Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ние острых социально-экономических проблем).




 

 

44. Прямые и портфельные инвестиции

Инвестиции денежных средств с целью получения прибыли делятся на прямые и портфельные инвестиции. Осуществление инвестиций, как правило, производится управляющими компаниями, которые имеют большой опыт работы на рынке ценных бумаг. Кроме того, некоторые крупные холдинги имеют специализированные подразделения, которые занимаются оценкой возможности проведения прямых или портфельных инвестиций.
Прямые инвестиции представляют собой крупные вложения денежных средств в активы компании. Часто под прямыми инвестициями денежных средств понимается покупка контрольного пакета акций, в результате которой инвестор получает возможность управлять производством.
Как правило, прямые инвестиции предполагают вложение денежных средств на относительно долгий период времени, а инвестор имеет прямую заинтересованность в развитии компании. Для осуществления прямых инвестиций часто создаются специализированные фонды, которые могут аккумулировать денежные средства для покупки крупных пакетов акций компаний.
Портфельные инвестиции представляют собой вложение в некоторый объем ценных бумаг. Как правило, портфельные инвестиции не дают возможности инвестору получить право управления предприятием, портфельные инвестиции направлены исключительно на получение дохода благодаря изменениям курса ценных бумаг компании в результате биржевых торгов. Чаще всего портфельные инвестиции бывают краткосрочными, и связаны с ситуацией, которая складывается на рынке в текущий момент времени.
Прямые и портфельные инвестиции подразумевают наличие довольно большого объема денежных средств у инвесторов, частный инвестор, имеющий небольшие денежные средства, скорее обратится в паевой инвестиционный фонд для участия в портфельных инвестициях.
Прямые и портфельные инвестиции часто осуществляются зарубежными инвесторами на малоизученных рынках, в некоторых случаях налагаются ограничения на области производства, в которых зарубежные инвесторы могут осуществлять прямые инвестиции.
Объем прямых и портфельных инвестиций может достигать значительных сумм, поэтому крупные инвесторы проводят предварительный тщательный анализ эффективности инвестиций. Для анализа эффективности прямых и портфельных инвестиций могут применяться различные методы оценки, которые могут базироваться на разнообразных математических моделях. Для более качественной оценки возможности прямых или портфельных инвестиций могут быть привлечены независимые эксперты, которые обладают собственными методиками оценки эффективности.

Прямые инвестиции. Владельцы сбережений могут найти потребителей капиталов на рынке без посредников, т.е. осуществить прямые инвестиции. Проис­ходит непосредственное перемещение сбережений от собственников к заемщикам. Средства вкладываются в реальные активы, в производ­ство и сбыт определенной продукции. Данная форма вложений дает инвестору непосредственное право собственности на ценную бумагу или имущество за рубежом. К прямым инвестициям обычно относят предприятия, созванные или приобретенные за рубежом и контролиру­емые иностранной компанией-инвестором, т.е. предполагается полный контроль над ней. В состав прямых инвестиций входят вложения за рубежом частными компаниями собственного капитала, реинвести­рованные прибыли и внутрифирменные переводы капитала в форме кредитов и займов. Они являются наиболее типичной формой вывоза капитала. Одна­ко привлечение прямых инвестиций очень кропотливый и трудоемкий процесс.

Портфельные инвестиции. Более легким путем привлечения средств из-за рубежа являют­ся портфельные инвестиции. Цель портфельного инвестирования состоит не в потребности контролировать активы за рубежом, а в поисках ис­ключительно высокодоходных активов. Основной сферой функционирования портфельных инвестиций является, прежде всего, рынок цен­ных бумаг, и осуществляются они обычно через посредников.

Инвестор может купить ценную бумагу инвестиционного фонда в своей стране, который имеет набор ценных бумаг зарубежных ком­паний. Полностью или часть функций по созданию эффективного инвестиционного портфеля передается другому лицу или институ­ту в форме доверительного управления. В этом случае он будет об­ладать не активами конкретной компании за рубежом, а долей в портфеле инвестиционного фонда. Происходит формирование пор­тфеля ценных бумаг не прямо инвестором, а посредством косвен­ного портфельного инвестирования при посредничестве финансо­вых институтов.

Целью владельца капитала является не стремление добиться конт­роля над конкретной компанией, а получение дохода от курсовой сто­имости ценных бумаг, находящихся в портфеле. Обычно это корпо­ративные долговые ценные бумаги (акции, облигации, простые и каз­начейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, долговые расписки, опционы, фьючерсы, варранты, свопы и др.), приобретаемые частными липами с целью получения высоких дивидендов и не дающие права контроля над предприятием со стороны зарубежного инвестора.

Портфельные инвестиции обладают одним весьма существенным преимуществом: более ликвидные и мобильные, чем прямые, поэтому зачастую выступают средством защиты денег от инфляции, уменьшения риска и получения спекулятивного дохода за рубежом. Они по своей природе носят, спекулятивный характер.

 

45. Иностранные инвестиции в РФ

Переход к устойчивому экономическому росту - насущнейшая проблема развития экономики России, успешное решение которой, в первую очередь, зависит от масштабного притока инвестиций в реальный сектор экономики. При этом без преувеличения можно сказать, что катализатором (ускорение) роста экономики в настоящее время являются иностранные инвестиции. Это объясняется разными причинами, в том числе и всем тем, что их сопровождает: технологии, «ноу-хау», управленческий опыт, новые рынки и многое другое.

Как видно из официальных источников, характеризующих потребности России в иностранных инвестициях, российская экономика может осваивать ежегодно 50-60 млрд. долл. Общая потребность страны в иностранных инвестициях на ближайшие 5-7 лет составляет 200-300 млрд. долл.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;

- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;

- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

- содействие развитию производственной инфраструктуры.

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:

- инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и международных финансовых институтов;

- инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

- инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе

- государственные, корпоративных и институциональных эмитентов;

- иностранные кредиты;

- лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

- финансовые кредиты российским предприятиям.

Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику подразделяются на следующие категории:

1. Ориентированные на доступ к разнообразным природным ресурсам (нефть, газ, цветные металлы, рыба, лес и т.п.) по стратегическим соображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно второстепенную роль.

2. Ориентированные на освоение новых рынков. В первую очередь, это отвечает стратегическим интересам крупных компаний, производящих потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и ставропольских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют прочные позиции на соответствующем рынке и способны туда быстро продвинуть увеличивающиеся объемы товаров.

3. «Обычные» инвесторы, желающие хорошо, т.е. в несколько раз больше, чем у себя дома, заработать.

Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условно разделить на две группы. Первая группа - инвесторы, осуществляющие свои капиталовложения из стратегических соображений завоевания позиций на российском рынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании, такие, как «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл». Вторая группа - менее крупные дельцы, инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигают достаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений. Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя норма рентабельности складывается менее 40 - 50 %.

 

46. Международный вывоз капитала: причины, формы и динамика

Вывоз капитала существенно отличается от вывоза товаров. Вывоз товаров за рубеж приводит лишь к смене форм стоимости (товар –деньги), к обмену товаров как потребительных стоимостей. Вывоз капитала представляет собой перемещение за границу стоимости с целью извлечения прибавочной стоимости (предпринимательской прибыли и процентов).


5. По форме предоставления капитал делится:

? на товарный капитал;

? денежный капитал;

? смешанный капитал.

Если в течение последних десятилетий преобладающее значение имели прямые инвестиции, то с начала 90-х годов произошло возрастание роли портфельных инвестиций среди других форм международного движения капитала.

Движение прямых иностранных инвестиций по основным группам стран приведено в табл. 19.

Причины миграции капитала:

а) Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования. [3]

б) несовпадения спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства;

в) наличие в государствах, куда экспортируется ка­питал, более дешевого сырья и рабочей силы;

г) интернацио­нализации производства (рис. 2.).

 

 

Рис. 2. Основные причины вывоза капитала

 

Перенакопление капитала — образование его относительного избытка в стране, где он не может найти высокоприбыльного применения. Это состояние характерно для крупных фирм, ко­торые получают монопольную сверхприбыль и не заинтересованы в менее выгодном использовании своих средств внутри госу­дарства.

Повышенный спрос на капитал в странах, куда он экспорти­руется, объясняется неравномерностью развития экономики раз­ных государств. Обычно страны, испытывающие потребность в иностранных инвестициях, создают для них наиболее благопри­ятные условия. Они повышают банковский процент и дивиденды, создают особые льготы и гарантии выгодного применения ин­вестиций.

Собственников капитала особенно привлекает возможность использовать, в экономически менее развитых государствах срав­нительно дешевые факторы производства (низкая заработная пла­та, невысокие цены на сырье, воду, энергию). Многих устраивает также возможность уменьшить расходы, необходимые для обес­печения экологической безопасности. В результате сбережений на всех видах издержек иностранные инвесторы получают более высокую норму прибыли.

Важной причиной миграции капитала является интернаци­онализация производства. Будучи первоначально результатом изза­рубежных инвестиций, интернационализация становится, в свою очередь, постоянно действующим фактором расширения вывоза капитала. Когда предприятия отдельных стран превращаются в звенья международного производственного организма, они по­лучают возможность использовать выгоды разделения труда и сложившихся в мире хозяйственных связей.

 

Причины экспорта капитала

1. Технологическое лидерство корпораций, их стремление удержать контроль над ключевой технологией, дающей им конкурентные преимущества.

2. Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются средним уровнем оплаты труда работников.

3. Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга.

4. Экономика масштаба – чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций, и наоборот.

5. Размер корпорации – чем больше размер корпорации, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций, и наоборот.

6. Степень концентрации производства – чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем её экспорта прямых инвестиций, и наоборот.

 

7. Обеспечение доступа к природным ресурсам – чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объём её экспорта прямых инвестиций в ту страну, где этот ресурс имеется, и наоборот.

8. Прочие причины – сокращение транспортных издержек, преодоление импортных барьеров и пр.

Причины импорта капитала

1. Технологическое лидерство – прямые инвестиции как правило связаны с импортом новейшей зарубежной технологии, над которой прямой инвестор стремится сохранить свой контроль.

2. Уровень квалификации рабочей силы – чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот.

3. Преимущества в рекламе – чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот.

4. Экономика масштаба – чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем обычно меньше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот.

5. Размер корпорации – чем больше размер корпорации, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот.

6. Степень концентрации производства – чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем меньше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот.

7. Потребность в капитале – чем выше потребность корпорации в капитале, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот.

8. Количество национальных филиалов – чем большее количество подразделений имеет корпорация внутри страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот.

9. Издержки производства – чем ниже издержки производства в принимающей стране, тем больше ее объем импорта прямых инвестиций, и наоборот.

10. Уровень защиты внутреннего товарного рынка – так как импорт капитала является альтернативой импорту товаров, то чем выше уровень таможенной и иной защиты внутреннего товарного рынка, тем больше ее импорт прямых инвестиций.

11. Размер рынка – чем больше размер внутреннего рынка страны, тем больше объем ее импорта прямых инвестиций, и наоборот

12. Прочие факторы – экспортная ориентация промышленности, базирующаяся на прямых иностранных инвестициях, программы экономического развития.

Как видно, факторы, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям.

47. Отраслевая и региональная структура иностранных инвестиций в РФ

В современных экономических условиях центр тяжести управления социально-экономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов охватывает и сферу их сотрудничества с иностранными инвесторами. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в целом ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. То есть регионы сегодня обладают значительной самостоятельностью в принятии решений по привлечению иностранных инвестиций и многие уже этим умело пользуются, разрабатывают и реализуют программы государственной поддержки инвестиционной деятельности на своей территории. Получили распространение такие меры, как: освобождение при определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (снижение их ставок), отсрочки по налогам и арендным платежам, снижение налога на поддержание жилого фонда, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местным органам власти и другие формы. Льготы предоставляются путем принятия законодательных и нормативно-правовых актов на областном, краевом и республиканском уровнях. Об отсутствии региональной законодательной базы по иностранным инвестициям, механизмов региональных гарантий, обеспечивающих защиту прав инвесторов, сообщают сегодня такие области как: Курганская, Мурманская, Рязанская, Тамбовская, Читинская, Республика Калмыкия, Ненецкий автономный округ.

Объем привлечения иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от состояния инвестиционного климата, последовательности в проведении рыночных реформ, уровня развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной, финансовой и деловой инфраструктур, интенсивности использования природных ресурсов и др.

Ведущие места по объему накопленных иностранных инвестиций продолжают удерживать регионы Центрального района (во главе с Москвой), а также регионы сырьевых районов. При этом следует отметить еще более возросшую (до 57, 29%) долю Москвы в общем объеме накопленных иностранных инвестиций. Доли остальных входящих в десятку регионов не превышают 5, 4%.

Традиционно низкий уровень иностранных инвестиций остается характерен для таких регионов, как Ульяновская, Курганская, Тамбовская, Курская и Костромская области.

Перспективы притока в Россию иностранного капитала в значительной мере определяются сложившимися отраслевыми предпочтениями зарубежных инвесторов. Оказывается, что основная масса инвестиций идет не в реальный сектор экономики, а в финансово-кредитную сферу и общую коммерческую деятельность по функционированию рынка. Причем за 1996 год доля этих направлений в общем объеме накопленных иностранных инвестиций возросла почти на 10%: финансово-кредитной сферы – с 9, 3% в накопленных на 1. 01. 1996 до 18, 9% в накопленных на 1. 01. 1997, а общей коммерческой деятельности - с 4, 5% до 13, 7% соответственно.

Наибольшая часть накопленных на конец 1996 года «прочих» инвестиций, основную часть которых составляют кредиты, пришлась именно на эти направления - кредитно-финансовую сферу (в основном инвестиционные фонды) - 29% и общую коммерческую деятельность по функционированию рынка - 24, 5% (рекламные, маркетинговые и т. п. фирмы), а также на топливную промышленность - 14, 9%. Но если высокая доля топливной промышленности в общем объеме «прочих» инвестиций объясняется большим объемом кредитов, полученных ею от международных финансовых организаций, то приток «прочих» инвестиций в финансово-кредитную сферу и коммерческую деятельность обеспечивает практически исключительно за счет частного капитала.

Помимо масштабных кредитных вливаний отрасли получают также прямые и портфельные инвестиции. Отрасли, наиболее привлекательные для прямых инвесторов (в % от общего объема прямых инвестиций, накопленных на 1. 01. 1997)

Общероссийское совещание разработало ряд рекомендаций органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации для активизации работы по созданию в регионах благоприятного инвестиционного климата, а именно:

принять необходимые нормативные акты, способствующих притоку отечественных и зарубежных инвестиций, в том числе обеспечивающих защиту прав инвесторов;

разработать региональные программы по привлечению инвестиций в экономику регионов;

провести работу по созданию региональных гарантийных фондов поддержки иностранных инвестиций;

активизировать участие субъектов РФ в конкурсах, проводимых Минэкономики РФ, по размещению централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития по высокоэффективным инвестиционным проектам;

содействовать развитию финансового лизинга как одного из эффективных механизмов стимулирования инвестиций;

и многие другие.

 

48. Инвестиционный климат РФ

В российской экономике на протяжении 90-х годов сложился неблагоприятный инвестиционный климат: снижение реальных доходов населения; уменьшение экспорта и государственных расходов привели к сокращению сбережений, как основного внутреннего источника финансирования инвестиций; дефицитность федерального бюджета неизбежно приводит к сокращению государственных инвестиций; из-за убыточности большого количества предприятий, значительного спада производства, взаимных неплатежей, тяжелого налогового бремени, высокой ставки ссудного процента частный сектор также не сумел принять на себя основное бремя инвестиционного процесса. Поэтому одним из важнейших условий преодоления инвестиционного кризиса является привлечение иностранного капитала.

Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране. Это не способствует притоку иностранных инвестиций в экономику России. В период с 1999 – 2000гг. доля иностранных инвестиций в общем объеме всех инвестиций составляет не более 2% при целесообразном размере этой доли на уровне 10%. Россия, по мнению иностранных экспертов, является не очень надежной страной для инвестиций и по степени инвестиционного риска занимает 157 место в мире. В российскую экономику вкладывают свои средства различные фонды, специализирующиеся на рынках развивающихся стран, некоторые банки и частные инвесторы. Вложения иностранных инвесторов направляются в отрасли, которые дают быструю и максимальную отдачу. Сегодня - это топливная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание. Большинство инвестиций в экономику идет из США, Германии, Китая, Финляндии. За последние годы инвестиции в России достигли примерно 45 долларов на человека, в то время как в Китае аналогичный показатель - 137, а в Польше -360 долларов.

Несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков. Среди них - весьма емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие неиспользованных производственных мощностей. Кроме этого учитывается близость России к крупным международным рынкам, наличие современных научных центров. Именно эти факторы оказываются решающими для иностранных инвесторов, и страны. Об этом свидетельствуют цифры, характеризующие поток инвестиций в развивающиеся страны: он вырос в 1997 году до 37% от общего объема, что более чем вдвое выше уровня 1987 года. В абсолютном выражении инвестиции в эти страны возросли за последние 10 лет в 7 раз. Маленькая Коста-Рика в 1997 году создала условия для привлечения 500 млн.долл. под строительство микропроцессорного завода. Турция, Индонезия, Малайзия, Китай и другие страны поощряют развитие собственных научных кадров, включают значительные средства в обучение технического персонала, что привлекает иностранных инвесторов, которые могут воспользоваться более дешевыми местными исследованиями или даже перевести в эти страны свои исследовательские центры.

Предпринимаются и другие шаги: пропаганда среди населения зарубежных инвестиций, как источника национального благосостояния, создание более благоприятных условий проживания для зарубежного персонала, повсеместная борьба с коррупцией и протекционизмом.

Примером может служить Китай, где созданы 10 экономических зон, которыми страна, как насосами, втягивает в свою экономику 40-45 млрд.долл. иностранных инвестиций ежегодно. Только в 1997 году приток иностранных капиталов в Китай вырос на 11% и составил 45,3 млрд.долл. Россия же довольствуется лишь суммами 3-6 млрд.долл. в год.

Свободные экономические зоны в Китае похожи на микрогосударства, где действуют четкие условия развития бизнеса, но только на этой территории. Оттуда вывозят товары, облагаемые пошлиной, тогда как в зоне они беспошлинные и безналоговые. Эти товары попадают и на внутренний рынок КНР, но главным образом вывозятся в другие страны. Китайские предприятия, расположенные на территории свободных зон, должны платить налоги, как и в других регионах страны.

Августовский кризис 1998 года вместе с жестким спадом в экономике и опасностью гиперинфляции привели к резкому снижению доверия к нашим предпринимателям как к партнерам по совместному бизнесу. Кризис усилил восприятие практически всех регионов страны как зоны повышенного риска для бизнеса и инвестиций. Наряду с экономическим кризисом возник и кризис доверия иностранных инвесторов, который характеризуется:

- отказом от участия или приостановлением многих, уже начавших осуществляться, проектов;

- прекращением переговоров по новым заимствованиям и проектам;

- полным отказом от рассмотрения «русских» проектов, значительным ужесточением позиций в переговорах с российскими контрагентами;

- увеличением сроков рассмотрения предложений;

- усложнением форм и способов обеспечения (залог, гарантия и т.д.) при финансировании проектов в России;

- открытым обсуждением возможностей ухода с российского рынка.

Несмотря на объективные сложности, ситуация видится не столь безнадежной. Среди активных мер по восстановлению доверия предпринимателей из разных стран, а также для привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо:

- существенно повысить уровень активности в доведении позитивной информации о состоянии российской и региональной экономики, успехов правительства на различных направлениях, в том числе, в преодолении последствий в случае отказа от платежей по обязательствам;

- восстановление на новом качественном уровне фактически разрушенной инфраструктуры для осуществления инвестиций (очень сильно ослаблены отечественные банки, страховые компании, инвестиционные и фондовые институты);

- обеспечить ощутимые стимулы в части законодательства, а также эффективном правовом механизме для защиты прав собственности;

- упростить сложную бюрократическую систему оформления разрешительных документов;

- урегулировать взаимоотношения между федеральными и региональными властями;

- увеличить возможности для контактов зарубежных предпринимателей с представителями исполнительной власти федерального и регионального уровней; открыть доступ к реальным данным о многих российских предприятиях и финансовых структурах;

- повысить деловую культуру российских предпринимателей;

- обеспечить безопасность бизнеса и уменьшить степень коррумпированности экономики.

49. Особые экономические зоны в мировой экономике








Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные ОЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006. - С. 229

Особые экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, особая экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых стран "особые зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006. - С. 165

Со сходной целью создавались особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание особых экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

ростом занятости;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...