Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг. Международный обмен научно-техническими знаниями.
Многообразие видов внешнеторговых сделок в мировой торговце находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особенностями (сырьевые товары, готовая машинно-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнерами. К основным сделкам по купле-продаже услуг относятся: 1) операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинно-технической продукции; 2) инжиниринг или операции по торгово-инженерным техническим услугам; 3) арендные операции; 4) операции по экспорту и импорту туристических услуг (услуги по размещению туристов, услуги по обеспечению питания, услуги направленные на удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в конгрессах и т.п.); 5) консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления (аудиторские услуги, услуги по менеджменту, маркетингу); 6) Операции по обслуживанию товарооборота; 7) Торговля результатами научно-технических исследований. Основной объем сделок по купле-продаже услуг осуществляется в рамках международного научно-технического обмена. ^ 3.1. Международный технологический обмен Международный технологический обмен — это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность. Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя: а) отбор и приобретение технологии; б) адаптацию и освоение приобретенной технологии; в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной экономики. Говоря о международном технологическом обмене, необходимо иметь четкое представление о том, что понимается под термином «технология». Итак, международные документы ООН трактуют понятие «технология» как: набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др. Существует много причин, обусловивших быстрое развитие международного обмена технологиями. Можно выделить два уровня предпосылок этого процесса: 1) на уровне страны — это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приобретение технологии способствует модернизации производственного аппарата в различных отраслях. Для развивающихся стран — это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей; 2) на уровне организаций (фирм) приобретение технологии способствует: • решению конкретных экономических и научно-технических проблем; • преодолению узости научно-технической базы отдельного предприятия, недостатка производственных мощностей и иных ресурсов; • получению новых стратегических возможностей развитии. Таким образом, можно говорить о том, что от участи в МНТО страны получают определенные выгоды. Так, экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что:
1. 2. 3. 4. 5. 6.
1) импорт технологии — это доступ к новшествам высокого технического уровня; 2) это средство экономии затрат на НИОКР; 3) это средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт и одновременно обеспечения использования национального капитала и рабочей силы; 4) импорт технологии — это условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям, причем, как показывает опыт, во многих странах Доля изделий, выпускаемых по лицензии, в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве; 5) импорт технологии — это гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца, что обеспечивает, как правило, техническую обработанность новшества. 40. Международный туризм Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм. Туристом, в соответствии с международной статистикой, является любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой. ^ Рекреационный туризм — это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками. Научный туризм — это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях. Деловой туризм — это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов. За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляли 5,1% ежегодно, а валютных поступлений — 14%. Например, в 1992 г. было зарегистрировано 476 млн. прибытий туристов, а доход составил 279 млрд. долл. США. Международный туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. В начале 90-х годов суммарный доход всех стран мира от международного туризма составил примерно 7% общего объема мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Для многих государств иностранный туризм является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд долл. (около 5% ВВП страны), США — 45,2 млрд долл. (свыше 5% стоимости экспорта), Турции — 2,7 млрд долл. (20% стоимости экспорта). Следует отметить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно вследствие различий в уровнях социально-экономического развития отдельных стран и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70—75% всех совершаемых в мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского союза приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений. Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции — одежду и косметику, в Италии — обувь, в Швейцарии — часы. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями. Индустрия туризма в целом отличается достаточно высокой капиталоемкостью. При этом в крупных туристических центрах в структуре затрат 50—60% составляют затраты на размещение и питание. Хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капитало-и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли капитал довольно избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируется государством, а частный капитал финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов. В последние годы первостепенным фактором, влияющим на развитие туризма, стала индивидуальная туристическая активность. Так, в 90-х годах примерно 40% туристов из государств с развитой экономикой предпочли самостоятельно организовывать свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм. Отличительной чертой туризма является его сезонность, что приводит к периодическому простаиванию материальной базы и рабочей силы и при этом требует ресурсов для их поддержания. Кроме того, конъюнктура туристического бизнеса изменчива и находится под значительным влиянием стихийных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др. Система реализации туристического продукта включает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентов), охватывающих все сегменты туристического рынка. Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и другие предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть. 41. Международный рынок рабочей силы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |