Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И проблема художественного обобщения




 

Иногда достаточно слова, звука, чтобы перед художником, творцом начала проноситься вереница образов.

Каждое произведение всегда выступает как сложный, многоступенчатый «релейный усилитель», который действует в сознании читателя, зрителя, слушателя.

«Художество делает самое малое большим, как будто заглянешь в маленькое окошечко, и вдруг раскинутся перед глазами широчайшие дали, сердце дрогнет от волнения…»[28].

Художник, изображая определенные стороны действительности, не отвлекается от жизненной конкретной индивидуальности самих явлений. Но, взяв из жизни, например, отдельные черты характера своего героя, художник не прямо переносит их в произведение, а добивается такого сцепления элементов события, что определенные стороны этого события подвергаются релейному усилению.

Художественные образы и образная ткань произведений искусства динамичны и жизнеспособны благодаря тому, что для нашего восприятия и сознания эти образы и образная ткань излучает импульсы, высвобождающие большее познавательное и чувственно-эмоциональное значение по сравнению с тем, чем является только фактографический смысл образов.

Релейное действие художественных образов помогает разобраться в антиномии единичного и типического. «Релейное действие» осуществляется в сфере самого человеческого сознания, его творчестве.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ, СИГНАЛЫ И ПРИРОДА

КРАСОТЫ

Сигнал, его природа и действенность

 

Сигнал – это импульс, приводящий в действие те или иные системы. Везде – в природе, в жизни, в технике – мы встречаемся с теми или иными сигнально-импульсными явлениями.

Сигнал – это всегда какое-то проявление естественных сил. Он порождается событием, фактом, действием и всегда воплощен в некотором материальном процессе, к примеру – импульсы нервного возбуждения.

Сигнальные импульсы – это реальные явления. Но тем не менее сигнальный импульс действует не своим вещественным и энергетическим, каждый раз определенным состоянием, в котором он выражен или закреплен, а своим смысловым значением.

Сигнал действует не той вещественной или энергетической порцией, с которой он связан, в которой он каждый раз по-особому выражен, а именно своим смыслом или информационным значением.

Смысл сигнала не является вещественным и энергетическим. Прежде чем воздействовать сигнал преобразуется так, что от прежнего вещественного и энергетического состояния в нем уже ничего не остается. Из одной физической формы сигнала может быть получена другая форма.

Поскольку каждый сигнал приводит ту или иную материальную систему в активное рабочее состояние, то сигналы, информация – это особое проявление материи.

Понятие информации очень важно, например, для постижения отражения и сознания, а также природы организационных сил, действующих в логическом и художественном мышлении.

Внешний мир отражается научным познанием в двух основных аспектах:

1) в аспекте энергетическом, который до начала XX столетия играл преобладающую роль;

2) в аспекте обмена информацией, при котором человеку отводится место в материальной Вселенной, причем изучается взаимодействие человеком и остальным миром.

Последний аспект очень важен и для последовательного решения некоторых основных вопросов эстетики и художественного творчества, в частности же – для постижения самой природы художественности и сил, действующих в ней.

 

Сигнальная активность красоты

 

В природе и во взаимодействии живых существ с объектами и явлениями окружающей среды сигнально-организующие действия приобретают огромное значение.

Структурное сочетание созвучий, красок или ритмических движений действует на живые существа как сигнал к тому или другому поведению, то эти сигналы входят в восприятие живых существ не в своем непосредственном, вещественном состоянии, а преобразуясь в состояние или код чувственного, психического раздражителя. Но и в этом коде они сохраняют ту же структурность строения, которую имели в вещественном коде природных явлений. Это и есть структурный изоморфизм или изоморфно повторенная структура, способная как бы по своему образу и подобию заводить систему живого существа на определенное поведение.

Для животных определенные сочетания цветовых пятен и звукосочетания если и играют роль, то выступают эти сочетания лишь в качестве сигнально-организующих импульсов. Эти воздействия живые существа, конечно, не ощущают как красоту, испытывая, однако, их сигнально-заводящую функцию. Такие случаи сигнального действия в природе – это, например, реакция на пестрый наряд особей другого пола или влечение к блестящим, ярким предметам. Сюда же относятся и влечения насекомых к цветам с определенной окраской.

При созерцании какого-нибудь красивого явления или предмета красота его, действия на наше восприятие, упорядочивает наши ощущения, вызывает подъем наших чувств. Сам по себе этот подъем является своеобразной организацией чувств, возникающей в результате действия, которое мы восприняли при взгляде на данный предмет или явление.

Человек не только может воспринимать природные структуры, но и сам способен создавать предметы, оказывающие такое же структурно-сигнальное действие, т.е. творить по законам красоты.

 

Бескорыстность» красоты

 

Смысл действия красоты заключается отнюдь не в каком-то потреблении самого свойства красоты, а в том, что образ красивого объекта, проникая в структуру чувств, соответственно организует их.

Еще Кант поставил среди своих знаменитых антимоний (неразрешимых противоречий) вопрос о так называемом незаинтересованном действии красоты. Кант правильно подметил, что красота не действует как сила потребительского влечения к предмету. Красота и эстетические ценности не приносят никакой утилитарной пользы и тем не менее они действуют на человека не менее сильно, но иначе – они создают своеобразную направленную организованность восприятия и внимания.

Эстетическое наслаждение бескорыстно. Если затронуто эстетическое чувство, мы не станем помышлять о том, чтобы превратить, скажем, березовую рощу в дрова.

Входя в наше восприятие, красота и эстетические ценности действуют как организующий импульс, обусловливающий соответствующую настроенность нашего духовного мира. Здесь проявляется особая сигнально-организующая природа красоты и эстетических ценностей.

Сила красоты действует по-своему не слабее каких бы то ни было утилитарно-полезных факторов.

Бескорыстная на первый взгляд, или как выражался Кант «незаинтересованная» действенность эстетического, оказывается не менее сильной, чем утилитарная польза предметов, несмотря на то, что проявляется она в иной сфере – в сфере сигнально-информационной организации человеческих чувств и сознаний.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 689.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...