![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Средства выражения грамматических значений
Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит аффиксам , флексиям , или окончаниям, и префиксам или приставкам. Из аффиксов самым распространенным бесспорно является окончание. Окончанием выражаются значения падежа числительных (два, двух и т.д.), значения числа и падежа существительного , значения рода, числа и падежа прилагательного и числа и падежа во множественном числе , значения числа и лица глагола . С помощью суффиксов образуются: форма прошедшего времени глагола (читал, обсуждал), формы видов глагола , формы сравнительной и превосходной степени прилагательных , формы множественного числа некоторых групп существительных, где суффикс сопутствует окончанию в отдельных разрядах существительных суффикс участвует в образовании форм и единственного и множественного числа. Префиксальным путем образуется одна из форм превосходной степени прилагательных и формы совершенного вида большого числа глаголов . Кроме перечисленных средствами выражения грамматических значений являются также ударения, чередования звуков, предлоги, вспомогательные слова, супплетивизм. Супплетивизм (от франц. supplétif – 'добавочный') – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова Ударение чаще всего выступает вместе с аффиксами – с окончаниями или с суффиксами: доскá, доскú, дóску, доскóй и т.д.. Самостоятельно (без каких-либо других средств) ударение используется для образования формы родительного падежа единственного числа и формы именительного падежа множественного числа существительных, а также для образования форм видов у некоторых глаголов, при этом только ударение различает формы инфинитива и прошедшего времени. К аналитическому способу выражения грамматических значений, т.е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова (буду думать), а также случаи выражения грамматических значений средствами контекста . Наконец, смешанный способ выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений предложного падежа: окончание + предлог. 39 В словообразовании морфемы классифицируются на основе нескольких принципов: 1) по роли в строении слова (принцип значимости) различают корневые и аффиксальные (служебные) морфемы; 2) аффиксальные морфемы в свою очередь по позиции, по занимаемому месту в слове делятся на префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, конфиксальные, постфиксальные и флексийные; 3) по выполняемой функции аффиксальные морфемы бывают словообразующие (чтец, чтениjэ), формообразующие (читал, читавший), словоизменительные (читаjу, читаjэшь); 4) по принципу материально выраженности звукового оформления выделяют материально выраженные и материально не выраженные (нулевые) морфемы: парт-ы — парт□, 5) по протяженности различают морфемы прерывистые (конфиксы) и непрерывистые (все остальные. 6) по способности воспроизводиться, повторяться в составе разных слов морфемы делятся на регулярные и нерегулярные (унификсы, единичные аффиксы): жизнь, болезнь, боязнь(-знь — регулярный суффикс); люб-овь, почт-амт, ра-дуга,ба-хвалиться (-овь, -амт, ра-, ба- — унификсы). Морфемика изучает морфемы как минимальные значимые единицы языка, их классификацию по разным признакам, особенности сочетаемости в слове и др.Относительно места морфемики в системе языка существует несколько точек зрения: одни выделяют ее в особый раздел морфологии, другие — словообразования, третьи рассматривают как самостоятельный раздел языкознания наряду с фонетикой, лексикологией и т.д. Несмотря на существующие разногласия в вопросе о статусе морфемики наиболее общепринята точка зрения, согласно которой морфемика — составная часть словообразования.Основной единицей и предметом изучения морфемики является морфема. Понятие морфемы, как и сам термин «морфема», в русском языкознании впервые было изложено И.А. Бодуэном де Куртенэ. Морфема — минимальная значимая единица языка. В некоторых учебниках по современному русскому языку морфема характеризуется как наименьшая или минимальная значимая часть слова, однако такое определение не совсем точно, так как в языке много слов, где морфема (корневая) является не частью слова, а самим словом: меню, возле, да. Следовательно, логичнее употреблять термин «морфема» для обозначения минимальной значимой единицы языка. Понятие способ словообразования тесно связано с понятием средство словообразования. Средство словообразования — это конкретная языковая материально выраженная (в большинстве случаев) единица, используемая при образовании нового слова, например, суффикс, префикс. Способ словообразования — это прием, реальные условия и возможности применения словообразовательного средства в словообразовательном процессе, например, суффиксальный, префиксальный. Следовательно, в основе разграничения способов словообразования лежит словообразовательное средство. В этом плане в системе русского словообразования противопоставлены два способа словопроизводства: морфологический (морфемный) и неморфологический (безморфемный). Морфологический и неморфологический способы словообразования, их отличие При морфологическом способе слова образуются при помощи морфем, например: баян- +-ист → баянист, учить + на- →научить. При неморфологическом способе морфемы в образовании нового слова не участвуют. Образование слов происходит или в результате изменения значения существующего слова путем расщепления его на омонимы: дворник (работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе) → дворник (устройство для механического вытирания смотрового стекла автомобиля от падающего снега, дождя); или путем перехода слова (или отдельной его грамматической формы) из одной части речи в другую: столовая ложка (прил.) → университетская столовая (сущ.), удивлен чудом(сущ.) → чудом уцелел (нар.); или в результате слияния слов в словосочетании. 40. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 1. Приста´вочный (префикса´льный) спо´соб (префикса´ция) – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация, модный → сверхмодный. 2. Суффикса´льный спо´соб (суффикса´ция) – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, комфорт → комфортабельный, два → двое, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист, дождь → дождливый, амбиция → амбициозный. Особым видом суффиксального способа является нулева´я суффикса´ция (образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флекси´йным спо´собом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессу´ффиксный (или беза´ффиксный) спо´соб словообразова´ния. 3. Постфикса´льный спо´соб (постфикса´ция) – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например: какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь. 4. Приста´вочно-суффикса´льный (префикса´льно-суффикса´льный) способ (префикса´ция в сочета´нии с суффикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, ясный → выяснить, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить. 5. Приста´вочно-постфикса´льный (префикса´льно-постфикса´льный) спо´соб (префикса´ция в сочета´нии с постфикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться, мечтать → размечтаться, терпеть → притерпеться. 6. Суффикса´льно-постфикса´льный спо´соб (суффикса´ция в сочета´нии с постфикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, куст → куститься, невеста → невеститься, ветвь → ветвиться, нужда → нуждаться. 7. Приста´вочно-суффикса´льно-постфикса´льный (префикса´льно-суффикса´льно-постфикса´льный) спо´соб (префикса´ция в сочета´нии с суффикса´цией и постфикса´цией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например: смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться. 8. Сложе´ние (чи´стое сложе´ние) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский. 9. Сложно-суффикса´льный (суффикса´льно-сло´жный, сложе´ние в сочета´нии с суффикса´цией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например: железная дорога → железнодорожный, орден и носить → орденоносец, два метра → двухметровый, голова и ломать → головоломка. Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный). 10. Сраще´ние (слия´ние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…» (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 536). Например: высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый, мало исследованный → малоисследованный, быстро растворимый → быстрорастворимый. 11. Аббревиа´ция (сложносокращённый спо´соб) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч, заведующий складом → завскладом, военный комиссариат → военкомат, банковский автомат → банкомат. Производное существительное, образованное данным способом, называется аббревиату´рой. 12. Усече´ние – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например: специалист → спец, фестиваль → фест, абитуриент → абитура, заместитель → зам. Лексическое значение производного и производящего тождественны. Производные, образованные усечением, относятся к разговорной лексике. 41 1. Самостоятельные части речи: Имя существительное Разряды существительных по значению Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица: Для существительных склонение — это изменение существительных по падежам. К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е). К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь-. Имя прилагательное Разряды прилагательных по значению Причастие Деепричастие Служебные части речи Предлог 42. Синтаксис. Словосочетание и предложение. 43 Из всех свойств ССД, находящих в языке своеобразное отражение, наиболее важными для понимания его динамической сущности являются следующие пять: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1941. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |