Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.
Международная Миграция рабочей силы — явление, означающее переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами. Существует внутренняя миграция рабочей силы, которая происходит между регионами одного государства. Она находит косвенное отражение в платежных балансах стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. Международная миграция населения в прошлом проявлялась главным образом в таких формах, как кочевничество, военные и колонизационные переселения. В современных условиях для международной миграции характерны особенности, связанные прежде всего с тем, что все большую роль в этом процессе играет трудовая миграция. Международная миграция рабочей силы осуществляется в основном по экономическим причинам. Однако есть и внеэкономические причины международной миграции рабочей силы: политические, религиозные, объединение и распад государств, природные бедствия, война, экологические проблемы, причины личного характера. Зачастую они имеют те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межотраслевые различия в оплате труда, Общее число мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в середине 90-х годов за пределами стран, гражданами которых они являются, постоянно находилось около 125 млн. чел. В последние годы в мире переезжают из страны в страну около 20 млн. чел. в год. Общее количество иностранных рабочих в США составляет 7 млн., в Западной Европе — 6,5 млн., в Латинской Америке — 4 млн., в странах Ближнего Востока и Северной Африке — 3 млн. чел. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции 25% занятых в строительстве и 33% в автомобилестроении, в Бельгии 50% всех горняков, в Швейцарии 40% строительных рабочих — иммигранты. Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах: иммиграция и эмиграция. Иммиграция — это въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция — это выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов называется миграционным сальдо. Возвращение эмигрантов на родину, на постоянное место жительства называется реэмиграцией. Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют утечкой умов. На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы: 1) по направлениям. • миграция из развивающихся стран и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны; • миграция в рамках промышленно развитых стран; • миграция рабочей силы между развивающимися странами; • миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны; 2) по территориальному охвату: • межконтинентальная; в внутриконтинентальная; 3) по уровню квалификации мигрантов: • высококвалифицированная рабочая сила; • низкоквалифицированная рабочая сила; 4) по времени: • безвозвратная (как правило, межконтинентальная); • временная (как правило, внутриконтинентальная); • сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки); • маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны); 5) по степени законности: • легальная; • нелегальная. Факторы влияющие на миграцию раб. Силы подразделяются на:
1. 2.
^ Для всемирного хозяйства последствия заключаются в следующем:
· ·
Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить большую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложение труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть показано сдвигом кривой предложения влево в положение Smex -Smig. на рис.б). При прежнем уровне спроса на трудэтоприведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положениеSus+Smig . на рис. а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки заработной платы. Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистичным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку, как уже отмечалось, переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэтому выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть достаточным, для компенсации этих издержек. На рис. представлена графическая модель
Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих часовая ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих (44 млн. — 36 млн. на рис. 6) предпочли переехать в США. В свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. — 116 млн. на рис. а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих. Каково же воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабочих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрывают (область d на рис. 6). Однако мексиканские предприниматели несут потери, потому что растут их затраты на выплату заработной платы рабочим (область d + е +f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количество эмигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие получают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. — 5 долл.). Но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США равноценны 7 долл., полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит область е +f+ g(произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот выигрыш, то есть если мы будем считать, что мексиканские рабочие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражданами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш. Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери (область а на рис.а). Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут и они получают дополнительный выигрыш в размере области а + b + с. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше проигрыша американских рабочих). Таким образом, мы видим, что как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное отношение общества к мигрантам, так и неизбежность государственного регулирования миграционных процессов. ^ 3. Новые центры миграции рабочей силы. Направления международной миграции рабочей силы непрерывно изменялись в процессе изменения экономических условий. В настоящее время многомиллионная миграция превратилась в постоянно действующую составляющую мирового хозяйства. В начале 90-х годов в мире насчитывалось не менее 25 млн. трудящихся-мигрантов, а с учетом членов их семей, «мигрантов-союзников», рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу), нелегальных иммигрантов общая численность международных мигрантов оказывается в 4—5 раз больше. При этом около 60% международных мигрантов — выходцы из развивающихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны (несмотря на достаточно строгие ограничительные меры со стороны правительств многих из этих стран). Вместе с тем появляются новые центры притяжения иностранных рабочих, возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, идет перемещение из более развитых стран в менее развитые (чего не наблюдалось ранее). Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы. ^ США, Канада. Ежегодно в США, наиболее экономически развитую страну современного мира, приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира — Западной Европы, России, Латинской Америки и др. Низкоквалифицированная рабочая сила направляется в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. В США легально иммигрируют 740 тыс. чел. в год и эмигрирует 160 тыс. чел. Миграционное сальдо составляет 580 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. чел. в год. ^ Западная Европа. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивался на уровне 180 тыс. чел. в год. Развитые западноевропейские страны (в основном входящие в Европейский союз) притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Мальта, Испания, Португалия), восточноевропейских стран и республик бывшего СССР, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары (бывших колоний западноевропейских государств). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию трудового законодательства. ^ Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран. ^ Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Америки. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится более 50% притока всех иммигрантов. Война в Персидском заливе в 1991 г. способствовала оттоку около 1 млн египтян из Ирака, 800 тыс. йеменцев из Саудовской Аравии, 500 тыс. палестинцев и иорданцев из Кувейта. Их места заняли иммигранты из Индии и Египта. ^ Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Южная Корея) в основном на временные работы. В большей своей части это иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии. Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. чел. ежегодно, — это высокоразвитые государства с объемом ВНП на душу населения свыше 6900 долл. Новыми центрами притяжения становятся страны Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Ирак и др.), ряд латиноамериканских государств (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), ЮАР. В последние годы особенно бурно росла иммиграция в страны Ближнего Востока, в результате иммигранты составляют здесь около 65% населения (тогда как в 1950 г. аналогичный показатель составлял менее 5%). Очень высок удельный вес иммигрантов среди работающего населения: в Катаре — 85%, в ОАЭ — 90%. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, население которого (более 5 млн чел.) на 2/^ растет за счет иммигрантов. ^ 4. Регулирования миграции рабочей силы Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций, Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования. ^ Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков. Косвенные методы включают такие, как: 1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами; 2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий — от сырья до предметов роскоши; 3) специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. правительство Югославии разработало специальную долгосрочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за границы и их трудоустройству в стране». Прямые методы включают такие, как: 1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; 2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции; 3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет. ^ Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда. В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям: 1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника — гражданина страны, который может дать поручительство; 2) экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов: а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.; 3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца и др. Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов: • политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам); • политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи; • политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства. ^ Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов. 1. Качественные требования к иностранной рабочей силе: а) наличие сертификата об образовании. Так, например, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии —специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.; б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет, на Кипре — 2 года. 2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет; Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-нефтяниках 20—40 лет. 3. Состояние здоровья. 4. Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года. 5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10. 6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов. Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше — на 0,5 года, в Норвегии — на 1 год. В России, согласно «Положению о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок. 8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда. 9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы. 10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф. 11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ: а) программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности; б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома; в) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции. В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций. 42. Особенности миграционной политики РФ Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.
Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях – тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день – трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.
Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. Дело в том, что вопросы миграционной политики зачастую используются политическими партиями как элемент предвыборного пиара, а реальная миграционная политика носит ситуативный характер. Несмотря на ряд шагов (наведение порядка на рынках, борьба с игорным бизнесом, приоритет коренного населения на рынке труда), осуществляемых властями, целостной концепции государственной миграционной политики в интересах России как не было (в момент «открытия границ» нашего нового государства), так и нет. Но если тогда темпы были весьма скромными – в 1989 году Россия приняла 13 тыс. турок-месхетинцев из Ферганы, а год спустя 90 тыс. армян из Баку – то сегодня, 20 лет спустя, в Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч.
Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных (!) мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.
По мнению экспертов, потребность в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, несырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.
Ниже приведены некоторые из наиболее актуальных и резонансных
· В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости.
· Основные вопросы, требующие рассмотрения - создание условий для привлечения в РФ квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции в России и введение повсеместной практики ее статистического учета.
· Решение озвученных задач невозможно осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации о миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.
· Давно назрел выбор, стоящий перед Россией: занять позицию открытости или закрытости в миграционных вопросах. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда. Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и селективную закрытость в миграционной политике.
· Назрела необходимость разработки социальных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. Кроме того, требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Эти меры необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. Относительно иммигрантов, противящихся интеграции в единое культурно-языковое пространство России, стремящихся к обособлению и исключительно компактному проживанию, могут быть применены радикальные меры – им может быть предложено вернуться в страны, где они проживали ранее.
· Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.
· Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, а так же комплексного реформирования региональной политики государства, а не за счет повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран.
· Все бюрократические проволочки, препятствующие возврату на Родину русских из стран СНГ и дальнего зарубежья, должны быть устранены в кратчайшие сроки. Необходимо предпринять все возможные усилия для реализации заявленного государством приоритета осуществления репатриации (реальный ресурс репатриации сегодня оставляет около 7 млн.человек).
· Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда - речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой работе, которая так и не стала привлекательной для отечественных кадров – еще одна иллюстрация ситуативного решения социальных проблем. Особенно данная тема актуальна в связи с достаточно высоким уровнем безработицы в стране. Следует говорить о создании экономических программ поддержки и трудоустройства россиян. Требуется проработка базы мер стимулирования привлечения отечественных рабочих на низкоквалифицированный рынок труда.
· Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.
· Особое внимание предлагается обратить на вопросы внутренней миграции. На прошлый год был запланирован переезд на новое место работы только 15 тысяч человек. Эта цифра не сопоставима с числом безработных в России (по официальной статистике, оно превышает 5 млн. человек). Механизмы стимулирования увеличения темпов внутренней трудовой миграции (преимущественно – высококвалифицированных кадров из центральной части России в другие регионы) требуют подробного обсуждения.
· Ответа требует вопрос: является ли приток иммигрантов единственным способом недопущения демографической катастрофы в России, следовательно, и единственным вариантом решения проблемы? В последние годы миграционный приток компенсирует около 80% естественной убыли населения России. Однако такой способ решения демографических проблем нельзя назвать гуманным и правомерным.
· Требуют немедленного пресечения факты чудовищной коррупции в органах МВД и ФМС. Масштабы нелегальной миграции сегодня превышают масштабы легальной в десятки тысяч раз. Подобная ситуация не может сложиться ни в одном здоровом правовом обществе, она просто недопустима и сложно осуществима без содействия или молчаливого бездействия компетентных органов.
· Крайне важная сегодня идеологическая работа с населением. Требуется позитивная пропаганда патриотических настроений среди молодого, активного, высококвалифицированного населения, планирующего покинуть Россию. Нельзя допустить развитие тенденции, наметившейся уже сегодня: на каждого уезжающего молодого специалиста, способного внести свой существенный вклад в инновационное развитие России, приезжает 5 неквалифицированных «чернорабочих» ежегодно. Такая структура международной миграции требует кардинальной перестройки.
· Важно отдавать себе отсчет в том, что причины, по которым сегодня новое поколение принимает решение: уехать заграницу или остаться на Родине носят психологический характер - а значит ситуация требуют весьма тонких механизмов решения. Основной мотив покинуть Россию сегодня для многих – психологическая усталость от неустроенности и социальной нестабильности жизни в стране, отсутствие доверия и уважения к властям, отсутствия мотивации к работе на Родине. Основной мотив остаться в стране для тех многих, кто так же желает уехать, но не делает этого – опасения в неспособности организовать свою жизнь на новом месте. Подобная ситуация крайне плачевна и требует разрешения.
НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
· По данным ВЦИОМ, 80% россиян с радостью хотели бы побывать за границей в качестве туристов. На ПМЖ приехать хотели бы 22% . Доля желающих эмигрировать из страны по сравнению с 1991 годом выросла: при ответе на прямой вопрос о желании выехать за границу на постоянное жительство, тогда сообщали 16% (сейчас - 22%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей сети Интернет (33%). Большинство россиян не имеют желания покидать Родину (75%) - это, в первую очередь, пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется Интернетом (87%)
· Сибирь, Дальний Восток, Чукотка, северные области европейской части РФ, республики Северного Кавказа, Поволжье относятся сегодня к числу регионов из которых население массово уезжает.
· Потери национального бюджета от неуплаты налогов, причиняемые нелегальной миграцией, — более 250 миллиардов рублей в год.
· Объем вывоза денежных средств из России в обход системы госконтроля ежегодно составляет почти 260 миллиардов рублей.
· По данным одного из крупнейших международных агентств недвижимости, если раньше 80% недвижимости покупалось с целью отдыха и вложения средств, то в 2010 году доля таких сделок сократилась до 60%, в то время как с 5% до 12% выросло число желающих получить вид на жительство, с 3% до 15% - для проживания детей по причине обучения в иностранных вузах.
· За истекшие полгода нелегальными мигрантами было совершено более 13 тыс. преступлений только в Москве.
· Согласно данным ФМС, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов. Таким образом, по разным оценкам, право находиться в России имеют только от 3% до 10% приехавших в столицу из стран ближнего зарубежья.
· По заявлению главы Якутии Егора Борисова, за прошедший год в регионе было официально зарегистрировано только 4 высококвалифицированных специалиста, остальные же мигранты прибыли для выполнения непопулярных работ. В сравнении с еще более печальной ситуацией, сложившейся на Дальнем Востоке, Якутию можно назвать сравнительно популярным в вопросах миграции регионом.
43. Международная трудовая миграция и тенденции ее развития Понятие ≪миграция населения≫предполагает пе- ремещение людей через границы определенных тер- риторий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Специалисты выделяют между- народную (внешнюю) миграцию,осуществляемую в различных формах: трудовой, семейной, туристиче- ской и др. Массовая миграциянаселения стала од- ним из наиболее характерных явлений жизни мирово- го сообщества второй половины XX в. В настоящее время крупномасштабные переме- щения населения и трудовых ресурсовв разнооб- разных формах являются одним из проявлений интерна- ционализации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также возможных последствий острых межнациональных противоречий, прямых столк- новений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Международный рынок трудаобъединяет на- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 502. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |