Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности проявлений эстетически-организационного
Начала
И в художественном замысле и в его воплощении в завершенном уже художественном произведении живописец, писатель, журналист, скульптор умеют так организовать психологическую и идейную ценность образов, что они не только передают типическое в индивидуальном, но и наполняются в то же время такой силой, которая способна активно воздействовать на восприятие и сознание людей. Реальные факты, события, детали входят в мозг художника уже эстетически организуясь. Журналист наблюдает различные факты, явления природы и их детали. Все это будит и организует творческую фантазию журналиста, начинающего работать в определенном направлении, дополняя, развивая и углубляя увиденное. Организующая сила эстетического начала проявляется уже при формировании замысла.
Об отношении эстетически организующего начала К образности
Если вникнуть в смысл того возбуждения и настроя – восприятия, чувств и воли, которые наблюдаются при действии истинно-выразительных структур, можно понять, что это – уже не просто образность, а своеобразная организация образности. Стало быть это – уже начало иного порядка, чем образные представления и образно-типическое отражение действительности. Сила эстетического организационного начала и идейно-содержательное значение произведений искусства для воспринимающих проходят в одной и той же идеальной сфере сознания и чувств. Образно-познавательная или эстетически-настраивающая. Какая же функция творчества более значима? Хотя обе они и находятся в неразрывном единстве, в котором одна выражает другую и одна осуществляется с помощью другой. Творчество раскрывает не только образно-познавательный, но и эстетически настраивающий стимулы.
Эстетическое воздействие творчества на духовный мир людей
Эстетическое начало способно пробуждать мощные духовные потенции в наших чувствах и мыслях, способно организовать эти потенции, стимулировать их. Эстетически-настраивающую функцию чувствовали и чувствуют писатели и журналисты. Художественные и журналистские произведения несут глубокое воздействие на людей. Они дают людям своеобразный импульс, обладают эстетически-психологическим эффектом. Процесс журналистского творчества проистекает из единого процесса человеческого творчества. Здесь проявляется единое начало освоения мира, миропознания. Творчество журналиста своим эстетическим воздействием способно изменить духовный мир человека. Общеизвестно, что массовая культура (суррогат культуры) может в корне изменить морально-нравственные и духовные начала общества. Это можно рассмотреть на примере развития морально-нравственных и духовных начал в СССР и на постсоветском пространстве за последние 20 лет. Общество изменилось. В его сознание внесены культ насилия и жестокости, культ очернения и разрушения. Очернительно-разрушительные воздействия СМИ и глобализация сделали свое: вопреки воле людей разрушен СССР, перечеркнуты нравственные, моральные устои общества.
ПРОЯВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И РЕЛЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Проявление эстетической активности в безобразном И трагическом Еще Аристотель писал о том, что явление, которое в действительности вызывает в нас отвращение, будучи художественно изображенным, привлекает, нас, но в то же время сам по себе объект изображения не делается от этого менее отвратительным. Так, рисунок жука большого, неуклюжего Дюрера производит отталкивающее впечатление. Но само изображение жука привлекает нас силой эстетического воздействия. Художественное изображение привлекает внимание именно как эстетически организованное изображение. Подлинно эстетическая передача трагических событий порождает, по словам Белинского «чувство гармонии в душе». Заканчивая анализ трагедии Шекспира «Гамлет», «Белинский писал: «Гамлет погиб, Офелия погибла, король также; нет ни доброго, ни злого – все погибло. Какое мучительное чувство должно бы возбудить в душе зрителя это кровавое зрелище! А между тем зритель выходит из театра с чувством гармонии и спокойствия в душе, с просветленным взглядом на жизнь…»[27]. Трагедия Шекспира порожает ощущением гармонии от полноты художественного осмысления изображаемых явлений. Такое явление в искусстве, литературе, журналистике еще со времен древнегреческой трагедии называется катарсисом или явления так называемого «эстетического очищения», «просветления». Проявления комического, безобразного, трагического в реальной действительности лишь тогда становятся эстетическими реальностями, когда они, переходя в художественное изображение, приобретают тем самым эстетическую организованность и начинают действовать уже не только как бытовые проявления комического, безобразного и трагического, но и художественного, т.е. становятся носителями эстетических сил.
Эстетическая и идеологическая роль искусства, Литературы, журналистики
Идея есть познание и стремление человечества. В идее слиты представления о желаемом и активное стремление к нему. Идея несет не только отражение, но и стремление, т.е. волю к действию. Отражение и воля слиты в идеях и в их выражениях воедино. Идея здесь понимается расширенно, а не только как рационалистическая, рассудочная мысль. Представления, образы, в том числе и художественные, – это тоже идеи, поскольку они являются идеальными представлениями, возникающими или вызываемыми в нашем мозгу. Вся идея одновременно выступает и отражением, и волевым импульсом, т.е. сам отражательный смысл имеет значение и определенного волевого момента, в то же время идея как волевой момент имеет отражательный смысл. Искусство, литература, журналистика при всей своей специфике и особенностях, является формой общественного сознания и формой идеологии.
Художественные и журналистские произведения Как «релейные усилители»
Информационный сигнал как релейный усилитель. Принцип действия всех реле: малыми импульсами энергии открывать пути для несоизмеримо больших энергий. Художники, писатели, журналисты, будучи предельно чуткими к жизненным осуществлениям «релейных действий», вводят подобные проявления в ткань произведения и раскрывают ситуации, имеющие значение такого своеобразного усилителя для всей развертывающейся в произведении жизненной установки и судеб своих героев, т.е. еле заметными штрихами достигают огромной художественной цели. Возможность релейных усилителей связана с эстетически-организационной ролью художественных произведений. Релейные усилители в произведении способны многократно усилить малые и незначительные факты и весь художественный смысл раскрытия больших событий.
Релейный эффект» искусства, литературы, журналистики |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 613. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |