикс имеет одну функцию; виды агглютинации: • при помощи суффиксов, выражающих грамматические значения (в русск. яз. формы прошедшего времени образуются при помощи формообразующего суффикса -л-: чита-л-0, проповедова-л-а); • префиксов (в латышек, яз. приставка }а — служит показателем долженствовательного наклонения глагола); • конфиксов (конфиксация) — комплексных прерывистых морфем опоясывающего типа (в нем. образование причастий gefunden, gemachf); • инфиксов {лат. — vici-vinco, rupi-rumpo); • трансфиксов — использования аффиксов, которые, разрывая консонантный корень, служат "прослойкой" гласных среди согласных (в арабск. общую идею "писания" выражает консонантная основа ktb, a форма прошедшего времени действительного залога образуется при помощи трансфикса а-а-а - kataba 'написал', а форма страдательного запога посредством трансфикса u-i-a — kutiba 'он написал'). 1. По степени абстракции грамматического значения различают: • более абстрактные — наиболее абстрактным является значение процесса: оно присуще всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени: оно присуще всем глаголам в форме прошедшего времени; • менее абстрактные - более определенным и узким является значение мужского рода: оно присуще только формам глагола, противостоящим формам женского и среднего рода и сочетающимся с местоимением 'он'. 2. Виды грамматического значения в зависимости от их характера: • несинтаксические или референциальные (от лат. refere 'связывать, относить'), которые внутренне присущи слову (значение рода, предметности у существительных); • синтаксические или реляционные (от лат. relatio 'сообщение'), указывающие на отношение слова (а точнее — словоформы) к другим словам в словосочетании или предложении, т. е. грамматическое значение реализуется в словоформе в определенном контексте в составе словосочетания или предложения (значение рода, числа, падежа у прилагательного и у существительного). 3. Виды грамматического значения в зависимости от его соотношения с характером отображаемых объектов: • объективные, или диктальные (от лат. dictare 'предписывать'), которые передают объективные, не зависящие от субъекта признаки и отношения (грамматические значения признака у прилагательных; времени и вида — у глагола); • модальные (от лат. modalis < лат. modus 'мера, способ'), отражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит или с кем он говорит (грамматические значения субъективной оценки, наклонения и т. Грамматические категории отличаются друг от друга степенью абстракции и объема. Например, категория рода у имени существительного более конкретна, чем у имени прилагательного и является лексико-грамматической категорий, потому что тесно связана с лексическим значением слов. У имени же прилагательных категория рода более абстрактна, чисто формальна и обусловлена синтаксической связью прилагательных с существительными в предложении. Вот почему имена существительные делятся по роду на группы, а имена прилагательные изменяются по родам. Одна и та же грамматическая категория в разных языках оказывается неодинаковой по своему характеру, по своей внутренней структуре. Так, немецкий и русский языки различают мужской, женский, средний род, а французский, итальянский и романские языки только мужской и женский. В английском языке всего два падежа (общий и притяжательный0, в немецком — 4, в русском — 6. Наибольшее количество падежей (52) насчитывается в тобогоронском языке, на котором говорят в одном из районов Дагестана. По мнения датского лингвиста Луи Ельмслева, теоретически возможен язык с 216 падежами. Большинство современных языков различает только единственное и множественное число, однако в языках некоторых остальных народов есть единственное, двойственное число.
38 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 998. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |