Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История журналистской профессии




А. К. Бобков

 

 

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

 

 

Учебное пособие

 

 

Иркутск 2005

 

УДК 0.70

ББК 76.12

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии

факультета филологии и журналистики

Иркутского государственного университета

 

Рецензенты:   Редакция газеты «Восточно-Сибирская правда»,

В. П. Владимирцев, д-р филол. наук, профессор ИГУ

 

Бобков А. К. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т. – 2005. – 96 с.

 

В пособии содержится информация о методике, методах и основах творческой деятельности журналиста.

Предназначено для студентов отделения журналистики и всех интересующихся творческой деятельностью.

Библиогр. 45 назв.

 

© А. К. Бобков, 2005

© Иркутский государственный

 
университет, 2005

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Журналистика начала XXI столетия качественно изменилась. Процессы глобализации мира влияют на российскую журналистику, имеющую богатый 300-летний опыт. Высоконравственные начала отечественной журналистики, ее аналитичность, художественность, публицистичность, к сожалению, уходят на второй план.

Основными в журналистике наших дней являются информационность и комментирование, сенсационность, криминальность журналистского материала. Подчас это выдается за творчество, потребность читателя.

Главная фигура в журналистике – это журналист, его творческие способности, его отношение к творчеству. На страницах газет мы видим более всего проявление ремесленничества.

«Мир – словарь. Меня можно оцарапать словом и обольстить», – писал великолепный мастер слова, художник Алексей Михайлович Ремизов. Да, слово в многогранном мире многое значит. Слово выступает некоей составляющей и ремесла, и творчества. «Жизнь есть творчество, а потому и история есть творчество», – заметил русский философ Сергей Николаевич Булгаков. Нельзя не процитировать еще одно его изречение: «Творение есть жертва»[1].

Где истоки, основы журналистского творчества? На этот вопрос автор пытается найти ответ в истории, философии, эстетике, теории журналистики.

Проблеме журналистского творчества посвящены книги:

Лазутиной Г. В. Основы творческой деятельности. М., 2003;

Горохова В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975;

Горохова В. М. Слагаемые мастерства. М., 1982;

Здоровега В. И. Слово тоже есть дело. М., 1979;

Ученовой В. В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976;

Методы журналистского творчества. М., 1982 и другие.

Они отражают те или иные моменты журналистского творчества, но не дают целостного представления о составляющих журналистского творчества. Составляющие творчества журналиста разнообразны и очень объемны. Они таятся во многих областях знаний.

 

МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

История журналистской профессии

 

В древности существовали т.н. информационные боги, вестники верховных богов. Они были у всех народов и осуществляли связь между богами и людьми. Гермес у греков, Меркурий у римлян, Тот у египтян, Один у скандинавов, Велес – это бог мудрости в русской ведической мифологии.

Гермес у греков – вестник богов, покровитель путников. Своим золотым жезлом – кадуцеем – Гермес усыплял людей и побеждал их. Во сне люди воспринимали мысли и волю бога. Гермес держал в своих руках функции связи, коммуникации, обмена информации, товарами, обмена земного существования на иноземное. Гермес был также информационным посредником.

Кстати, низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян – гении, у славян – ангелы. Они являлись личными информационными посредниками человека.

Гений – от латинского genius – род, gigno – рождать, производить. Гений считался личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.

Демон – от греческого daimon – божество, дух в греческой мифологии, выполняют те же функции.

В христианской мифологии вестниками, информаторами, просветителями были ангелы с греч. вестники, в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.

Михаил – архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей.

Гавриил – один и старейших ангелов, вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и ход событий.

Рафаил – по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель.

Роль земных вестников исполняли в древности пророки (Пифагор, Сократ, Платон), прорицатели, оракулы (от лат. oraculum – изречение, пророчество) – Дельфийский оракул Аполлона.

Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы (Демосфен и Цицерон).

Зарождением информационной профессии считается то время, когда издаются цезаревские газеты «Acta senatus» – вести с заседаний сената и «Acta diurnal populi Romani» – последние известия для римских граждан. Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до н.э. для всеобщего обозрения.

В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади. До наших дней дошла поговорка «Орать на всю Ивановскую».

Информационные потоки шли не только от предшественников журнализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов. Они способствовали зарождению и формированию журналистской профессии.

Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII веке.

В России предшественницей печатной газеты была газета «Куранты» («Вестовые письма»). Первым официальным редактором первой российской печатной газеты «Ведомости» (14 января 1703 г.) был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов.

Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах – это эпоха персонального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания.

Массовой журналистика стала после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, и по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа журналистики:

1) солидная, серьезная;

2) желтая, бульварная.

В России до начала ХХ века не существовало ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандального репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе «Два газетчика». Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце.

Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров – профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми…», – писал Б. И. Есин[2]. Известный репортер Влас Дорошевич говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера[3].

После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требования к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и пропагандистом решений партии. Старые газетчики в большинстве своем ушли из газеты или объявили саботаж новой власти. Было две формы саботажа:

а) полное неучастие в газете;

б) работа в качестве корректора и т.д. ( т.е. технических работников).

Газетчиков не хватало. VIII съезд ВКП(б), собравшийся в 1919 году, особое внимание уделил комплектованию кадрами. Съезд предложил партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергичных и преданных работников».

С 1919 года занялись созданием журналистского образования. При РОСТА была открыта школа журналистов. Курсы были краткосрочными 1,5 – 3 месяца. Набор 50 человек. Выпущено 136 человек. В 1921 году школа журналистки преобразуется в Институт красных журналистов. Срок обучения один год. Было принято 110 студентов.

В 1923 году декретом Совнаркома Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трехлетним сроком обучения. К концу 20-х годов существовали и институты журналистики, и газетные техникумы, и курсы. Но, даже в 1930 году, когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7 процентов опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, развернутая система их подготовки дала свои плоды (к 1980 году уже 23 факультета и отделения университетов СССР готовили журналистов). К началу 90-х годов 95 % работников редакции имели высшее и незаконченное высшее образование, 50 % – журналистский диплом. (В районных газетах этот показатель в 2–3 раза ниже).

Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества. Журналистика постепенно стала возвращаться во времена, характерные для журналистики XIX века. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Идеологический диктат сменяется финансовым. Во главу угла ставятся деньги и практические выгоды. Размываются этические, ценностные ориентации профессии. Можно выделить следующие характеристики современной журналистики как профессии:

1) профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;

2) журналистика глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ;

3) журналистика стала разнообразной, многообразной, многотипной;

4) журналистика стала интересней для аудитории;

5) журналистика коммерциализировалась;

6) журналистика обульварилась, пожелтела;

7) журналистика переживает размывание этических и ценностных ориентаций.

Журнализм стал глобальным. Коммуникативно-информационная деятельность журналистки преобразуется:

а) из пророческой в реальную, земную;

б) из индивидуальной в коллективную;

в) из элитарной в массовую;

г) из монологичной в диалогичную;

д) из устной в письменную;

е) из печатной в электронную;

ё) из аксиальной (осевой) в ретиальную (многолучевую);

ж) из непрофессиональной в профессиональную;

Журнализм развивается по спирали, а потому на новом витке возвращается к прежним качествам: из профессионального становится полупрофессиональным, из творческого – информационным, из реального – виртуальным.

В век информационной цивилизации, журнализма информационной эры имеются свои особенности:

а) журналистика превращается в глобальную, не имеющую пространственных и временных границ;

б) журналистика подчиняется всем закономерностям нерасчлененного информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях, становится органично вплетенной в другие типы информации (рекламной, научной, деловой, политической, художественной, личной и т.п.);

в) становится супероперативным, когда сообщение и восприятие сообщения могут совпадать во времени;

г) журналистика характеризуется полифункциональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории;

д) глобальная журналистика приобретает черты массовой культуры;

е) журналистика стандартизируется и одновременно увеличиваются возможности для проявления творчества;

ё) журналистика становится саморегулируемой;

ж) информация приобретает свойства товара;

з) расширяются возможности для получения журналистом информации по глобальным сетям;

и) журналистика становится надомной работой с компьютером;

к) усиливаются возможности журналистики к манипулированию общественным мнением;

л) журналистика становится все более толерантной к разным позициям;

м) журналистика содействует интеграции народов.

Колоссально повышается роль журналистской профессии. Качество информации становится глобальной проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.

 

Журнализм в мире профессии

 

Что такое журналистская профессия? Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео – или телекамерой и выдал в эфир. Журналист в гуще событий.

Понятие профессия восходит к латинскому profession и означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессия, как правило, является источником существования. Профессии обычно подразделяются на специальности (от лат. specialis – особенный, своеобразный, т.е. определенные виды деятельности в рамках профессии. Если мы говорим о профессии – имеем в виду журналистику. Если о специальности – газетчиков, тележурналистов, радиожурналистов, работников информационных агентств, журналистов Интернет-СМИ.

В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности, жанровой специализации, например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и радиопередачи. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике, и такое деление называется профессионализацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты. Различаются профессии пяти видов:

1) Социономические (от лат. soceatas – общество), предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек – человек» (продавец, учитель).

2) Сигнономические (от лат. signum – знак) профессии «человек – знак», предполагающие взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник).

3) Артономические (от лат. ars, artis – образ, искусство); творческие профессии типа «человек – художественный образ», взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник).

4) Сельскохозяйственные, типа «человек – природа», взаимодействие с природными системами (лесовод, агроном, земледелец).

5) Технические, типа «человек – машина», взаимодействие с техническими системами (шофер, токарь). Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в журналистике определенную роль, опосредованное отношение журнализм имеет и к типу профессии «человек – природа», если понимать информацию широко, как социоприродную систему.

Журнализм чем-то похож на ряд профессий:

а) Журналист и писатель. Параллели журналистской профессии с писательской: одинаковый инструмент – слово, та же массовая и анонимная аудитория. Писатель творит в кабинете, объект его произведений – жизнь, зафиксированная в образе, типе, обобщении.

У журналиста объект – текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации. журналистика – это информационная документальная словесность.

А. Д. Аграновский, отец двух известных журналистов Анатолия и Валерия, еще в 30-е годы ярко писал об отличии журналистской профессии от писательской. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новизну и свежесть.

Литература – познание человеческой сущности, психологии личности и ее поступков, познание процессов жизни в художественных образах. Журналистика – понимание и отражение жизни через конкретные жизненные ситуации, факты, общности и людей на эмпирическом уровне.

 

Журналист и деятель искусств

 

Журналистику с искусством роднит множество функций и главная – создание модели мира. Но в искусстве – в образной, часто воображаемой форме, а в журналистике в реальной, конкретной, объективной форме. Средство достижения этой цели у художников – художественный образ, у журналиста – документальный факт настоящей жизни, но и он пользуется образом. Функции искусства в основном познавательные и эстетические, у журналистики – информационные, социально ориентирующие и регулирующие, художественные.

Журналист работает в реальной, можно сказать, в фотографической манере. Современная журналистика нередко рисует образ жизни далекий от нее самой, выражает тот абсурдный мир, которым часто бывает наше сегодня.

Журналист пользуется различными образами-моделями, т.е. ложными моделями. Образ в журналистике все-таки должен быть как можно более близким к реальности, однако в то же время стимулировать у аудитории созидательные, оптимистические и творческие потенции.

Журналист и ученый

 

Задача ученого – выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемой наукой законов. Наука ориентирована на критерий разума, журналистика включает критерий разума и критерий веры, хотя больше опирается на разум.

Журналистика – сиюминутна, ее работа исчезает во времени, также журналистика долговременна. Наука стремится к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Журналистика фрагментарна.

Самая важная, сходная черта науки и журналистики – исследование. Хотя исследования в журналистике фрагментарны.

Продукт ученого – научная монография, или публикация в научном стиле. Продукт журналиста – текст, изложенный доступно для широкой аудитории.

 

Журналист и историк

 

Профессия историка очень близка к журналисткой. Тот и другой основывается на документальных фактах, пишет историю в ее динамичном развитии. Историк изучает прошлое, последовательно и системно, излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно.

Задача историка: то о чем надо говорить, должно быть рассказано так, как оно есть на самом деле. Журналист – историк быстротекущей современности. Логично назвать журналиста летописцем современности.

 

Журналист и политик

 

 Слово политик в переводе с греческого означает «то, что относится к государству». Основная сфера государственной власти – регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И журналистика здесь во многом близка к управлению, но управление это опосредованное при помощи информации.

Сила влияния журналистики как четвертой власти на политические и иные процессы очень велика.

 

Журналист и юрист

 

Журналистика имеет родство с профессиями правоохранительной сферы. Однако способы расследования, сбора фактов и доказательств, процессов обвинения очень различны. Протокольно и скрупулезно – проверенные у работников правоохранительных органов. Публицистические, фрагментарные, эмоционально-субьъективные – у журналиста.

 

Журналист и оратор

 

Генетически они вышли из одного гнезда, но у них разный объем аудитории и у журналиста более широкие функции. И оратор, и журналист воздействуют на общественное мнение, формируют убеждения, взгляды аудитории.

«Риторика… учит… как сделать малое великим, а великое – малым, или как правовое представить неправовым»[4].

 

Журналист и педагог

 

И тот и другой осуществляют педагогические, воспитательные, обучающие функции. Для педагога это главные задачи, для журналиста это скрытые, неясные.

Педагог работает в непосредственном контакте с аудиторией, журналист общается с аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист – мозаичные.

 

Журналист и священник

 

Проповеднические, пасторские функции священника близки и профессии журналиста. И часто постулаты религии и журналистики по своему воздействию совпадают.

Аудитория у священника узкая – его прихожане. У журналиста аудитория массовая, а контакт с нею часто опосредованный. Журналистика от других профессий отличается универсальностью.

Журналистская профессия занимает одно из первых мест по степени сложности труда. Индекс характера труда журналиста в 10 раз выше, чем у актера, воспитателя детского сада, в четыре раза выше, чем у школьного учителя.

Журналистская профессия одна из самых полифункциональных, сложных, самоорганизующихся, и социально важных профессий, включающих практически любые роли и выполняющих любые функции, которые свойственны другим профессиям, но только выполняемые с помощью оперативной, актуальной информации, адресованной массовой рассредоточенной аудитории.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 655.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...