Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОФЕССИОГРАММА ЖУРНАЛИСТИКИ




Понятие жужрналистики

Слова журналистика, журнализм произошли от французского jour – день и латинского dies – день.

В исходном значении слов, связанных с журналистской профессией, есть почти все, что составляет ее специфику и исходные функции:

1) ежедневность, т.е. ритмичность, мерность информации;

2) хроникальность, т.е. отражение, течение времени;

3) однодневность, т.е. исчезаемость информации во времени, ее постоянное обновление;

4) непрерывность информационного потока;

5) способность освещать, т.е. выявление светом явлений и процессов, обнародование их, оглашение, опубликование;

6) отражение разнообразных повседневных потребностей людей и общества.

В. И. Даль обозначает журналистику как журнальную, срочную словесность, а журналиста как чиновника присутственного места ведущего журналы, а также редактора, издателя.

Для работника газет было другое название – газетчик. Сюда же Даль относит и издателя газет, продавца. А то, что мы сейчас пытаемся обозначать словами «журналистская профессия, заниматься журналистикой», у Даля называется газетничать, т.е. разносить по городу вести, вестоплетничать.

Вестник – тот кто подает весть, понятие вещать, ведать заключают в себе понятия предвидения, прорицания, сверхъестественных знаний.

Поразительная многообразность и глубина смысловой сущности данного куста слов содержит многие особенности журналистской профессии.

В XIX веке словом журналистика обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях.

Коммуникация происходит от латинского и означает: сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору.

Медиация – от латинского посредничество.

Таким образом, глубинный смысл гнезда понятий, связанных с журналистской профессией, журнализмом, – информаторство, медиаторство, коммуникаторство, вестовщичество, ораторство, ведовство, прорицательство – оказывается очень сложным и многоплановым.

Основные понятия уяснены и теперь можно более четко сформулировать основные требования к профессии.

 

Функции деятельности

 

Функция, в переводе с латинского – исполнение, совершение, служебная обязанность. Понятие функции двояко: 1) исполнение, действие; 2) обязанность, назначение, предназначение.

В применении к журналистской профессии функция определяется как предназначение, обязанность, как некая идеальная модель и ориентир для целевых установок журналиста.

Основная социальная функция журнализма состоит в удовлетворении при помощи СМИ потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для полноценного функционирования общества. Журналист удовлетворяет потребности и интересы личности, групп и всего общества в целом.

С помощью информации журналистика ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания и общества, психологии и поведения.

 

Объекты отражения, предмет познавательной деятельности

 

Объект, от латинского означает предмет, противоположный, противопоставленный.

Объекты – предмет отражения журнализма. Они многообразны и практически не имеют ограничений. Это сфера материального и духовного, земного и вселенского: от человечества и общества до различных групп и личностей.

Безграничным является и географический диапазон объектов отражения. Объекты отражения всеобъемлющи и разнообразны по ряду признаков:

1) по тематике;

2) по географии;

3) по типу объекта;

4) по характеру объекта.

 

Объект воздействия или взаимодействия

 

К этой категории относятся все процессы и уровни социальной организации:

а) планетарные структуры, человечество как социоприродная и цивилизованная сообщность;

б) общество;

в) группы;

г) личности.

Самым точным определением объекта журналистики является аудитория. Адресат журналиста – все слои населения, отдельные личности, группы, коллективы, общество в целом.

Аудитория как объект журнализма обладает несколькими определяющими признаками. Она является: а) массовой, б) анонимной, невидимой, в) рассредоточенной в пространстве, г) динамичной, меняющейся, д) разноструктурной, разнохарактерной, е) стихийной или вероятностной, ж) подверженной влиянию информационного ритмического пульсара.

Наиболее адекватным журналистике, как оперативной информационной системе, объектом является общественное мнение. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму.

Журналистика производит влияние и на более глубокие пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Но, постоянность, ежедневность, ритмичность, неуклонность «бомбардирования» сознания аудитории информацией оставляет глубокий след воздействия, как положительный, так и отрицательный.

Если вспомнить о всепроникаемости и управляющей силе журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как «четвертой власти» окажется недостаточным и журналистика станет самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас в связи с глобализацией информационных сетей.

 

Тип контакта с аудиторией

 

По степени регулярности контексты можно назвать систематическими. По степени постоянства контакты с аудиторией можно отнести к постоянным, продолжающимся. Следует сказать о разнообразии форм, контактов и способов привлечения внимания аудитории – это вся совокупность содержательных и выразительных средств печати, ТВ, РВ технологии, актуальность тематики, система идеи, информационная емкость, система фактов и аргументов, композиция, стиль, языковое и жанровое оформление, звук, музыка и т.п.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 703.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...