Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ




Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона №164-ФЗ распределены следующим образом.

Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 13 Закона №164-ФЗ в соответствии со своими полномочиями, в частности:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

· применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

· устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;

· вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;

· устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

· определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

· по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

· определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

· утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

· осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

27, 28. Тарифные/нетарифные методы регулирования внешней торговли

Внешняя торговля - это не что иное, как главная форма экономического сотрудничества между разными странами. И ее регулирование в какой-то мере государством происходит в зависимости от социальных, экономических, политических задач в самой стране и обстановки во всем мире.

Государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть торговая политика регулируется различными многосторонними соглашениями.

В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся таможенные пошлины и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой.

Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно таможенный тариф, состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара.

Нетарифные методы регулирования международной торговли сейчас активно используются правительством любого государства. В отличие от таможенных тарифов практически все они мало поддаются количественной классификации и, как следствие, плохо отражаются в статистике. Нетарифные методы регулирования внешней торговли бывают финансовые, скрытые и количественные. Тот факт, что они не поддаются количественной классификации дает возможность различным правительствам использовать либо их по отдельности, либо определенную их комбинацию, чтобы достичь своих целей в торговой политике. Если использовать нетарифные методы регулирования внешней торговли (особенно интенсивные количественные) вместе с либеральным таможенным режимом, то торговая политика в целом приобретает более ограничительный характер. Количественными ограничениями называется административная форма нетарифного регулирования торговли государства, которая призвана определять номенклатуру и количество товаров, разрешенных к импорту и экспорту. Правительство конкретной страны может решить применить количественные ограничения самостоятельно или исходя их международных соглашений.

Количественные ограничения имеют две формы: контингент или квота. Это практически то же самое, то понятие контингент часто используют, чтобы обозначить квоту, имеющую сезонный характер. Нетарифные методы регулирования внешней торговли представлены также лицензированием. Оно происходит через разрешения, которые выдают государственные органы на импорт или экспорт товара на конкретный промежуток времени.

Методы скрытого протекционизма также играют большую роль. Они представляют собой всевозможные барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются органами местной и центральной государственной власти на пути торговли.

 

29. Антидемпинговые пошлины: понятие и условия использования

Применение антидемпинговых пошлин во внешнеторговой деятельности нацелено прежде всего на борьбу с демпинговым импортом. В современной практике международной торговли демпинг представляет собой такой способ конкурентной борьбы за рынки, при котором иностранный товар продается в стране импорта по цене ниже нормальной[1]. Легальным противодействием демпинговым внешнеторговым поставкам являются принимаемые в установленном порядке антидемпинговые меры, одной из разновидностей которых и является антидемпинговая пошлина. Понятие «антидемпинговые защитные меры» шире понятия «антидемпинговая пошлина». Антидемпинговые защитные меры включают в себя: предварительные антидемпинговые пошлины; антидемпинговые пошлины; ценовые обязательства, принятые экспортером.

Государственные закупки и торговые операции государственных предприятий реализуются посредством участия государства в торговом обороте либо напрямую – через государственные закупки, либо опосредованно – через создание самостоятельных субъектов торгового оборота на основе государственной собственности. Тем самым они оказывают влияние на конкурентную среду путем ограничения доступа импортных товаров. При этом учитывается не столько экономическая целесообразность, сколько преследуются цели защиты внутреннего рынка и предоставления льгот национальным производителям.

Например, в США с 1993 года действует Закон о преимущественной покупке американских товаров, на основании которого государственные организации США должны покупать необходимые товары у американских фирм. Заказ может быть выдан иностранной фирме только в том случае, если ее цены ниже американских на 50% .

Государственная монополия на торговлю определенным товаром реализуется посредством предоставления исключительного права на внешнеторговые операции определенным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем государственная монополия может распространяться на экспорт товаров, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле, например, таким как ядерное оружие, продукция военно-технического назначения, зерно, алкогольная продукция и др.

Государственная монополия охватывает, как правило, операции по импорту товаров, когда оно самостоятельно определяет объемы закупок и географию поставок.

 

Особенности таможенных и административных
процедур

К особенностям таможенных и административных процедур, в частности, относятся:

– методы таможенной оценки;

антидемпинговые пошлины;

– структура тарифов;

– консульские и таможенные формальности и документы.Посредством инструментов данной группы государство влияет на ввоз и вывоз товаров косвенным образом, умышленно усложняя или упрощая бюрократические формальности при оформлении таможенных и товаросопроводительных документов, самостоятельно устанавливая методику определения таможенной стоимости и классификации товаров для целей таможенного обложения, методику определения нанесения ущерба внутренней экономике и национальным производителям. Таким образом, увеличивается неопределенность и расходы на проведение внешнеторговых операций .

Методы таможенной оценки. Государства самостоятельно устанавливают (разрабатывают) методику определения таможенной стоимости товаров – основы исчисления таможенных платежей, тем самым оказывая существенной влияние на их величину. Согласно международным соглашениям ГАТТ основной метод расчета таможенной стоимости – по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенная оценка проводится на основе цены СИФ или ФОБ (стоимость счет-фактуры с включением или без включения транспортных и страховых расходов) и запрещает применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в стране-импортере. Так, ранее США применяли для таможенной оценки внутренние цены, что приводило к завышению величины ввозной пошлины.

Антидемпинговые пошлины используются страной-импортером как средство борьбы с недобросовестной конкуренцией для оказания давления на экспортеров с целью защиты национального рынка от иностранной продукции. Условием применения антидемпинговых пошлин является наличие факта демпинга и доказательств, что он наносит ущерб национальной промышленности страны-импортера.

В свою очередь, демпинг предполагает продажу товара в стране-импортере по цене ниже, чем сложившаяся на внутреннем рынке страны-экспортера при обычном ходе торговли.

Таким образом, антидемпинговые пошлины применяются к экспортерам, которые поставляют на внешние рынки товары по ценам ниже, чем на внутреннем рынке, пренебрегая правилами справедливой конкуренции, и нанося ущерб конкурирующим отраслям в стране-импортере.

Антидемпинговые пошлины взимаются сверх базовых ставок таможенных пошлин с момента начала поставок по заниженным ценам.

При этом экспортеры не могут заранее учесть величину ставки антидемпинговой пошлины.

 

30. Товарная и географическая структура международной торговли

Товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура - данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура - данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти). Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи.

Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. "большая семерка"), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).

 

31. Классические теории международной торговли

1.        Меркантилистская теория

Меркантилизм – направление экономической мысли, разработанное европейскими учеными в начале XVII века, подчеркивавшими товарный характер производства (Т. Ман, В. Петти и др.).

Меркантилисты первыми предложили стройную теорию международной торговли. Они считали, что богатство стран зависит напрямую от количества золота и серебра, которыми они располагают, и полагали, что государство обязательно должно вывозить товаров больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и уменьшения импорта; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья, которого нет в стране; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия

Ограниченность меркантилистов в том, что они не смогли понять, что развитие стран возможно не только за счет передела уже существующего богатства, но и за счет его наращивания.

 

2. Теория абсолютных преимуществ

Главным из экономистов, бросивших вызов меркантилизму, был А. Смит (конец XVIII века). Смит четко сформулировал, что благосостояние нации зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача состоит не в приобретении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и кооперации.

Теория абсолютных преимуществ утверждает, что международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из стран производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущества принадлежит их торговым партнерам)

Из теории А. Смита вытекало, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в те регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество

 

3. Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо в 1817 году доказал, что международная специализация выгодна для нации. Это была получившая широкую известность теория сравнительного преимущества, или, как ее иногда называют, теория сравнительных издержек производства. Суть модели состоит в том, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ. Он показал, что всегда, когда в отсутствии торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет наиболее эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. Именно на производстве такого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары.

4. Теория соотношения факторов производства

Теория международной торговли была объяснена также через теорию факторов производства. Её авторы – Э. Хекшер и Б. Олин, шведские экономисты (середина 20-х годов ХХ века). Суть теории заключена в теореме Хекшера–Олина: каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

В соответствии с теорией Хекшера–Олина разница в относительных ценах на товары в различных странах, а следовательно, и торговля между ними объясняется различной относительной наделенностью стран факторами производства.

 

5. Тестирование теории соотношения факторов производства: парадокс Леонтьева

После Второй мировой войны В. Леонтьев пытался эмпирически доказать или опровергнуть теорию Хекшера–Олина. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты–выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 год, В. Леонтьев показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Если учесть, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера–Олина. Этот феномен получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.)

Парадокс Леонтьева – теория соотношения факторов производства Хекшера–Олина не подтверждается на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую. 

Разгадка «парадокса Леонтьева» кроется: в неоднородности факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации. Поэтому в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных затрат неквалифицированного труда;

 значительной роли природных ресурсов – сырья, добыча которого требует больших затрат капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Поэтому экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства;

 традиционных предпочтениях американцев покупать капиталоемкую технологичную продукцию, произведенную за рубежом, несмотря на то, что страна сама хорошо обеспечена капиталом;

реверсе факторов производства, когда один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране. Например рис, производимый в США с помощью передовой технологии, является капиталоемким товаром, а тот же рис, производимый в трудоизбыточном Вьетнаме, является трудоемким товаром, поскольку производится почти исключительно с использованием ручного труда; влиянии на международную специализацию внешнеторговой политики государства, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

 

32. Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева

Дальнейшее развитие теории внешней торговли связано с именами шведских ученых Э. Хекшера и Б. Олина. Они исходили из того, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются, во-первых, тем, что в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях, и, во-вторых, тем, что обеспеченность стран факторами производства неодинакова. В соответствии с теорией Хекшера — Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов и импортировать товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать относительно дефицитные факторы. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные. Компания ecoplast Экопласт. Интенсивное использования фактора, например, труда в производстве какого-либо товара означает, что доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других товаров (обычно такой продукт называют трудоемким).

Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным.

Так, если в стране А 2 единицы товара Y стоят 1 единицу товара X, это можно объяснить тем, что данная страна обладает относительно большим количеством факторов, интенсивно используемых в производстве товара Y Очевидно, эти факторы при прочих равных, будут здесь дешевле, чем в других странах, где их относительно мало. Соответственно, ниже будут и издержки производства товара Y в стране А. С другой стороны, дефицит факторов, в большом количестве используемых в производстве товара X, увеличивает их цену и делает относительно высокими издержки производства данного товара. Именно различия в относительной обеспеченности факторами производства и степени их использования в производстве товаров X и Y объясняют экспорт товара Y из страны А и импорт товара X из других стран, где его выпуск обходится дешевле по аналогичным причинам. укладка плитки

Практика отчасти подтверждает выводы теории Хекшера— Олина. Но в последние десятилетия структура обеспеченности развитых стран (особенно европейских) необходимыми производственными ресурсами относительно выравнивается, что должно было, согласно теории Хекшера-Олина, снизить их стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит. Наоборот, центр тяжести в международной торговле перемещается именно к торговле между промышленно развитыми странами, то есть странами с приблизительно одинаковой обеспеченностью факторами производства. Причем в мировой торговле растет удельный вес взаимных поставок сходных промышленных товаров. Это не укладывается в рамки теории Хекшера-Олина.

Практическим поискам в целях подтверждения или опровержения теории Хекшера-Олина во многом способствовало появление в 50-х годах так называемого"парадокса Леонтьева". В. Леонтьев показал, что в 1947 году США, считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию, хотя, согласно теории Хекшера—Олина, результат должен был быть обратным. Дальнейшие исследования, с одной стороны, подтвердили наличие в США данного парадокса в послевоенный период, а во-вторых, показали, что капитал не самый избыточный фактор в стране. Выше него стоят обрабатываемая земля и научно-технические кадры. И здесь теория Хекшера-Олина подтверждалась: США оказались чистым экспортером товаров, в производстве которых интенсивно используются эти факторы.

Итогом дискуссии вокруг "парадокса Леонтьева" стала тенденция к разукрупнению факторов производства и учету каждого из подвидов при объяснении направлений экспортных и импортных потоков. В качестве отдельных факторов, способных обеспечить относительные преимущества отраслям или фирмам, стали выделять, например, труд различной квалификации, качество управленческого персонала, различные категории научного персонала, различные виды капитала и т.д.

С другой стороны, не прекращаются попытки найти замену теории Хекшера-Олина. Такова, например, теория, согласно которой, выгоды от внешней торговли получают страны, специализирующиеся в отраслях, которые характеризуются экономней на масштабах (или снижением издержек на единицу выпуска при наращивании объема производства). Но из микроэкономики известно, что в отраслях с эффективным массовым производством обычно отсутствует свободная конкуренция, а значит производство окажется в руках крупных монополий.

33. Динамика и перспективы международной торговли услугами

В рамках Всемирной торговой организации основным документом, регулирующим торговлю услугами, является ГАТС - Генеральное соглашение о торговле услугами. Соглашение создает правовую основу для устранения препятствий в данной торговле, предусматривая конкретные обязательства стран - участниц ВТО по снижению таможенных и других барьеров и развитию переговоров с целью открытия национальных рынков услуг.

На мировом рынке реализуется большое количество услуг. Для наглядности проиллюстрируем данные виды услуг на рис. 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Виды услуг, реализуемые на мировом рынке

Согласно классификатору Секретариата ВТО, существует более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных частей. Проиллюстрируем их на рисунке 2.1.2.

 

Рис. 2.1.2 Классификация услуг

                                     

 

Приведем расшифровку указанных выше позиций, которые объединяют наибольшее число видов услуг.

К деловым услугам относятся: профессиональные (правовые, бухгалтерские, архитектурные и др., всего 11 видов); компьютерные (консультации) применение программ, ведение банка данных и др., всего 4 вида);научно-исследовательские (всего 3 вида); услуги, связанные с арендой недвижимости (без обслуживающего персонала связанные с судами, самолетами и др. - 4 вида); другие деловые услуги (реклама, исследования рынков, консалтинговые и др., всего - 19 видов).

Коммуникационные услуги объединяют почтовые услуги, курьерскую службу, телекоммуникационные (всего 15 видов); аудиовизуальные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, радио и телевидение и др., всего 10 видов).

Финансовые услуги объединяют - 4 вида страхования и 13 видов банковских услуг.

Транспортные услуги включают в себя морские транспортные услуги (пассажирские и грузовые перевозки, ремонт судов и т.д., всего - 6 видов); услуги внутреннего водного транспорта - 5 видов, воздушного транспорта - 5 видов; услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников, с эксплуатацией железнодорожного транспорта - 5 видов, автомобильного транспорта – 5 видов, трубопроводного транспорта - 3 вида; другие транспортные услуги - 3 вида. Как видим, 12 секторов объединяют обширный, почти весь сектор услуг. Однако отметим, что статистика, особенно международная, учитывает не все виды услуг.

В статистике, публикуемой в изданиях ООН, Евростата, ВТО, крупных банков и др., используется термин «коммерческие услуги». Они, как правило, подразделяются на три крупные группы: транспортные, связанные с путешествиями, и так называемые другие услуги.

Проиллюстрируем структуру мировой торговли услугами на рис. 2.1.3.

 

Рис. 2.1.3. Структура мировой торговли услугами

 

Как видно из рис.2.1.3 в мировой торговле услугами преобладают прочие услуги, они составляют 42% , туристические услуги составляют 33% и транспортніе услуги 25%.

В статистике более или менее точно отслеживаются транспортные услуги и услуги, связанные с путешествиями, их доли в мировой торговле услугами являются наиболее высокими. Под транспортными услугами понимаются услуги, оказываемые наземным, водным и воздушным транспортом. Трубопроводный транспорт не учитывается, поскольку практически во всех странах трубопроводный транспорт проходит по отчетности энергетических (нефтяных, газовых) компаний.

Под путешествиями понимаются туристические поездки. Здесь также имеются свои особенности. Воздушный транспорт ведет свою отчетность по пассажироперевозкам независимо от того, кто пользуется транспортом туристы, обычные пассажиры, бизнесмены, экипажи морских судов и т.д. Туристические компании, поставляющие свою информацию в статистические органы, сообщают о туристических поездках, гостиничных услугах и др. для анализа транспортных пассажирских потоков интерес представляют данные о путешествиях.

К  «другим услугам»  относятся услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные, информационные, роялти, лицензионные платежи, операционный лизинг и некоторые другие.

В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

В связи со спецификой международной торговли услугами, а именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг, такую торговлю иногда называют невидимым экспортом или импортом. На рис. 2.1.4. представим динамику темпов роста международной торговлей услугами. [1, c.102]

Рис. 2.1.4. Темпы роста международной торговли услугами, %

 

Основываясь на данных полученных с сайта Всемирной Торговой Организации, приведем структуру групп услуг в общем объеме международной торговли услугами на рис. 2.1.5.[13]

Рис. 2.1.5. Доля групп услуг в общем объеме международной торговли услугами, %

На всех рынках уровни экономической активности и торговли резко снизились в последнем квартале 2008 года и продолжали быстро снижаться и в начале 2009 года. Мировой ВВП сократился более чем на 6 процентов (в годовом исчислении) в четвертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года.

В настоящее время в совокупном мировом ВВП доля услyг составляет

примерно 63%, промышленнсоти 32% и сельскоrо хозяйства 5%.

Еще одним способом оценки можно считать показатель, рассчитываемый как отношение суммы экспорта услуг к численности населения страны, то есть стоимость произведенных услуг для экспорта на душу населения (рис. 2.1.6.).

Рис. 2.1.6. Метод оценки мировой торговли услугами

34. Либерализация и протекционизм в международной торговле

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм).

Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.

Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта – таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, "добровольных" ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер – защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению "коллективного протекционизма" – образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение.

В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль

Тарифы – это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи.

Квоты – количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац. .

Основные виды протекционизма:

- Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства;

- Отраслевой протекционизм государства – защита конкретной отрасли;

- Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

- Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.

Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д.Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.

Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией.

Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.

В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.

Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой.

Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:

- необходимость обеспечения экономической безопасности страны;

- специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства;

- в условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест;

- в условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира;

Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.

Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья "О режиме наибольшего благоприятствования" (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон " О защите промышленности" и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определеннее стала проводить политику поворота к автаркии.

После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. "Раунд Кеннеди" стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли.

В 80—90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции. Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики.

Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодности торговых операций. Для сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.

Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.

В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы "задушить" и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать " грязные технологии" на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства. Опыт "азиатских тигров" и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке.

Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5—6 %, а рост внешней торговли 9—10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли.

35. Принципы функционирования ВТО

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)(World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия,Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

36. Основные принципы деятельности ВТО.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

37. ВТО и международной рынок услуг

Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».

Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.

Стратегией развития ВТО стало постепенное привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.

Борясь против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.

38. Последствия вступления России в ВТО

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО. Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО может способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к существенным негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. При вхождении России в ВТО пострадают следующие отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, сельхозмашиностроение и автомобильная промышленность, в частности производство грузовиков. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

В связи с этим предусмотрены т.н.адаптационные меры, в частности, предполагается принять закон о продлении освобождения сельскохозяйственных предприятий от налога на прибыль до 2016 и минимизацию НДС.

Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране имели место острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

В июне 2012 депутаты от оппозиционных партий подали запрос в Конституционный Суд о проверке на соответствие Основному закону РФ международный договор о вступлении России в ВТО. 9 июля 2012 КС признал, что соглашения с ВТО являются законными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...