Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг. Международный обмен научно-техническими знаниями.




Многообразие видов внешнеторговых сделок в мировой торговце находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особенностями (сырьевые товары, готовая машинно-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнерами.

К основным сделкам по купле-продаже услуг относятся:

1) операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинно-технической продукции;

2) инжиниринг или операции по торгово-инженерным техническим услугам;

3) арендные операции;

4) операции по экспорту и импорту туристических услуг (услуги по размещению туристов, услуги по обеспечению питания, услуги направленные на удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в конгрессах и т.п.);

5) консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления (аудиторские услуги, услуги по менеджменту, маркетингу);

6) Операции по обслуживанию товарооборота;

7) Торговля результатами научно-технических исследований.

Основной объем сделок по купле-продаже услуг осуществляется в рамках международного научно-технического обмена.

^ 3.1. Международный технологический обмен

Международный технологический обмен — это совокуп­ность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов науч­но-технической деятельности, имеющих научную и прак­тическую ценность.

Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя:

а) отбор и приобретение технологии;

б) адаптацию и освоение приобретенной технологии;

в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной эко­номики.

Говоря о международном технологическом обмене, не­обходимо иметь четкое представление о том, что понима­ется под термином «технология». Итак, международные до­кументы ООН трактуют понятие «технология» как: набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

Существует много причин, обусловивших быстрое раз­витие международного обмена технологиями. Можно выде­лить два уровня предпосылок этого процесса:

1) на уровне страны — это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приоб­ретение технологии способствует модернизации производ­ственного аппарата в различных отраслях. Для развиваю­щихся стран — это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потреб­ностей;

2) на уровне организаций (фирм) приобретение техноло­гии способствует:

• решению конкретных экономических и научно-тех­нических проблем;

• преодолению узости научно-технической базы от­дельного предприятия, недостатка производствен­ных мощностей и иных ресурсов;

• получению новых стратегических возможностей развитии.

Таким образом, можно говорить о том, что от участи в МНТО страны получают определенные выгоды. Так, экономическая целесообразность экспорта технологий объяс­няется тем, что:

 

1.
продажа технологий — это источник получения дохо­дов;

2.
передача технологий за рубеж — форма борьбы за то­варный рынок;

3.
это также способ обойти проблемы экспорта соответ­ствующего продукта;

4.
это способ установления контроля над зарубежной фир­мой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т. п.;

5.
предоставление технологии — способ обеспечения дос­тупа к другому новшеству через «перекрестное лицен­зирование»;

6.
это также возможность более эффективного совершен­ствования объекта лицензии с участием покупателя.


^ Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что:

1) импорт технологии — это доступ к новшествам высо­кого технического уровня;

2) это средство экономии затрат на НИОКР;

3) это средство уменьшения валютных расходов на товар­ный импорт и одновременно обеспечения использова­ния национального капитала и рабочей силы;

4) импорт технологии — это условие расширения экспор­та продукции, выпускаемой по зарубежным технологи­ям, причем, как показывает опыт, во многих странах Доля изделий, выпускаемых по лицензии, в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве;

5) импорт технологии — это гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца, что обеспечивает, как правило, техническую обработанность новшества.

40. Международный туризм

Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм.

Туристом, в соответствии с международной статистикой, яв­ляется любой человек, посещающий другую страну с любой це­лью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают три основных вида международного ту­ризма: рекреационный, научный и деловой.

^ Рекреационный туризм — это туризм, который связан с от­дыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных сорев­нований, встречи с друзьями и родственниками.

Научный туризм — это участие в научных симпозиумах, кон­грессах, конференциях.

Деловой туризм — это встречи с деловыми людьми, посеще­ние предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов.

За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляли 5,1% еже­годно, а валютных поступлений — 14%. Например, в 1992 г. бы­ло зарегистрировано 476 млн. прибытий туристов, а доход соста­вил 279 млрд. долл. США.

Международный туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедо­бывающей промышленности. В начале 90-х годов суммарный до­ход всех стран мира от международного туризма составил при­мерно 7% общего объема мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Для многих государств иностранный туризм является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником по­ступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских остро­вов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд долл. (около 5% ВВП стра­ны), США — 45,2 млрд долл. (свыше 5% стоимости экспорта), Турции — 2,7 млрд долл. (20% стоимости экспорта). Следует от­метить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно вследствие различий в уровнях социаль­но-экономического развития отдельных стран и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70—75% всех соверша­емых в мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского союза приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Мировой опыт показывает, что значение туризма для разви­тия экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм со­здает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иност­ранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают зна­чительную часть некоторых товаров: во Франции — одежду и ко­сметику, в Италии — обувь, в Швейцарии — часы. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует по­вышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.

Индустрия туризма в целом отличается достаточно высокой капиталоемкостью. При этом в крупных туристических центрах в структуре затрат 50—60% составляют затраты на размещение и питание. Хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капитало-и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли капитал доволь­но избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, обо­рудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируется государством, а частный капитал фи­нансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслу­живанию туристов.

В последние годы первостепенным фактором, влияющим на развитие туризма, стала индивидуальная туристическая актив­ность. Так, в 90-х годах примерно 40% туристов из государств с развитой экономикой предпочли самостоятельно организовы­вать свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм. Отличительной чертой туризма является его се­зонность, что приводит к периодическому простаиванию мате­риальной базы и рабочей силы и при этом требует ресурсов для их поддержания. Кроме того, конъюнктура туристического биз­неса изменчива и находится под значительным влиянием стихий­ных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др. Система реализации туристического продукта вклю­чает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентов), охватывающих все сегменты ту­ристического рынка.

Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей ту­ристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издатель­ства и другие предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть.

41. Международный рынок рабочей силы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...