Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмоциональное и реальное в журналистике
Эмоции от латинского emoveo – потрясаю, волную. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Простейшая форма эмоции, т.н. эмоциональный тип ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и т.д.). Эмоции человека – это некие устойчивые чувства к предметам, явлениям. Сильное, доминирующее чувство, называемое страстью. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям, событиям. Реальное то, что существует в действительности. Текст журналистского материала, написанный живо, эмоционально, убедительно затрагивает сердца и души читателей. Чтобы текст стал злободневным, тема должна затронуть сердце и душу автора. Когда сам волнуешься, болеешь душой, радуешься или злишься, текст получится эмоциональным, живым, убедительным. Эмоциональный ряд присущ художественно-публицистическим жанрам, аналитическим и даже информационным. Трудно представить себе репортаж без эмоции. Методы репортажа – это эффект присутствия и эффект соучастия. И присутствие, и соучастие предполагает отношение автора, эмоции автора. Причем эмоции, основанные, опирающиеся на реальные факты, реальные обстоятельства. Эмоции в журналистике идут от реальности, от многообразия жизненных реалий.
ЭСТЕТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Истончается тонкий тлен – Фиолетовый гобелен
К нам – на воды и на леса – Опускаются небеса.
Нерешительная рука Эти вывела облака,
И печальный встречает взор Отуманенный их узор.
Недоволен стою и тих Я, создатель миров моих –
Где искусственны небеса И хрустальная спит роса». (1909) Это стихотворение принадлежит великому мастеру слова, поэту Осипу Мандельштаму. В поэзии Мандельштама, в его творчестве талантливо проявляется эстетическое начало. Эстетика его поэзии в образности, в филигранной отделке стиля, в тематике его поэзии.
Мобилизующая сила эстетических ценностей
Все виды и роды эстетической деятельности людей служили собственно мобилизации человеческих сил, человеческого духовного мира. Эстетическая деятельность объективно необходима человеку как инструмент саморегулирования в обществе. Человек по натуре своей – художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Человек улавливает проявления всевозможных эстетических сигналов, идущих от объектов природы или от тех или других объектов самой творческой действительности человека. Он впитывает в себя эти сигналы и пронизывает ими продукты своего творчества. Производство всевозможных эстетических и художественных ценностей всегда имело и имеет значение некоей движущей силы в обществе и отнюдь не выступает только как сопутствующее общественное явление. Как красота в природе или жизни, будучи воспринята нами, мобилизует наши духовные силы, так и эстетическое начало в орнаменте, музыкальной ритмике или ритмике танца эстетически организует наш духовный мир. Первоначально эстетические силы сосредоточивались для людей, во-первых, в некоторых природных свойствах различных ритмических явлений, созвучий и т.д. И, во-вторых, сосредоточивались они в ритмике создаваемого человеком орнамента, в ритмике танцев, в творимой людьми звуковой ритмике песен и мелодий. «…в поэзии принцип ритма ощущается нами как художественный, и мы забываем его простейшие психофизические начала»[23]. Но ритм только тогда эстетически и художественно действует на наше восприятие, когда он, изоморфно преобразуясь в соответствующие психологические импульсы, способен привести наш духовный мир в состояние, которое мы называем эстетическим настроением. Люди всегда стремились силой слова, силой рисунка, силой выразительности повлиять на противостоящие им явления природы. Живопись, литература, журналистика отражают социальные и моральные проблемы человеческого бытия. Поэтому живопись, литература, журналистика являются могущественным средством художественного познания жизни и передают жизненный опыт из поколения в поколение. Раскрывая человеческую жизнь в художественных образах, они становятся подлинным «человековедением». Художественно-познавательная и воспитательная роль живописи, литературы, журналистики очень велика. Познавательное раскрытие действительности, образность и сюжетность этих видов творчества стали рассматриваться в эстетике как главный признак художественности. Основа творчества, его прочный фундамент – это образ. Но у творческого начала есть и другие средства воздействия. И одно образное воссоздание действительности, одно ее образное познание еще не есть творчество. Если бы творчество сводилось только к образно-познавательной деятельности, то вместо эстетических ценностей мы имели бы лишь образно-иллюстративный придаток к научному познанию мира. У людей творческих, чутко воспринимающих проявления эстетического начала в природе, в жизни, вырабатывается путь эстетического освоения действительности. «Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача»[24], – писал В. Солоухин. Недаром художники, писатели, журналисты понимают эстетическое начало, выражаясь словами Шиллера, как «тот вид активности, который сообщается человеческой душе прекрасными созданиями природы и искусства»[25]. Воспринимая свое образное познание мира не только как познавательную ценность, человек творческий стремится к тому, чтобы структура его произведений становилась для читателей, зрителей и слушателей именно эстетически настраивающим началом. Эстетическая настройка духовного мира человека является очень важным фактором, не менее важным, чем его познавательная и образно-познавательная деятельность. При таком подходе к творчеству становится понятным, что творчество родилось для удовлетворения сразу двух потребностей человеческого общества: познавательно-образной и эстетически настраивающей.
Образность и ее эстетическая организация, Их изоморфное слияние
«В творчестве нельзя копировать, а надо выражать жизнь», – подчеркивал Бальзак. «Не давая точной копии, придавать движение жизни…»[26], – писал Бальзак. Образно мыслить могут все, художественно же выразить это образное мышление могут только художник, писатель, журналист. Так называемое образное мышление, является способностью нашего сознания свободно оперировать конкретно-чувственными представлениями. Обычное образное мышление включает в себя текущую, подвижную смену ярких картин предметов и явлений. К образному мышлению относятся также представления, создаваемые воображением. Эстетическое начало, выступающее в природе и в жизни как красота и действующее более или менее непосредственно в литературе, журналистике, проявляется как органика выражения истины. Отсюда видно, что все художественное творчество выступает творчеством по законам красоты, т.е. по законам действия эстетической организации. Структура художественных творений, входя в наше восприятие, способна перейти в психологический код и в состоянии этого кода организовать наши чувства и весь наш духовный мир.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 619. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |