Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности движения капитала на современном этапе




 

После второй мировой войны объемы внешней торговли постоянно росли, но очень часто этот рост был связан с перемещением капитала, то есть экспорт капитала стал средством поощрения вывоза товаров за грани­цу. Это происходило в силу следующих обстоятельств:

1. вывоз капитала в товарной форме означает поставки машин, обору­дования, технологий и т. д.;

2. вывоз капитала - это кредиты, предоставляемые на покупку товара стране кредитором;

3. вывоз капитала - это внутрифирменные поставки товара в рамках транснациональных корпораций (ТНК).

Прямые инвестиции обнаружили тенденцию к ускоренному росту. В середине 60-х годов объем прямых инвестиций составил 108 млрд. дол­ларов; а к концу XX века - 3 трлн. долларов.

В начальный период экспорт капитала шел из индустриальных стран в аграрные, зависимые. Англия и Франция инвестировали в Индию, Египет, Алжир, Сирию и другие колонии, США - в Латинскую Америку, Германия - в Юго-Западную Африку.

В то же время капитал переливался из промышленно-развитых стран с замедленными темпами экономического роста в страны, где пульс хозяй­ственной жизни бился более сильно. Например, из Англии в США, или из Англии и Франции - в Германию; в то же время США активно инвестиро­вали в экономику Англии.

Отраслевые направления иностранных инвестиций определялись уров­нем экономического развития принимающих государств. В промышленно-развитых странах - в производство готовых изделий (наукоемких). В слабо развитых странах капитал направлялся в горную, горнорудную, металлурги­ческую отрасли, кредитную систему, инфраструктуру, на освоение их естест­венных богатств.

Пример: В России в начале XX века было построено 50 тыс. верст железной дороги, из них 35 тыс. верст - с участием иностранного капиталa. Банкиры Лондона, Парижа, Амстердама выделили займы в 1,5 млрд. золотых рублей. В горную, горнорудную, металлургическую отрасли было вложено 70 % всех иностранных инвестиции. Германия - в электротехниче­скую и добывающую промышленность, Англия - в нефтеперерабатывающую промышленность, Бельгия и Франция - в электрификацию страны.

В 50-60 годы XX века произошло ускорение темпов экономического развития в промышленно-развитых странах: открылись новые сферы при­ложения капитала (военные отрасли, развитие инфраструктуры, науки, об­разования, здравоохранения); это обеспечило огромную концентрацию ка­питала промышленных корпораций и централизацию банковских ресурсов, что содействовало созданию дополнительных стимулов расширения выво­за капитала; появились новые формы в вывозе капитала: создание совме­стных предприятий; сооружение предприятий «под ключ» (разработка проекта, вложение в него капитала, подготовка к производству); договор типа «продукт в руки» («под ключ» плюс подготовка специалистов для ра­боты на таких предприятиях); соглашение о разделе продукции; договоры о рискованных проектах, преимущественно в области разработки добычи нефти; франчайзинг; экспорт технологии и др.

Транснациональные корпорации набирают все большую силу. Они расчленяют традиционные прямые инвестиции на отдельные блоки: капи­тал, технологию, управленческий опыт, предоставляя странам-импортерам все эти элементы по частям. Такая гибкость дает двойную выгоду: инве­сторы получают возможность с выгодой для себя определять цены на каж­дый элемент капитальных вложений и таким образом они скрывают пере­воды прибыли в передачах финансовых средств материнским компаниям за использование технологий и различного рода услуг в этой области.

Для малых и средних предприятий вывоз капитала связан с продвиже­нием товаров на зарубежные рынки.

Появление транснациональных банков ускорило финансирование крупных промышленных проектов в странах, импортирующих капитал.

Изменилась роль государства в деле вывоза капитала. Государство - это крупнейший экспортер капитала, гарант вывоза частного капитала (в промышленно развитых странах созданы специальные государственные организации, занимающиеся страхованием экспортных кредитов), созда­ние международных валютно-кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, MAP, ЕБРР и др.).

Происходило взаимопроникновение капитала в промышленно-развитых странах (70 % всех долгосрочных капиталовложений) на макро- и микро-уровнях.

В 60-70-е годы центром притяжения капитала являлась Западная Евро­па, а в 80-е годы - США, благодаря политике Р. Рейгана, направленной на повышение процентной ставки.

Причинами взаимопроникновения капиталов промышленно развитых стран явились:

1. ухудшение инвестиционного климата в развивающихся странах;

2. в промышленно развитых странах легче создать в обрабатывающей промышленности крупномасштабное производство наукоемкой продук­ции, которое обеспечено высококвалифицированными кадрами, финансо­выми средствами и имеет емкие внутренние рынки;

3. развертывание НТР. С целью доступа к передовой технологии про­мышленно развитых стран там создаются филиалы, совместные предприятия и др.;

4. желание мелких и средних фирм обойти таможенные барьеры интеграционных группировок, затрудняющих ввоз товаров из третьих стран, и желание получить максимально высокую прибыль.

5. Перекрестное движение капитала между промышленно развитыми и раз­вивающимися странами (преимущественно это нефтедобывающие страны ОПЕК) дает развивающимся странам высокие доходы, а также укрепляет их экономическую взаимосвязь с промышленно развитыми странами.

6. Экономические последствия вывоза капитала из промышленно разви­тых стран в развивающиеся страны:

7. для промышленно развитых стран вывоз капитала способен приво­дить к некоторому застою, так как уменьшает их инвестиционные возмож­ности. Но, с другой стороны, создает возможность получить серьезную экономическую выгоду (например, когда условием займа становится рас­ходование его части на покупку товаров в стране-кредиторе);

8. для развивающихся стран - это создание препятствий росту нацио­нального капитала, поддержка одностороннего сырьевого развития народ­ного хозяйства путем прямого очевидного ограбления.

Движение капитала между промышленно развитыми странами усили­вает конкуренцию и побуждает национальную промышленность подтяги­ваться до уровня промышленности передовых стран.

Различают два способа регулирования иностранных инвестиций: на­ционально-правовой и международно-правовой.

Национально-правовое регулирование основано на использовании норм и институтов традиционных отраслей национальной системы права (адми­нистративное, гражданское и др.). В большинстве стран сложился свод за­конов по иностранным инвестициям - инвестиционные законы.

Основные положения:

1) Условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в прини­мающей стране. Цель этих гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов. По существу речь идет об от­сутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.

2) Предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенным политическим и коммерческим рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое. К числу наиболее распространенных льгот относятся.

1. освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов,

2. предоставление льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций,

освобождение от налогов заработной платы и других видов возна­граждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привле­ченных на контрактных началах,

- освобождение от таможенных пошлин временно или постоянно вво­зимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутству­ют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции.

1. Защита от политических рисков. В законодательстве об иностран­ных инвестициях обычно оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации.

2. Положение о разрешении инвестиционных споров. Если раньше их рассматривали на основе национальных арбитражных институтов и пра­вил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитраж­ных институтов и правил.

Для притока иностранных инвестиций недостаточно создания только экономических и правовых условий, необходима политическая стабильность.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций частного капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Приняты и действуют следующие межгосударственные соглашения:

1. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестицион­ных споров между принимающими государствами и иностранными част­ными инвесторами в международном центре по урегулированию инвести­ционных споров (МЦУИС) при МБРР».

Нормы в этой Конвенции для регулирования процедуры разрешения споров можно разделить на две группы: касающиеся примирительной про­цедуры; регламентирующие порядок арбитражного производства.

При этом в случае осуществления примирительной процедуры за сто­ронами остается право в любой момент прибегнуть к процедуре арбитраж­ного урегулирования спора. В отличие от решения примирительной ко­миссии решения арбитража являются обязательными для обеих сторон.

2. Сеульская конвенция 1985 г. о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР.

Составляется договор страхования, сторонами которого выступают МАСИЧИ (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). В соответст­вии с контрактом МАСИЧИ обязуется выплатить страхователю определенную в договоре сумму, которую обычно составляет процент от суммы понесенных иностранным инвестором убытков, возникших в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев политических рисков. В свою очередь иностранный инвестор (страхователь) обязуется ежегодно выплачивать страхо­вой взнос в размере установленного в договоре процента с суммы гарантий.

Примером многостороннего регулирования на региональном уровне служит Римский договор 1957 года, в котором наряду с другими положе­ниями содержится и правовое регулирование иностранных инвестиций.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...