Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции мышления по отношению к языку




Языкознание как наука. Связь языкознания с другими науками.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития, и классификации конкретных языков.

Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. нет и самого человека без языка. язык как средство общении я и как систему знаков изучают многие науки.

Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения.

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика.

С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью исто­рии народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования.

Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология, которая изучает историю по вещественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и этнография – наука о быте и культуре народов.

Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.

Ведь мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения, актуального членения предложения. В середине XX в. возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса, как единство обобщения и общения.

Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка. Современная ме­тодика охватывает не только методику преподавания родного язы­ка, но и методику преподавания иностранного языка.

Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией чело­века и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физиологи­ческую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека.

Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее.

Конечно же, связь языкознания с социальными науками более прочная и тесная, чем с науками биологическими и медицинскими. Это еще раз подчеркивает, что, несмотря на физиологическую основу членораздельной речи, язык относится к общественным явлениям.

Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.

Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой.

С точки зрения кибернетики, язык есть постоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управ­ления, и он сам представляет собою управляемую и саморегули­руемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем.

Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях ин­формации.

Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач.

Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык — главная, наиболее сложная и, так сказать, классическая знаковая система, то семио­тика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюде­ния и интереса, однако аспект видения и осмысления языка у семио­тики свой, не совпадающий с лингвистическим: семиотику в языке интересуют общие свойства знаков.

Однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведе­ний литературы.

Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста.

Таким образом, языкознание связано со многими науками. Даже в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.

 

 

Многообразие языков мира.

На планете насчитывается от 2500 до 7000 языков. Но эти цифры более, чем приблизительны, так как точное количество никому не известно из-за отсутствия единого подхода к выделению диалектов одного и того же языка и условности различий между разными языками. Точно так же нет единого подхода к классификации языков. Наиболее популярна генеалогическая классификация, основывающаяся на историческом родстве языков, которые возникли из одного источника - праязыка. Согласно этому подходу языки делятся на языковые семьи, которые, в свою очередь, подразделяются на группы близких друг другу языков.

Сегодня есть семь языков, являющиеся "мировыми языками". Это английский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский. Каждый из этих языков распространён на территориях нескольких государств, что имеет свои исторические причины. В силу этих причин на этих языках говорит достаточно большое количество людей. Такие языки как китайский, хинди и урду тоже входят в число важнейших языков мира, но на международной арене менее популярны..

 

Легенда:

В древности существовал единый язык, на котором общались абсолютно все люди, жившие на земле. Но вот однажды потомкам Ноя (вообще-то потомкам Адама и Евы, но дальнейшие события были уже после Великого Потопа) собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотой до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Богу не угодно было это. Он посмотрел на город и на башню, которую они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем так язык их так, чтобы один не понимал речи другого».

Бог смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле. Так и возникло великое множество языков.

В современном мире около 3000 языков, однако, треть населения говорит на шести нижеследующих. Таким образом, можно научиться здороваться более чем с двумя миллиардами человек!

Hello! – английский, 370 млн. человек.

Мархабан – арабский, 155 млн. человек.

Намастей – хинди, 210 млн. человек

Ни хао – китайский, около 1,4 млрд. человек.

Ола! – испанский, 260 млн. человек

Привет! – русский, около 200 млн. человек.

Но из этих шести языков только один является языком международного общения – английский. Его учат в школах, университетах, а бывает и в детских садах.

Такое многообразие языков заставляло ученых во многие времена задумываться над проблемой общения. Был необходим один язык, который знали бы все, на котором шла бы торговли и дипломатия. Так, например, в Европе, до распада Римской империи таким языком была латынь. На ней писались все государственные документы и велись переговоры. Позже, ее стали использовать только в католических богослужениях. Место латыни занял гэльский язык, который был распространен по всей территории Западной Европы вплоть до Вислы. На гэльском говорила вся империя Карла Великого. Затем, после Верденского раздела в 843 году образовались три крупнейших государства, которые создали свои языки. Долго пустовало место «всеобщего языка», но с началом эпохи Великих Географических открытий это место занял английский, и до сих пор его не освободил. Да, были попытки создать единый язык (тот же Эсперанто), однако, они заранее были обречены на неудачу. Вы сами попробуйте заставить человека говорить на каком-то непонятном языке, когда он с рождения говорит на своем родном языке.

наиболее распространённые языки мира и приблизительное количество говорящих на них:

 
Языки количество говорящих
   
китайский (мандарин) 1,075,000,000
Английский 514,000,000
Испанский 425,000,000
Русский 275,000,000
Хинди 258,000,000
Арабский 256,000,000
Бенгальский 215,000,000
Португальский 194,000,000
малайско-индонезийский 176,000,000
Французский 129,000,000
 

 

3. Функции языка.
Будучи социальным явлением язык обладает определёнными функциями:
1) коммуникативная - как средство общения, передачи информации (основная функция языка)
2) мыслительная - формирование мышления индивида и общества
3) познавательная - передача информации и её хранение
4) номинативная (назывная) - при помощи этой функции даётся название предметам, явлениям, действиям и т.д.

Помимо базовых функций языка выделяют вспомогательные функции:
1) регулятивная (контакто-устанавливающая). Эта функция помогает устанавливать контакты между собеседниками. Она выражается при помощи фраз, словосочетаний, выражений.
2) экспрессивная (эмоциональная). Выражает эмоции и чувства человека
3) метаязыковая. Эта функция работает в том случае, если есть необходимость объяснения непонятных слов или же какого-либо языкового фактора.
4) Эстетическая - проявляется в художественных произведениях
5) Этническая - помогает устанавливать связи между людьми одного этноса.

4. Происхождение языка. Социальные и биологические теории.

Происхождение языка является проблемой не только лингвистики, но и других наук, которые занимаются изучением человека. Происхождение языка - комплексная проблема.

1)Библейская теория: Язык и человек были созданы Богом. Бог в данном случае сотворил мир и словесным заклинанием сотворил язык.
2)Библейская теория: Человека создал Бог, но сам язык создал человек. Бог привёл к Адаму всех "живых тварей" и попросил дать каждому из них имена.
В 4 веке до н.э. Г.Ниссон опровергает божественную теорию происхождения языка. По его словам Бог дал человеку речь, но не открыл людям названия предметов. В античную эпоху вопрос о происхождении языка был поставлен в рамках общефилософских дискуссий о происхождении языка. В греческой и эллинистической культуре существовали 2 теории: Биологическая и Искусственная.
Эти 2 теории существовали в Европе до сер. 19в. К биологич. теориям относят теории звукоподражания и теорию междометий.
ПО ТЕОРИИ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ язык возник в рез-тате того, что человек подражал звуковым признакам предметов, объектов и действий. Сторонники этой теории опираются на след. принципы: 1)есть связь или можно установить значение слова между звуком. Например, мяуканье, кваканье и т.д. 2)Признание естественного природного характера этой связи. Минусы этой теории: 1)недооцениваются социальные условия возникновения языка 2)абсолютизация звукоподражания
ПО ТЕОРИИ МЕЖДОМЕТИЙ язык возникает в рез=тате того, что первобытные люди наполняли звуки эмоциями и происходило возникновение "естественного звука". Минусы этой теории: 1)рассматривается только эмоциональная сторона 2)междометий в языке очень мало

Социальные гипотезы происхождения языка:
1. ТЕОРИЯ ТРУДОВЫХ ВЫКРИКОВ. Основана на том, что во время своей трудовой деятельности человек сопровождал свои действия выкриками. Но при этом трудовые выкрики не выражали эмоции и мысли. Данная теория поддерживается многими учёными-лингвистами, хотя она и не основана на функциональности языка.
2.ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОГОВОРА - люди договариваясь между собой давали имена и названия предметам, явлениям, действиям.
3.СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ. её разработал и предложил Ф.Энгельс, который написал и издал монографию "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В этой теории объединяется биологическая и социальная гипотезы. Исходя из этого, язык мог возникнуть лишь в коллективе.

5.Язык и мышление – это два неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании человека. Язык непосредственно связан с мышлением.

Мышление – часть сознания. Термины «мышление» и «сознание» неоднозначны.

Сознание – способность человека отражать реальную действительность

Мышление – способность отражать действительность в форме логических единиц и сам процесс отражения действий в виде таких единиц.

Всякая мысль идеальна. Это продукт нашего мышления.

Язык – материальная, практическая сторона сознания. Язык материален в том смысле, что все его единицы (слова, словосочетания, морфемы и т.д.) облечены в звуки. Мышление же как свойство мозга – идеально, хотя и зависимо от своего материального носителя и источника.

Мысль не имеет свойств материи – массы, протяженности, вкуса, запаха и т.п.

Мышление и язык – две системы, тесно связанные друг с другом, но при этом самостоятельные явления. Мысли мы можем передавать только с помощью языка.

Одна из функций языка по отношению к мышлению очевидна: язык выражает наши мысли и обеспечивает таким образом возможность постоянного обмена мыслями между членами коллектива.

Язык не только средство выражения мысли, но и орудие её формирования. Когда мы думаем «про себя», мы используем те или иные представления слова, в частности речедвигательные (некоторые люди, читая, невольно шевелят губами). Человек в совершенстве владеющий несколькими языками, всегда знает, на каком языке он думает.

У слепоглухонемых людей обычный человеческий язык не может участвовать в формировании мысли. Его замещает искусственный язык, опирающийся на зрительные и осязательные ощущения.

 

Учение русского физиолога И.П.Павлова о двух сигнальных системах дает естественно-научное объяснение фактов, связанных с формированием и деятельностью мысли, позволяет понять функцию языка, как орудие формирования мысли.

Первая сигнальная система дает сознанию ощущения, элементарные представления, но она не позволяет сформировать понятия. Её имеет не только человек, но и животные.

Вторая сигнальная система становиться базой формирования понятий, суждений и умозаключений.

 

Три вида процесса мышления как способности мыслить, рассуждать и давать оценки:

1) практически-действительное,

2) наглядно-образное,

3) словесно-логическое.

 

Язык - материальная опора, средство и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Мысль только тогда становиться мыслью, когда она высказана речью. Единицы языка связаны с единицами логического мышления.



















Функции мышления по отношению к языку

1) Обеспечивает функционирование единиц языка как знаков. Если значение языкового знака – его способность выражать и возбуждать информацию о чем-то, отличном от себя. То необходимо при этом активное участие мысли.

2) Мышление – гл орудие развития системы лексических и грамматических значений.

 

1) Язык – орудие формирование самих актов сознания.

2) Язык – средство выражения сознания.

3) Язык – это условие и средство моделирования процессов деятельности сознания. Язык позволяет человеку осознать деятельность собственного сознания.

 

6 .Язык и речь.

Язык как явление психологическое и физиологическое связан с речью.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явле­ние постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Ф, де Соссюр предложил разграничивать лингвистику языка и речи, а Л.В. Щерба предложил различать три аспекта языка:

1. речевую деятельность (говорение и понимание);

2. языковую систему (грамматика);

3. языковой материал (тексты, совокупность говоримого и понимаемого).

Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:

1. язык это средство общения - речь воплощение и реализация языка;

2. язык абстрактен - речь материальна;

3. язык стабилен - речь активна;

4. язык это достояние общества - речь индивидуальна;

5. язык имеет уровневую организацию - речь линейная (речь это последовательность слов связанных в потоке);

6. язык не зависим от ситуации - речь контекстна , каждый строит свою речь сам, с учетом речевой ситуации

 

Язык как знаковая система.

Знак - это материальный объект, используемый для передачи информации.

Система – это единство однородных взаимообусловленных элементов.

Целая наука, изучающая знаки и знаковые системы есть семиотика.

Среди всех знаковых систем центральное место занимает человеческий язык.

Свойства языковых знаков:

1. Преднамеренность. Знак имеет преднамеренную, целенаправленную природу, так как он используется специально для передачи смысла.

2. Двусторонность. У знака должно быть две стороны:

- идеальная (внутренняя)- значение и смысл слова.

- материальная (внешняя)

3.  Условность. В основе лежит договоренность конвенции и соглашения.

4. Консервативность. Знак все время стремится к стабильности, но обладает относительной устойчивостью во времени.

5. Обусловленность. Каждый знак в своей системе языка обусловливается этой же системой.

6. Изменчивость. На протяжении исторического времени языковые знаки могут меняться, как по форме, так и по смыслу. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 931.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...