Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.




Международная Миграция рабочей силы — явление, означающее переселение трудоспособного населения из одних го­сударств в другие сроком более чем на год, вызванное экономи­ческими и иными причинами.

Существует внутренняя миграция рабочей силы, которая про­исходит между регионами одного государства. Она находит косвенное отражение в платежных ба­лансах стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

Международная миграция населения в прошлом проявля­лась главным образом в таких формах, как кочевничество, воен­ные и колонизационные переселения. В современных условиях для международной миграции характерны особенности, связан­ные прежде всего с тем, что все большую роль в этом процессе играет трудовая миграция. Международная миграция рабочей си­лы осуществляется в основном по экономическим причинам. Од­нако есть и внеэкономические причины международной мигра­ции рабочей силы: политические, религиозные, объединение и распад государств, природные бедствия, война, экологические про­блемы, причины личного характера. Зачастую они имеют те же экономические последствия, что и международная миграция ра­бочей силы по экономическим причинам, под которыми понима­ются главным образом межотраслевые различия в оплате труда,

Общее число мигрантов поддается лишь весьма приблизитель­ной оценке. Считается, что в середине 90-х годов за пределами стран, гражданами которых они являются, постоянно находилось около 125 млн. чел. В последние годы в мире переезжают из стра­ны в страну около 20 млн. чел. в год. Общее количество иностранных рабочих в США составляет 7 млн., в Западной Европе — 6,5 млн., в Латинской Америке — 4 млн., в странах Ближнего Востока и Северной Африке — 3 млн. чел. На труде иммигрантов дер­жатся целые отрасли промышленности: во Франции 25% заня­тых в строительстве и 33% в автомобилестроении, в Бельгии 50% всех горняков, в Швейцарии 40% строительных рабочих — им­мигранты.

Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах: иммиграция и эмиграция.

Иммиграция — это въезд тру­доспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эми­грация — это выезд трудоспособного населения из данной стра­ны за ее пределы.

Разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов называется миграционным сальдо.

Возвращение эми­грантов на родину, на постоянное место жительства называется реэмиграцией.

Международную миграцию высококвалифициро­ванных кадров называют утечкой умов.

На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям.

• миграция из развивающихся стран и бывших социалис­тических стран в промышленно развитые страны;

• миграция в рамках промышленно развитых стран;

• миграция рабочей силы между развивающимися странами;

• миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2) по территориальному охвату:

• межконтинентальная;

в внутриконтинентальная;

3) по уровню квалификации мигрантов:

• высококвалифицированная рабочая сила;

• низкоквалифицированная рабочая сила;

4) по времени:

• безвозвратная (как правило, межконтинентальная);

• временная (как правило, внутриконтинентальная);

• сезонная (связанная с ежегодными поездками на зара­ботки);

• маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

5) по степени законности:

• легальная;

• нелегальная.

Факторы влияющие на миграцию раб. Силы подразделяются на:

 

1.
неэкономические - политико-правовые, религиозные, этнические, экологические, образовательно-культурные, психологические.

2.
экономические – различие в уровне экономического развития стран, состояние национального рынка труда, структурная перестройка экономики, НТП (развитие сопровождается ростом потребности в квалифицир. Раб силе.), вывоз капитала, функционирование ТНК.

 

^ Для всемирного хозяйства последствия заключаются в следующем:

 

·
Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оп­латы труда в различных странах.

·
В результате миграции рабо­чей силы совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресур­сов за счет их межстранового перераспределения.


На примере можно рассмотреть, как происходит процесс международный миграции рабочей силы. Предположим, что происходит миграция рабочих из страны с более низким уровнем жизни (Мек­сики) в страну, где средний уровень реальной заработной платы выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем ка­чество труда (уровень квалификации, профессиональной подго­товки и т.п.) — одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением спроса и внутреннего предло­жения (точка А на рис. а и точка Е на рис. б). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых соответственно 120 и 40 млн. че­ловек.

Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить боль­шую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложе­ние труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть показано сдвигом кривой предложения влево в положение Smex -Smig. на рис.б). При прежнем уровне спроса на трудэтоприведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положениеSus+Smig . на рис. а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки за­работной платы.

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистич­ным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку, как уже отмечалось, переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэто­му выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть до­статочным, для компенсации этих издержек. На рис. представлена графическая модель


Предположим, что в результате притока мексиканских рабо­чих часовая ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мекси­канских рабочих (44 млн. — 36 млн. на рис. 6) предпочли пере­ехать в США. В свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. — 116 млн. на рис. а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благососто­яние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабо­чих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрыва­ют (область d на рис. 6). Однако мексиканские предпринимате­ли несут потери, потому что растут их затраты на выплату зара­ботной платы рабочим (область d + е +f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количество эмигрантов на при­рост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие полу­чают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. — 5 долл.). Но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США равноценны 7 долл., полу­ченным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит об­ласть е +f+ g(произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот вы­игрыш, то есть если мы будем считать, что мексиканские рабо­чие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражда­нами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш.

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери (область а на рис.а). Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут и они получают дополнительный выигрыш в размере об­ласти а + b + с. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше про­игрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выиграв­ших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное от­ношение общества к мигрантам, так и неизбежность государствен­ного регулирования миграционных процессов.

^ 3. Новые центры миграции рабочей силы.

Направления международной миграции рабочей силы не­прерывно изменялись в процессе изменения экономических ус­ловий.

В настоящее время многомиллионная миграция превратилась в постоянно действующую составляющую мирового хозяйства. В начале 90-х годов в мире насчитывалось не менее 25 млн. тру­дящихся-мигрантов, а с учетом членов их семей, «мигрантов-со­юзников», рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу), нелегальных иммигрантов общая численность междуна­родных мигрантов оказывается в 4—5 раз больше. При этом около 60% международных мигрантов — выходцы из развива­ющихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны (несмотря на достаточно строгие ограничи­тельные меры со стороны правительств многих из этих стран). Вместе с тем появляются новые центры притяжения иностран­ных рабочих, возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, идет перемещение из более развитых стран в менее развитые (чего не наблюдалось ранее).

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы.

^ США, Канада. Ежегодно в США, наиболее экономически раз­витую страну современного мира, приезжает больше иммигран­тов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Высококвали­фицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира — Западной Европы, России, Латинской Аме­рики и др. Низкоквалифицированная рабочая сила направляет­ся в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. В США легально иммигри­руют 740 тыс. чел. в год и эмигрирует 160 тыс. чел. Миграци­онное сальдо составляет 580 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. чел. в год.

^ Западная Европа. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивался на уровне 180 тыс. чел. в год. Развитые западноевропейские страны (в основном входящие в Ев­ропейский союз) притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Мальта, Испания, Португалия), вос­точноевропейских стран и республик бывшего СССР, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары (бывших колоний западноевропейских госу­дарств). В рамках западноевропейской интеграции создан и раз­вивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию тру­дового законодательства.

^ Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низ­кооплачиваемые работы. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Кувей­та и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран.

^ Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х го­дов — интенсификация трудовой миграции среди самих разви­вающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие и рабочие на сборочные предпри­ятия направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Аме­рики. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится бо­лее 50% притока всех иммигрантов. Война в Персидском заливе в 1991 г. способствовала оттоку около 1 млн египтян из Ирака, 800 тыс. йеменцев из Саудовской Аравии, 500 тыс. палестинцев и иорданцев из Кувейта. Их места заняли иммигранты из Ин­дии и Египта.

^ Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малай­зия, Южная Корея) в основном на временные работы. В большей своей части это иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии. Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. чел. ежегодно, — это высокоразвитые государства с объемом ВНП на душу населения свыше 6900 долл.

Новыми центрами притяжения становятся страны Ближне­го и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ли­вия, Ирак и др.), ряд латиноамериканских государств (Аргенти­на, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), ЮАР.

В последние годы особенно бурно росла иммиграция в стра­ны Ближнего Востока, в результате иммигранты составляют здесь около 65% населения (тогда как в 1950 г. аналогичный по­казатель составлял менее 5%). Очень высок удельный вес имми­грантов среди работающего населения: в Катаре — 85%, в ОАЭ — 90%. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, население которого (более 5 млн чел.) на 2/^ рас­тет за счет иммигрантов.

^ 4. Регулирования миграции рабочей силы

Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные по­следствия международной миграции рабочей силы и высо­кий уровень нелегальной миграции вызывают необходи­мость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций,

Государственная миграционная политика это целенап­равленная деятельность государства по регулированию про­цессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспе­чивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяет­ся на два вида: эмиграционную и иммиграционную, кото­рые имеют различные цели и методы регулирования.

^ Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиг­рационный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по ва­лютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграф­ные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа

рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых нало­гами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает миг­рантам ввозить в страну по льготным таможенным та­рифам свыше 40 наименований изделий — от сырья до предметов роскоши;

3) специальные эмиграционные программы, дополнитель­но принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. пра­вительство Югославии разработало специальную долго­срочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за грани­цы и их трудоустройству в стране».

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, ра­бота которых за рубежом потребует экспорта отечествен­ной продукции;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи загранич­ных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд не­фтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стра­не после завершения образования за государственный счет.

^ Иммиграционная государственная политика призвана за­щитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использова­ние их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, бра­тьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие род­ственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; предполагает наличие ква­лификации, особых способностей, опыта частной пред­принимательской деятельности, которые могут оказать­ся полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточ­ный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного зна­чения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание ста­туса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных поли­тик, которые могут применяться одновременно в зависи­мости от категорий мигрантов:

• политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

• политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

• политика, разрешающая постоянное проживание иммиг­рантов и предполагающая право на получение граждан­ства.

^ Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Так, напри­мер, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии —специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Ав­стралии принимают специалистов с профессиональ­ным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет, на Кипре — 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет;

Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-неф­тяниках 20—40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая со­циальная чистка). Так, в США ограничивается въезд чле­нов коммунистической или любой другой партии тота­литарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работ­ников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше — на 0,5 года, в Норвегии — на 1 год. В Рос­сии, согласно «Положению о привлечении и использо­вании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии за­конов, содержащих подробный перечень профессий, за­ниматься которыми иностранцам запрещено, и косвен­ной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конг­рессом, была благоприятной для жителей Северо-Запад­ной Европы. Реформа иммиграционного законодатель­ства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый им­миграционный закон предоставляет большие возможно­сти для квалифицированных специалистов из стран Ев­ропы.

10. Система санкций, действующих в отношении незакон­ных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно ис­пользующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматри­ваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как пра­вило, три вида программ:

а) программы материальной компенсации предусмат­ривают денежные выплаты иммигрантам за преж­девременное прекращение их деятельности;

б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их тру­доустройство дома;

в) программы экономической помощи регионам мас­совой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по ре­гулированию притока и оттока рабочей силы в зависимос­ти от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования мигра­ционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно на­циональное миграционное законодательство является опре­деляющим в разрешении спорных ситуаций.


42. Особенности миграционной политики РФ

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

 

Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях – тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день – трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

 

Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. Дело в том, что вопросы миграционной политики зачастую используются политическими партиями как элемент предвыборного пиара, а реальная миграционная политика носит ситуативный характер. Несмотря на ряд шагов (наведение порядка на рынках, борьба с игорным бизнесом, приоритет коренного населения на рынке труда), осуществляемых властями, целостной концепции государственной миграционной политики в интересах России как не было (в момент «открытия границ» нашего нового государства), так и нет. Но если тогда темпы были весьма скромными – в 1989 году Россия приняла 13 тыс. турок-месхетинцев из Ферганы, а год спустя 90 тыс. армян из Баку – то сегодня, 20 лет спустя, в Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч.

 

Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных (!) мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.

 

По мнению экспертов, потребность в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, несырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.

 

Ниже приведены некоторые из наиболее актуальных и резонансных
(основные тезисы):

 

· В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости.

 

· Основные вопросы, требующие рассмотрения - создание условий для привлечения в РФ квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции в России и введение повсеместной практики ее статистического учета.

 

· Решение озвученных задач невозможно осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации о миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.

 

· Давно назрел выбор, стоящий перед Россией: занять позицию открытости или закрытости в миграционных вопросах. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда. Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и селективную закрытость в миграционной политике.

 

· Назрела необходимость разработки социальных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. Кроме того, требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Эти меры необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. Относительно иммигрантов, противящихся интеграции в единое культурно-языковое пространство России, стремящихся к обособлению и исключительно компактному проживанию, могут быть применены радикальные меры – им может быть предложено вернуться в страны, где они проживали ранее.

 

· Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.

 

· Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, а так же комплексного реформирования региональной политики государства, а не за счет повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран.

 

· Все бюрократические проволочки, препятствующие возврату на Родину русских из стран СНГ и дальнего зарубежья, должны быть устранены в кратчайшие сроки. Необходимо предпринять все возможные усилия для реализации заявленного государством приоритета осуществления репатриации (реальный ресурс репатриации сегодня оставляет около 7 млн.человек).

 

· Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда - речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой работе, которая так и не стала привлекательной для отечественных кадров – еще одна иллюстрация ситуативного решения социальных проблем. Особенно данная тема актуальна в связи с достаточно высоким уровнем безработицы в стране. Следует говорить о создании экономических программ поддержки и трудоустройства россиян. Требуется проработка базы мер стимулирования привлечения отечественных рабочих на низкоквалифицированный рынок труда.

 

· Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.

 

· Особое внимание предлагается обратить на вопросы внутренней миграции. На прошлый год был запланирован переезд на новое место работы только 15 тысяч человек. Эта цифра не сопоставима с числом безработных в России (по официальной статистике, оно превышает 5 млн. человек). Механизмы стимулирования увеличения темпов внутренней трудовой миграции (преимущественно – высококвалифицированных кадров из центральной части России в другие регионы) требуют подробного обсуждения.

 

· Ответа требует вопрос: является ли приток иммигрантов единственным способом недопущения демографической катастрофы в России, следовательно, и единственным вариантом решения проблемы? В последние годы миграционный приток компенсирует около 80% естественной убыли населения России. Однако такой способ решения демографических проблем нельзя назвать гуманным и правомерным.

 

· Требуют немедленного пресечения факты чудовищной коррупции в органах МВД и ФМС. Масштабы нелегальной миграции сегодня превышают масштабы легальной в десятки тысяч раз. Подобная ситуация не может сложиться ни в одном здоровом правовом обществе, она просто недопустима и сложно осуществима без содействия или молчаливого бездействия компетентных органов.

 

· Крайне важная сегодня идеологическая работа с населением. Требуется позитивная пропаганда патриотических настроений среди молодого, активного, высококвалифицированного населения, планирующего покинуть Россию. Нельзя допустить развитие тенденции, наметившейся уже сегодня: на каждого уезжающего молодого специалиста, способного внести свой существенный вклад в инновационное развитие России, приезжает 5 неквалифицированных «чернорабочих» ежегодно. Такая структура международной миграции требует кардинальной перестройки.

 

· Важно отдавать себе отсчет в том, что причины, по которым сегодня новое поколение принимает решение: уехать заграницу или остаться на Родине носят психологический характер - а значит ситуация требуют весьма тонких механизмов решения. Основной мотив покинуть Россию сегодня для многих – психологическая усталость от неустроенности и социальной нестабильности жизни в стране, отсутствие доверия и уважения к властям, отсутствия мотивации к работе на Родине. Основной мотив остаться в стране для тех многих, кто так же желает уехать, но не делает этого – опасения в неспособности организовать свою жизнь на новом месте. Подобная ситуация крайне плачевна и требует разрешения.

 

НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

 

· По данным ВЦИОМ, 80% россиян с радостью хотели бы побывать за границей в качестве туристов. На ПМЖ приехать хотели бы 22% . Доля желающих эмигрировать из страны по сравнению с 1991 годом выросла: при ответе на прямой вопрос о желании выехать за границу на постоянное жительство, тогда сообщали 16% (сейчас - 22%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей сети Интернет (33%). Большинство россиян не имеют желания покидать Родину (75%) - это, в первую очередь, пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется Интернетом (87%)

 

· Сибирь, Дальний Восток, Чукотка, северные области европейской части РФ, республики Северного Кавказа, Поволжье относятся сегодня к числу регионов из которых население массово уезжает.

 

· Потери национального бюджета от неуплаты налогов, причиняемые нелегальной миграцией, — более 250 миллиардов рублей в год.

 

· Объем вывоза денежных средств из России в обход системы госконтроля ежегодно составляет почти 260 миллиардов рублей.

 

· По данным одного из крупнейших международных агентств недвижимости, если раньше 80% недвижимости покупалось с целью отдыха и вложения средств, то в 2010 году доля таких сделок сократилась до 60%, в то время как с 5% до 12% выросло число желающих получить вид на жительство, с 3% до 15% - для проживания детей по причине обучения в иностранных вузах.

 

· За истекшие полгода нелегальными мигрантами было совершено более 13 тыс. преступлений только в Москве.

 

· Согласно данным ФМС, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов. Таким образом, по разным оценкам, право находиться в России имеют только от 3% до 10% приехавших в столицу из стран ближнего зарубежья.

 

· По заявлению главы Якутии Егора Борисова, за прошедший год в регионе было официально зарегистрировано только 4 высококвалифицированных специалиста, остальные же мигранты прибыли для выполнения непопулярных работ. В сравнении с еще более печальной ситуацией, сложившейся на Дальнем Востоке, Якутию можно назвать сравнительно популярным в вопросах миграции регионом.

 

43. Международная трудовая миграция и тенденции ее развития

Понятие ≪миграция населения≫предполагает пе-

ремещение людей через границы определенных тер-

риторий со сменой постоянного места жительства или

возвращением к нему. Специалисты выделяют между-

народную (внешнюю) миграцию,осуществляемую

в различных формах: трудовой, семейной, туристиче-

ской и др. Массовая миграциянаселения стала од-

ним из наиболее характерных явлений жизни мирово-

го сообщества второй половины XX в.

В настоящее время крупномасштабные переме-

щения населения и трудовых ресурсовв разнооб-

разных формах являются одним из проявлений интерна-

ционализации хозяйственной и социально-культурной

жизни человечества, а также возможных последствий

острых межнациональных противоречий, прямых столк-

новений между народами и странами, чрезвычайных

ситуаций и стихийных бедствий.

Международный рынок трудаобъединяет на-










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...