Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фонетика как раздел науки о языке. Звук. Аспекты изучения звуковых единиц языка.




1. Фонетика (от греч. phonetikos - звуковой) - раздел языкознания, 

изучающий звуковой строй языка:

• звуковые единицы языка;

• их акустические и артикуляционные свойства;

• законы, по которым они образуются;

• правила функционирования.

Предметом фонетики считаются отдельные звуки языка, а при более широком подходе — все звуковые явления языка (включая тоны, словесное ударение, фразовую интонацию), служащие кодированию той смысловой информации, которая должна быть передана говорящим своему адресату. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах информации.

2. Звуковой строй служит материальной формой языка и находится в сложной взаимосвязи с биологической и с общественной природой человека. Поэтому сложились следующие аспекты изучения звукового строя языка:

• акустический — изучает звуки как физическое явление;

• анатомо-физиологический, или биологический — изучает звуки как результат работы ряда органов человека;

• лингвистический, или функциональный — изучает функции звуковых единиц языка и является предметом фонологии.

3. Как самостоятельная дисциплина фонетика выделилась в конце XIX в., хотя изучение звуковой стороны языка и ее элементов уходит в далекое прошлое. Высокого уровня фонетические знания достигали уже в Древней Индии, в Древней Греции, а в средневековую пору — у арабов.

4. В настоящее время часто говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, имея в виду совокупность дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковую сторону языка:

• антропофоника — имеет дело со звуками человеческой речи как физическими явлениями;

• психофонетика — занимается звуками как психическими явлениями;

• фонетика экспериментальная, или инструментальная — решает спорные проблемы фонетического описания того или иного языка, моделирования процессов автоматического распознавания и синтеза звучащей речи и т. п.

5. Фонетика в узком смысле рассматривает звуковые средства в таких аспектах, как физический (акустический) и биологический (артикуляционный и перцептивный). Иногда ее подразделяют: на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука; акустическую, исследующую результат звукопроизводства; аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

Принято различать фонетику и фонологию:

общую (изучает звуковые особенности, звук-й строй таких языков, к-ым присуще сложность звуковых строев, звук-х изменений) и частную;

синхронную и историческую (изучает звук-й строй 1-го языка на протяжении всей истории);

описательную (изучает ф-ку только 1-го языка) и нормативную;

теоретическую и прикладную (звуки изучаются при помощи техники (оцеллограф, синтезатор и т.д.); данная наука рассматривает длину, тембр, интонацию и протяженность звука);

сравнительную (рассматриваются звуки минимум 2-х языков, выяв-ся схожие и отличительные черты);

синтаксическую (просодика) (изучает ударения, интонацию, синтагмы и т.д.)

Фонология может члениться:

на линейную (сегментную), имеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог;

нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную), которая занимается просодическими средствами (тон, слоговой акцент, ударение, интонация).

В рамках фонологии как функциональной фонетики противопоставляют фонематику (или фонемику) и просодику (или просодемику).

В сегментной фонологии различают учение о фонеме (в языках неслогового строя) и учение о слоге (в языках нефонемного строя).

В суперсегментной фонологии разграничены топология, акцентология и интонология — дисциплины, объектами которых являются соответственно такие просодические явления, как тон, словесное ударение и синтаксическая интонация.

Звуки речи — минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами как физическое явление.

Существует два плана признаков, характеризующих звуки:

• воспринимаемые признаки звука;

• их акустические корреляты.

Воспринимаемые признаки звука:

• высота (или тон) — зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук;

• сила (или громкость) — зависит от амплитуды колебания: чем больше, тем сильнее, громче звук;

• длительность (или долгота), т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна соотносительная длительность звуков;

• тембр (или окраска звука) - зависит от дополнительных обертонов, которые накладываются на основной тон при прохождении звука через резонатор — ротовуюи носовую полости, которые совершенно индивидуальны.

Акустические характеристики звуков речи:

• частота колебаний звуковой волны — обуславливает высоту звука;

• интенсивность (амплитуда) — обуславливает силу звука и воспринимается слуховым аппаратом как громкость;

• время звучания — меняет качество звука;

• спектр — содержит обертоны разной силы, которые создают окраску звука, его тембр.

Ахустические свойства звуков речи изучаются в современной науке точными методами при помощи специальной аппаратуры.

 

Артикуляция — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуковречи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Каждый звук состоит из следующих трёх фаз:

1. Начальная фаза - активный орган артикуляции начинает движение к соответствующему пассивному (экскурсия).

2. Срединная фаза - активный орган артикуляции находится по отношению к пассивному органу в положении, которое необходимо для производства данного звука (выдержка).

3. Конечная фаза - активный орган возвращается в исходное положение (рекурсия).

Артикуляционная база – это совокупность наиболее характерных для данного языка артикуляторных навыков.


Хотя основные движения речевых органов схожи во всех языках, они все же различаются в деталях; кроме того, в одном языке преимущественно используются одни уклады, в другом — другие, различна степень напряженности, силы выдоха, характер работы голосовых связок и т. п.


Артикуляторные навыки родного языка настолько привычны и автоматизированы, что не требуется никаких сознательных усилий для их контроля. Овладеть артикуляционной базой иностранного языка — это значит добиться того, чтобы непривычные для родного языка движения речевых органов были автоматизированы, т.е. стали привычными и совершались при минимуме сознательного контроля.

 

15.Cогласные звуки - это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи в полости рта или при ее выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия возникает шум, отличающий согласный звук от гласного, который формируется только с помощью тона.

классификация согласных звуков

Согласные звуки в современном русском языке классифицируются по пяти основаниям:

1) по месту образования;

2) способу образования;

3) уровню шума (сонорность/шумность);

4) глухость/звонкость;

5) твердость/мягкость. Выделяются следующие классификационные группы согласных:

1)по месту образования:

а) губно-губные: [п], [б], [м];

б) губно-зубные [в], [ф];

в) передне-язычные (зубные: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц];

передненебные: [р], [ш], [ж], [ч’];

среднеязычные одновременно и средненебные: [j];

заднеязычные либо средненебные: [к’], [г’], [х’], [γ’], либо задненебные: [к], [г], [х], [γ];

2)по способу образования выделяют щелевые, смычные, дрожащие:

а) щелевые (или фрикативные): щелевые срединные: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [γ], [õ]; щелевые боковые: [л], [л’];

б) смычные делятся на взрывные, аффрикаты, имплозивные, носовые (взрывные: взрывные ртовые [п], [б], [т], [д], [к];

взрывные глоточные, или фаукальные [пм], [бм], [тн], [дн];

аффрикаты, или смычно-щелевые слитные согласные: [ц], [ч’];

срединные аффрикаты: [ц], [ч’];

боковые аффрикаты [т’л’], [д’л’];

имплозивные, или сомкнутые согласные, содержащие только фазу смычки;

носовые: [м], [н], [н-]);

в) дрожащие: [р], [р’];

3)по уровню шума:

а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j];

б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.;

4) по отсутствию или наличию голоса (тона) выделяются глухие и звонкие:

а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;

б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др

По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже есть пары по звонкости/глухости: [р] – [ ], [л] – [ ]. Глухие сонорные появляются на конце слов после глухих согласных;

5) по твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. При образовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 731.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...