Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОД, МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО




МАТЕРИАЛА, ЕГО ИСТОЧНИКИ,

КАЧЕСТВО И ОТБОР

 

 

Метод и методика журналистского труда

 

Термин «метод» впервые стали употреблять мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали – путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов.

В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.

В понятие метода, употребляемое в журналистском обиходе вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования.

В одном ряду с термином «метод» стоит другой, производный от него – «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом, репортажем, например.

Какие же есть методы журналистской деятельности?

Факультеты и отделения журналистики России обучают студентов методам:

1) познания,

2) отражения,

3) преобразования.

Приведенная выше схема – это своего рода модель, миниатюра журналистского образования. Из этой схемы мы сможем наглядно себе представить, с какими методами имеют дело в журналистике.

Но, можно и нужно выделить еще один метод – 4) психология индивидуального творчества. К примеру, Оноре де Бальзак имел обыкновение писать по ночам, при свечах, за чашкой кофе. И. А. Бунин, наоборот, старался себя не возбуждать, чтобы не писать, как он выражался, «на нервах»[8]. А. П. Чехов работал в самой лучшей своей одежде. А. И. Куприн любил писать одетым небрежно[9]. Эрнест Хемингуэй работал… в прихожей своей виллы, стоя босиком перед старым, видавшим виды бюро.

Писатель Л. Леонов о своем труде: «Я пишу карандашом, пишу медленно и мелким почерком, чтобы видеть всю конструкцию абзаца, страницы в целом. Пишу и стираю до тех пор, пока страница не выйдет чистой, без помарок»[10]. А. Н. Толстой, наоборот, любил писать хорошими легкими авторучками. Он говорил: «Карандаши ненавижу», а потому у него на столе, в футляре всегда было несколько авторучек.

Примеры психологии творчества интересны, но процесс нашего приобщения к журналистскому мастерству вряд ли ускорят. Творчество – процесс сугубо индивидуальный.

Методы в журналистике имеют самостоятельное, автономное значение. И тем не менее органически теснейшим образом они связаны между собой. В сущности, каждый из них имеет свой аналог в другом. Использование нами того или иного приема, скажем, в познании жизни, требует от нас адекватного этому приему ее отражения. Итак, материал, собранный журналистом с помощью наблюдения, интервью почти всегда предназначается для выступления в жанрах заметки, корреспонденции, репортажа.

Обращение журналиста к документам, официальной статистике обычно свидетельствует о том, что он работает над проблемным, постановочным, пропагандистскимматериалом.

Журналист меняет профессию – метод включенного наблюдения стал излюбленным в работе журналистов-расследователей.

Подача материала методом контраста или диалога бывает более эффективной, чем простой описательный метод. Методы журналистского творчества взаимосвязаны, взаимодействуют между собой.

 

Понятие журналистского материала

 

Для обозначения первоосновы произведения прибегают к термину «материал». Термином «материал» широко пользуются в науке, на производстве, в литературе. Этим термином обозначают все то, что является «исходным» продуктом, первоосновой целенаправленной деятельности.

«Материю песни, ее вещество

Не высосет автор из пальца.

Сам бог не сумел бы создать ничего,

Не будь у него матерьяльца».

(Г. Гейне)

Журналистский материал – это информация, прежде всего, о тех или иных реальных событиях, явлениях или процессах, об отношении к ним героев произведения, о мировоззрениях людей, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, ожиданиях. Чтобы писать в газете надо иметь свежий, разнообразный, умелым человеком собранный и обработанный материал.

 

Источники журналистского материала

 

Термином «источник» указывают на то, откуда необходимая журналисту информация поступала. Журналисту всякий раз приходится решать задачу выбора источника информации. Обычно журналист прибегает одновременно к ряду источников.

Журналист черпает материал из разнообразных источников. События, явления или процессы за которыми журналист наблюдает, высказывающие ему те или иные свои суждения конкретные люди, поступающие в распоряжение журналиста рукописные, печатные, фото-, кино- и другие документы – это источники материалов. В качестве источника материала должен рассматриваться и сам журналист.

«Пишущий… исчезает в своем материале, обогащая своим опытом, своим умом, чувством, переживаниями» [11], – писал М. М. Пришвин.

 

Количественная оценка материала

 

Материал, используемый в газете, можно измерять не только количеством строк. В качестве единицы измерения принят «бит информации», под которым понимается «сообщение о событии, имеющим только два возможных исхода»[12].

Пример:

Вы пришли к другу. Родители сказали вам о том, что друг «уехал в командировку». Здесь количество содержащейся информации равно двум битам. Друга нет дома (один бит); уехал он не на курорт, не в гости – в служебную командировку (другой бит). Мозг человека, по свидетельству физиологов, способен воспринять и переработать в секунду 50 битов информации («пропускную способность» нашего мозга).

Всегда ли мы пользуемся количественным критерием? Вдумайтесь, какую информацию вобрали слова, которые редакция вынесла в «афишку» номера: «Дело большой государственной важности», «Помощь пришла вовремя», «Победили сильнейшие». В этих словах вообще нет информации. Непонятно о ком и о чем они говорят.

А. М. Горький писал, что «у нас есть длинные книги, написанные в размере сотен листов, а материала там на два листа. Не все авторы заботятся о том, чтобы насыщать свои произведения сведениями, почерпнутыми из объективной реальности»[13].

Критерий количественной оценки материала, таким образом, помогает в преодолении недостатка, присущего начинающим журналистам, оперировать словами, которые не несут конкретного содержания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 665.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...