Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие требования и выбор транспортной тары и упаковки




Грузы на основании действующих стандартов на продукцию в зависимости от вида упаковки делятся на три группы:

· транспортируемые в таре;

· транспортируемые без тары с частичной защитой отдельных узлов (деталей);

· транспортируемые без тары.

Транспортабельность грузов достигается при помощи упаковки, представляющей собой совокупность тары и упаковочных материалов, или применением специальных средств, облегчающих погрузочно-разгрузочные работы и крепление грузов.

Тарой называется изделие, в которое помещаются готовая продукция, полуфабрикаты или сырье для качественной и количественной сохранности при транспортировании от места производства или заготовки продукции до места ее потребления и хранения. Тара делится на потребительскую, дополнительную и транспортную.

· П о т р е б и т е л ь с к а я — это тара, в которую расфасовывают товары для доставки их потребителю (флаконы, бутылки, коробки, банки, пачки и т. п.).

· Д о п о л н и т е л ь н а я тара (барьерная, групповая) предназначается для изделий, упакованных предварительно в потребительскую тару. Дополнительная тара выполняет функции защиты изделий главным образом от климатических и агрессивных воздействий внешней среды, а также служит для укрупнения и комплектации партий изделий. К ней относятся коробки, чехлы, мешки, картонные ящики и т. п.

· Т р а н с п о р т н а я тара служит для упаковки разнообразных грузов, предварительно упакованных в потребительскую и дополнительную тару, а также неупакованных. Она обеспечивает необходимую защиту главным образом от механических повреждений при транспортировании упакованного груза. К транспортной таре относятся деревянные, металлические, картонные ящики и ящики из полимерных материалов, бочки, барабаны, фляги, мешки и другие виды тары.

В зависимости от жесткости конструкции, т. е. способности сохранять первоначальную форму, тара подразделяется на жесткую, полужесткую и мягкую.

· Ж е с т к а я тара изготовляется из металла, пластмассы, дерева, стекла, картона, древесно-волокнистых материалов и из бумажной массы.

· Для изготовления п о л у ж е с т к о й тары применяются пластмассы, бумага, некоторые сорта картона, полимерные материалы.

· М я г к а я  тара изготовляется из ткани, пленок, бумаги, полимерных и комбинированных материалов. Хотя в понятие тары не включаются контейнеры, поддоны, различные виды специализированных транспортных средств, они частично принимают на себя ее функции. Упаковочные и вспомогательные материалы служат для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты груза от повреждений. Они применяются при упаковке груза в потребительскую и транспортную тару, а также при размещении его непосредственно в контейнере. К упаковочным и вспомогательным материалам относятся древесина, бумага, картон, пластики, вата, ткани, пенопласт, комбинированные и другие подобные этим материалы.

Защита грузов от повреждений и потерь состоит в применении комплекса мероприятий, предусматривающих правильный выбор упаковочных средств, соблюдение правил погрузочно-разгрузочных работ, транспортирования и хранения с учетом особенностей груза и влияния различных внешних факторов, которые воздействуют на груз и на упаковочные средства. На груз

при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении влияют три основные группы внешних воздействий:

· м е х а н и ч е с к и е — удары, толчки, вибрация, статические нагрузки, трение;

· к л и м а т и ч е с к и е — влияние атмосферных осадков, влажного воздуха, морского тумана, солнечной радиации, переменной температуры и др.;

· б и о л о г и ч е с к и е — влияние жизнедеятельности организмов, насекомых и грызунов.

С учетом этих факторов надлежит правильно и соответственно выбирать тару и упаковочные материалы, рассчитывать и применять их для различных климатических районов.

Защитный комплекс в общем виде включает последовательно следующие основные процессы: консервацию, обертку в бумагу, ткань или другой материал, упаковку в тару — потребительскую, дополнительную, транспортную. В зависимости от свойств груза могут применяться все процессы защитного комплекса или некоторые из них.

Упаковка наряду со своей основной функцией защиты груза должна обеспечивать: удобство выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ механизированным и ручным способами; наиболее полное использование всех транспортных средств по объему, площади и грузоподъемности тары, аккуратный внешний вид тары и сохранение товарного вида упакованного груза.

Изделия, не подвергающиеся порче от механических и атмосферных воздействий, но имеющие узлы или детали, подверженные повреждению и порче (обработанные рабочие поверхности, встроенные механизмы), допускается транспортировать в открытом виде с применением частичной защиты. Она осуществляется с помощью консервационных смазок, лаков, обертыванием водонепроницаемыми материалами, устройством деревянных щитов, колпаков, обшивки досками легкоповреждаемых мест.

Упакованные грузы допускаются к перевозке только в том случае, если тара удовлетворяет техническим требованиям, изложенным в государственных стандартах. Грузоотправители обязаны предъявлять груз к перевозке в прямом железнодорожном, водном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении в таре, обеспечивающей сохранность груза при транспортировании в подвижном составе железных дорог, на автомобильном транспорте и судах пароходств. При этом должны также учитываться климатические условия в пути следования и пункте назначения груза. За прочность изготовления тары, расположение и устойчивость груза внутри нее ответственность несет грузоотправитель.

Размеры и конструкция тары должны обеспечивать наилучшее использование грузоподъемности и вместимости вагонов и судов. Штучные грузы должны пакетироваться или объединяться в более крупные погрузочные единицы (пачки, связки, мотки).

В целях улучшения качества. тары для обеспечения сохранности продукции при транспортировании и хранении, а также более рационального использования материалов в последнее время введен ряд новых стандартов и внесены изменения в действующие.

Стандарты на тару разделяются на о б щ е н о р м а т и вн ы е (установочные), в которых излагаются общие технические требования, приводится расчет конструктивных элементов (толщина материалов, типы, конструкции и т. д ) и стандарты конкретных видов тары для упаковки определенной продукции. Первый вид стандартов, как правило, применяется для разработки стандартов второго вида.


Стандарты, специализированные для отдельных видов продукции, учитывают специфические требования продукции, без которых не обеспечивается ее сохранность (повышенная чистота обработки, применение дополнительных защитных покрытий, характер соединения деталей и т. д.).

Наиболее часто применяются виды транспортной тары: ящики разных типов — дощатые плотные, решетчатые, ящики-лотки (для ягод), щитовые, фанерные (спички, чай), из гофрированного картона (продтара) и другие, а также барабаны, бочки.

Технические требования, предъявляемые к таре и упаковке грузов, транспортируемых в районы Крайнего Севера и отдаленные районы, изложены в специальном ГОСТе. ГОСТом повышены требования: ящики усиливаются стальной лентой, груз разделяется прокладками, на дно контейнера устанавливается решетка высотой 50 мм и т. д.

8. классификация транспортной тары!

В соответствии с нормативно-технической документацией тара (упаковка) определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Под процессом обращения понимают транспортировку, складирование, хранение и реализацию товарной продукции.

Тара (упаковка) может быть классифицирована по различным критериям:

· назначению,

· материалу,

· составу,

· конструкции,

· технологии производства.

·  В свою очередь по функциональному назначению тару можно подразделить на

o производственную,

o транспортную,

o потребительскую,

o специальную (консервирующую).

 

С точки зрения складской технологии интерес представляет «транспортная тара» – самостоятельная транспортная единица, предназначенная для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции.

 Транспортная тара может рассматриваться как одна из разновидностей складского оборудования; она обеспечивает необходимую защиту главным образом от механических повреждений при транспортировке и хранении упакованного груза. По конструкции она бывает жесткой, т. е. сохраняющей форму, или мягкой. К транспортной таре также относятся выполненные из различных материалов ящики, контейнеры, поддоны, бочки, барабаны, фляги, мешки и др. Отметим, что на организацию логистического процесса большое влияние оказывает и материал, из которого изготовлена тара (стекло, дерево, металл, полимер, бумага, картон и т. д.). В складском хозяйстве больше распространена жесткая тара. Она может классифицироваться разными способами, но наиболее широко применяют ящики (коробки), контейнеры и поддоны.

Ящик – это жесткая или полужесткая тара, имеющая, как правило, форму параллелепипеда, с крышкой или без нее, изготовленная из дерева, металла, пластмассы, картона и т. п. Габаритные размеры ящиков унифицированы.

 В частности, согласно существующему ГОСТ 14861–91 типы и исполнение производственной металлической и деревянно-металлической тары должны соответствовать параметрам, перечисленным ниже.
Основные параметры и размеры тары в мм исполнений 1...4 должны соответствовать указанным на рисунке и в таблице.

По определению Международной организации по стандартизации (ISO), грузовой контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции разных типов, называются универсальными, а контейнеры, предназначенные для затаривания продукции одного типа или одного наименования, – специальными. Главное в контейнере независимо от его конструкции, материала и назначения – это унификация габаритных размеров, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование. Уже упомянутая организация ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и составляли 2438 мм.

Длина наибольшего контейнера должна равняться 12 192 мм, а для меньших контейнеров предусмотрена кратность, равная 0,75, 0,5 и 0,25 длины этого наибольшего контейнера. Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транспортному средству и друг с другом.
В соответствии с ГОСТ 18477–79 (СТ СЭВ 772–83) основные параметры универсальных контейнеров должны соответствовать указанным ниже.

Поддоны (паллеты) – горизонтальная площадка (настил), приспособленная для погрузочно-разгрузочных работ с помощью вилочного погрузчика (вилочной тележки). Как и грузовые универсальные контейнеры, поддоны являются многооборотной тарой. Различают двухзаходные поддоны, обеспечивающие возможность вилочного подхвата с двух противоположных сторон, и четырехзаходные с возможностью вилочного подхвата со всех сторон. Поддоны бывают плоские, стоечные, ящичные; однонастильные, двухнастильные; разборные, неразборные; деревянные, пластмассовые, металлические, комбинированные.

Для плоских поддонов унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в которой за основу берется площадь плоских поддонов, составляющая для стран – членов ИСО 1200х800, 1000х800 и 1200х1000 мм. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. В соответствии с ГОСТ 9078–84 (СТ СЭВ 317–76) основные параметры и размеры поддонов представлены в таблице.

Характер груза и тара, в которой он хранится, определяют набор техники для проведения погрузочных операций и весь технологический процесс складской обработки. В настоящее время особенно популярной стала унифицированная тара. Ее использование сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения, эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

Унифицированная тара в зависимости от назначения может быть разнообразной, но современные системы стеллажного складирования во все более широких масштабах ориентируются на применение плоских поддонов или контейнеров, созданных на их основе. В свою очередь при производстве контейнеров и поддонов в последние годы весьма успешно развивается такое направление, как замена традиционных материалов – дерева и металла на пластмассу.

Применение пластмассы имеет ряд преимуществ перед деревом: такая тара существенно легче, обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, легко очищается, надежно предохраняет продукцию от внешних воздействий, у нее красивый внешний вид и более продолжительный срок службы. Пластмассовая тара рассчитана на работу в широком интервале температур – от –20 до + 80 °С, устойчива к большинству химикатов, кислотам и топливно-смазочным материалам. Ее можно выполнять в антистатическом варианте. Пластмассовая тара легко штабелируется в несколько ярусов, занимая при складировании минимальную площадь.

Особый интерес представляют полимерные контейнеры, изготовленные на базе поддонов из пластмассы или дерева, поскольку они обеспечивают полную сохранность перевозимой продукции (имеется возможность их пломбирования). Подобные контейнерные системы (марка POLYBOX®) выпускает, в частности, Холдинговая компания SEDON.

Дно, стенки, крышку контейнера изготавливают из ударопрочного полимерного материала, затрудняющего доступ к перевозимой продукции, они могут быть выполнены в любой цветовой гамме. На контейнер также может быть нанесена информация служебного, рекламного характера. При перевозке и хранении в порожнем состоянии эта тара занимает небольшой объем. Для удобства выемки продукции стенки контейнера могут выполняться с боковым клапаном и зависимости от назначения разной толщины по требованиям заказчика. Тару отличает повышенная влагостойкость и возможность штабелирования в 1...4 яруса без дополнительных стеллажей и прокладок.

Основные способы изготовления пластмассовой тары – литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки – определяют такие ее преимущества, как возможность варьировать форму и конструкцию, что обеспечивает более рациональное затаривание продукции. Кроме того, пластмассовая тара более экологична – ее изготовление предполагает возможность вторичной переработки и использование бытовых и промышленных отходов.

Основной недостаток пластмассовых контейнеров и паллет – их несколько более высокая стоимость по сравнению с тарой, изготовленной из традиционных материалов. Так, полимерный контейнер POLYBOX® производства российской Холдинговой компании SEDON (длина и ширина 1200х800 мм, высота 800 мм) стоит 45 USD, POLYBOX® с полимерной паллетой – 63...68 USD, POLYBOX® c деревянной паллетой – 53 USD.




Упаковочные материалы

Упаковочные материалы В зависимости от назначения подразделяются на изолирующие, поглощающие и амортизационные.

· Изолирующие материалы служат для зашиты груза от воздействия внешних агрессивных факторов. К ним относятся разнообразные виды бумаги, фольги, полимерных пленок и различные их сочетания.

o Бумажные изолирующие материалы используют в основном для предотвращения проникновения жиров (пергамент, подпергамент, пергамин) и влаги (парафинированная, водонепроницаемая, битумная и дегтевая бумага). Битумная и дегтевая бумага имеет ограниченное применение, так как вызывает коррозию металлов, поэтому могут быть применены специальные сорта, бумаги: биостойкая и антикоррозионная. Последняя содержит в своем составе ингибиторы, которые связывают кислород и вызывают образование на поверхности металла предохранительного слоя.

o Для изоляции продукции от проникновения посторонних запахов, жиров и влаги применяется фольга из меди, свинца, алюминия, олова, коррозионностойкой стали. Часто фольга используется в сочетании с различными материалами.

o В качестве изолирующих применяются также полимерные пленки. Герметичные чехлы из них обеспечивают защиту металлических изделий от коррозии в самых экстремальных климатических условиях при температуре до 60 оС и влажности до 100 %. Герметичность обеспечивается сваркой швов упаковки, однако для предотвращения конденсации влаги внутрь упаковки необходимо вкладывать вместе с изделием поглощающие влагу материалы.

· Поглощающие материалы используют для поглощения избыточных паров воздуха, проникающих внутрь упаковки, или для предотвращения распространения внутри упаковки жидкостей, вытекающих из поврежденной потребительской тары. К таким материалам относятся активированный уголь и силикагель, обладающие высокой гигроскопичностью, и некоторые другие материалы, впитывающие влагу. Влажность силикагеля, используемого при упаковывании, должна быть не более 2 %. Если его влажность выше, необходимо предварительно высушить материалы, распаковать силикагель в тканевые мешочки и в таком виде укладывать в упаковку. Общая масса силикагеля, необходимая для осушения избыточных паров, зависит от площади поверхности груза.

· Амортизационные материалы обеспечивают сохранность изделий при ударах, вибрации, трении выступающих частей изделия о внутренние поверхности транспортной тары и других нагрузках. Требования к амортизационным материалам следующие: небольшая объемная масса, механическая прочность, минимальная остаточная деформация, возникающая в результате действия механических нагрузок, негигроскопичность и химическая инертность, отсутствие абразивных свойств, низкая стоимость и простота изготовления. Каждый вид амортизационных материалов имеет свои специфические свойства, определяющие условия и ограничивающие область его применения.

o Древесная стружка обладает высокой эластичностью, используется для амортизации тяжелых предметов, однако ее упругие свойства нестабильны (зависят от влажности). Оптимальная влажность древесной стружки составляет 12... 18 %, поскольку при большей влажности стружка теряет эластичность, а при меньшей - ломается и пылит. Кроме того, древесная стружка может содержать смолистые вещества, вызывающие коррозию.

o Войлок и шерсть отличаются достаточной упругостью, хорошо сопротивляются повторным деформациям, но гигроскопичны, подвержены гниению и поражению насекомыми.

o Стекловолокно обладает наибольшей упругостью, негигроскопично, не подвержено сгоранию, но характеризуется высокой абразивностью, что значительно ограничивает сферу его применения.

o Бумага и картон - наиболее распространенные виды амортизационных материалов, стоимость их производства относительно невелика. Они легко принимают нужную форму, хорошо амортизируют легкие изделия, применяются для упаковывания пищевых, парфюмерных, медицинских и других грузов, но невлагостойких, при повторном применении теряют упругие свойства.

o Пенистые полимеры являются наиболее перспективными амортизационными материалами, среди которых можно особо отметить пенополистирол - материал с микроячеистой структурой. Плотность пенополистирола 25 кг/м3, его отличает большая механическая прочность, стойкость к влаге, низкой температуре. Пенополистирол не дает пыли, но при повторных нагрузках изменяет свои амортизационные свойства. Применяют также пенополиуретан, пенополиэтилен, велофлекс, отвечающие всем современным требованиям, но обладающие весьма высокой стоимостью.

С точки зрения перспектив использований амортизирующих материалов следует учитывать, что стоимость полимерных материалов постоянно снижается. Возможность формирования из этих материалов амортизаторов любой, достаточно сложной формы, уникальные физические свойства позволяют эффективно защищать груз, производить из них, например, герметичные мешки, которые при размещении в таре и создании внутри

мешка повышенного давления воздуха надежно фиксируют в таре груз любой сложной формы без необходимости дополнительного крепления. Особенно удобен такой способ фиксации груза в контейнере.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...