Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аналогичную роль для экономики своих стран сыграли свободные экономические зоны в Бразилии и большинстве стран Юго-Восточной Азии.




У Китая - особый путь. Оценивая эффективность свободных экономических зон, эксперты почти всегда приводят в качестве примера Китай. И это не случайно. Китайская практика функционирования ОЭЗ насчитывает почти четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. - М.: Благовест-В, 2007. - С. 27

В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки в качестве "головной открытой зоны".

После 1991 г. статус ОЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения.

Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% производимой там продукции. Здесь развиваются главным образом торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая промышленность, а также научные исследования. На территории ОЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, постоянно повышать уровень подготовки своих кадров.

Для создания особых экономических районов власти не жалели ни сил, ни средств. Причем на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону, иностранные инвесторы пришли практически на все готовое. Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. - С. 127

В августе этого года власти Китая объявили, что одна из самых крупных свободных экономических зон страны - порт Тианджин - получила разрешение американского правительства на создание "торгового и промышленного парка" в США. К концу 2004 г. подобная китайская экономическая зона начнет действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня начал уже экспорт своих ОЭЗ.

Результат от уже действующих зон налицо. Они экспортируют более 50% своей продукции и получают миллиардные инвестиции, производя в основном продукцию с высокой степенью переработки. Фактически все задачи, которые ставились перед китайскими ОЭЗ, реализованы: удалось привлечь иностранный капитал, овладеть опытом управления, подготовить национальные кадры, увеличить экспортную валютную выручку, стимулировать реформы, эффективно использовать природные ресурсы и многое другое.

 

50. Регулирование международного движения капитала

Международное движение капитала - это движение финансовых по­токов между кредиторами и заемщиками в различных странах, между соб­ственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и матери­альных ресурсов из процесса национального экономического оборота в од­ной стране и включении их в производственный процесс в других странах.

Главной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли. Экспорт капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах избытка капитала, что обусловлено его перенакоплением, то есть когда падение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением ее массы.

Сейчас уже нельзя однозначно утверждать, что капиталы движутся лишь за более высокой нормой прибыли. В стратегии вывоза капитала появились новые, более сложные мотивы. На первый план выдвинулись следующие задачи:

1. освоение и удержание своих ниш на международных рынках;

1. приобщение к научно-техническому управленческому опыту других стран;

2. преодоление таможенных барьеров отдельных стран и региональных группировок;

3. структурная перестройка международного разделения труда.

Миграция капитала обычно не предполагает перемещения из страны в страну каких-либо инвестиционных товаров. Когда бизнесмен приобретает за рубежом какой-либо инвестиционный товар, то такая сделка будет считаться внешней торговлей. Однако если этот инвестиционный товар перевозится в другую страну в качестве вклада в уставный капитал создавае­мой или приобретаемой там фирмы, то в этом случае сделка будет рас­сматриваться как вывоз капитала.

Классификация международных потоков капитала:

1. Функциональное предназначение: ссудный капитал, предпринима­тельский капитал.

2. Целевое назначение: прямые инвестиции, портфельные инвестиции.

3. Принадлежность: частный капитал, государственный капитал, капи­тал международных организаций.

4. Сроки: краткосрочный капитал, среднесрочный капитал, долгосроч­ный капитал.

Капитал осуществляет свое движение в двух основных формах: предпринимательской и ссудной.

Движение ссудного капитала осуществляется в виде междуна­родного кредита, а предпринимательского - путем осу­ществления зарубежных инвестиций.

Ссудный капитал приносит доход его владельцу в виде процента по вкладам, займам и кредитам. Предпринимательский капитал приносит доход преимущественно в виде прибыли.

Предпринимательский капитал делится на прямые и портфельные ин­вестиции.

Характерная черта прямых инвестиций состоит в том, что инвестор владеет управленческим контролем над объектом, в котором инвестирован его капитал. Портфельные инвестиции такого контроля не дают. Они обычно представлены пакетами акций, на которые приходится менее 10-25 % собственного капитала фирмы.

Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом но­вую фирму. За рубежом такие фирмы получили название зарубежные фи­лиалы. Они подразделяются на отделения, дочерние компании, ассоцииро­ванные компании.

Отделение, хотя и регистрируется за рубежом, не является самостоятель­ной компанией с собственным балансом и полностью (на 100 %) принадле­жит родительской фирме, а поэтому не является юридическим лицом.

Дочерняя компания регистрируется за рубежом как самостоятельная компания, то есть является юридическим лицом с собственным балансом. По контроль над ней осуществляет родительская компания в силу того, что она обладает основной частью акций дочерней компании или же всем ее капиталом.

Ассоциированная компания отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фирмы за счет того, что той принадлежит существенная (но не основная) часть акций.

Частный капитал представлен активами частных фирм, коммерче­ских банков и прочих негосударственных организаций, которые перемеща­ются между странами по решению руководящих органов этих организаций.

Государственный капитал - это средства государственного бюджета, перемещаемые за рубеж по решению правительства стран.

Капитал международных экономических организаций используется по решению руководящих органов международных органи­заций (МВФ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и раз­вития (ЕБРР), Европейского центрального банка и др.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...