Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурное и гуманитарное сотрудничество




В Декларации о создании ШОС страны — участницы заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество.

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С того времени гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры.[47]. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология — к 2010 году это 53 университета из 5-ти стран ШОС[48].

Развиваются связи и в сфере искусства. Начиная с 2005 года ежегодно регулярно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки». Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию, была активно поддержана Секретариатом ШОС, который обратился к представителям Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана с предложением организовать совместную выставку детского рисунка. Предложение получило широкий отклик, и в июне 2009 года вернисаж детских рисунков, представленных всеми странами — участницами ШОС, был проведён в двадцать первый раз.[49]

Как и другие сферы взаимодействия, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС имеет широкие перспективы.

Критика деятельности

Критика Шанхайской организации сотрудничества во многом касается несостоятельности её деятельности, в частности в борьбе с терроризмом и защите региональной безопасности. Некоторые зарубежные аналитики (например, Мэтью Оресман (англ. Matthew Oresman) из американского Центра стратегических и международных исследований) предполагают, что ШОС является не более, чем дискуссионным клубом, претендующим на нечто большее.[50] Такого же мнения придерживается начальник Института военной истории МО РФ А. А. Кольтюков, утверждающий, что «анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. … реального сотрудничества в этих сферах противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается»[51].

 

20. Россия и АТЭС-2012

АТЭС основан в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран — 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины).

К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов — России, Вьетнама и Перу — введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Нужно отметить, что в АТЭС входит 19 стран и две территории — Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов — АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т. д. Ещё в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетныйкомитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это — обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Заявку на вступление в Форум Россия подала в марте 1995 года. В 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.

С момента присоединения в 1998 г. к АТЭС наша страна последовательно наращивает активность в его рамках. Президент Российской Федерации регулярно принимает участие в саммитах АТЭС.

Россия рассматривает форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум — самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

Россия инициативно участвует в процессе обновления и реформирования АТЭС, имеет весомый голос в дискуссиях по проблематике борьбы с международным терроризмом и различным аспектам безопасности, в т. ч. в сфере торговли и финансов, а также безопасности личности, которые прочно вошли в число профилирующих тем работы Форума. Один из важных результатов саммита в Сантьяго — одобрение по инициативе России и США руководящих принципов контроля над перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетныхкомплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах акцентирована необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующиемеждународно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.

Расширяется участие российских представителей в отраслевых министерских встречах, заседаниях рабочих и экспертных групп АТЭС по таким актуальным вопросам, как торговля, инвестиции, финансы, малое и среднее предпринимательство, энергетика, транспорт, рыболовство, стандартизация и др., а также в атэсовских выставках и семинарах.

В 2004 г. запущена первая российская инициатива общерегионального масштаба — о создании в рамках АТЭС Диалога по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией закреплено место сопредседателя (совместно с Чили). В мае 2005 г. состоялось Первое полноформатное заседание ДЦМ, результаты работы которого были высоко отмечены на встрече Министров торговли АТЭС (июнь 2005 г., о. Чеджудо, Республика Корея).

В контексте масштабных трагических последствий, вызванных цунами в Индийском океане (декабрь 2004 г.), Россия выступила одним из инициаторов по созданию в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.

Реализовано решение о присоединении России к «первопроходческой инициативе» о движении к участию в обновленной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, что стало возможным в связи со вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации.
В начале 2005 г. одобрен российский проект в АТЭС по повышению энергоэффективности экономики, на заключительной стадии находится рассмотрение проекта о применении «лучших образцов» практики, накопленной экономиками АТЭС в области электронной торговли и государственных закупок.

Закрепляется практика проведения мероприятий АТЭС на российской территории. В 2002 г. в России прошли Форум по деловому сотрудничеству в области инновационного предпринимательства, заседание Рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, Инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка АТЭС. Хорошую оценку в АТЭС получили результаты международного тест-семинара по формированию благоприятных условий для функционирования рынка цветных металлов (Братск, август 2003 г.). В июне 2004 г. в Москве состоялась Международная конференция АТЭС «Взаимодействие малого и крупного бизнеса».

Заметным событием стал проведенный в Москве в октябре 2004 г. Российской академией бизнеса и предпринимательства «Азиатский экономический форум», российские и иностранные участники которого обсудили перспективы развития энергетического, транспортного и инвестиционного сотрудничества в регионе АТЭС, а также осуществления информационных и исследовательских программ, нацеленных на укрепление региональных связей между правительственными, предпринимательскими и академическими кругами.

С 1998 г. в России действует «Деловой клуб АТЭС», в котором состоят представители более 70 российских компаний и банков. В 2002 г. в целях активизации работы на гендерном направлении по инициативе МИД и при содействии Союза женщин России был создан российский «Женский клуб АТЭС», в состав которого вошли женщины-руководители предприятий и организаций, представители научных и общественных структур.
Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание Делового Консультационного Совета (ДКС), в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

В 2002 году в России с успехом прошли Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства в мае и заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям в августе в Москве. С 4 по 12 сентября 2002 года во Владивостоке по инициативе местных властей, поддержанной Правительством России и официальными структурами организацииАзиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества, состоялся инвестиционный симпозиум и инвестиционная ярмарка АТЭС.

Важнейшей вехой российского участия в АТЭС стало определение Владивостока как столицы саммита в 2012 году.

 

21. Основные формы МЭО и соотношение между ними

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами.

Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких, как угроза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей.

Международное сообщество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйственные системы, являются возможности использования передовой техники и технологии производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства экономики.

В соответствии с данными классификационными признаками можно выделить "промышленно развитые" и "новые индустриальные" страны; "высокодоходные государства", экспортирующие сырье и энергоносители; наименее развитые и бедные страны мира. Различают страны с развитой, развивающейся рыночной экономикой, а также страны с нерыночной экономикой. Для сравнения достижений государств используется итоговый показатель - валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения. Несмотря на попытки некоторых государств жить в условиях национальной экономической самообеспеченности ("автаркии"), движение товаров, услуг, денежных платежей оказывается сильнее воздвигнутых барьеров.

Мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле, которая прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. Возникнув на мануфактурной стадии развития общественного производства (XVI век), мировой рынок активно формировался под воздействием движения торгового капитала, экономически и политически утвердившегося в большинстве европейских стран.

Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных систем.

Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе слияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции.

Зрелость мирохозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. Об изменениях, происходящих в сфере международных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, удельном весе сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капиталов. Анализ объемов ввозимых в страну благ (импорт) и вывозимых из страны промышленных изделий, ресурсов и инвестиций (экспорт), взятых в денежном выражении, используется для составления баланса расходов и доходов государства, получившего название платежный баланс.

"Открытость" экономики страны, степень ее вовлеченности в мирохозяйственные связи может быть оценена на основе исчисления показателей экспортной квоты и объема экспорта на душу населения. Экспортная квота равняется отношению стоимости экспорта к стоимости валового национального продукта (ВНП).

Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной переводом производства в развитых экономических системах на новую технологическую базу, с преобладанием информационных технологий. Новое качественное состояние производительных сил стимулировало интернационализацию воспроизводственных процессов, которая проявилась в двух основных формах: интеграции (сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснационализации (создание межнациональных производственных комплексов).

Интеграция означает взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, согласование действий правительств в выработке экономической политики, отвечающей интересам всех участвующих в интеграционном процессе сторон, а также по отношению к третьим странам. Интеграция обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов.

Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретают форму объединений, направленных на достижение общих экономических целей. Первоначально интеграционные объединения создавались для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участницами, т. е. возникали так называемые "свободные зоны". Более сложные формы были направлены на организацию таможенных союзов, которые предполагают свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки и использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) по отношению к третьим странам. Создание общего рынка связано с ликвидацией барьеров между странами не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения является экономический союз, который предполагает проведение государствами-участниками системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе.

Наибольшей зрелости межгосударственная интеграция достигла в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), созданном в 1957 году. В настоящее время в данном интеграционном сообществе решаются проблемы свободного передвижения товаров, услуг и рабочей силы. По сути дела речь идет о создании "единого экономического пространства". Американо-канадское соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 году, содержит ряд положений, являющихся реальными шагами к созданию североамериканского общего экономического пространства. Общие рынки созданы в Юго-Восточной Азии, арабском мире, Африке и Центральной Америке.

Региональная консолидация не исключает противоречий внутри отдельных группировок и между ними. Однако для современного этапа характерна тенденция усиления межрегиональных интеграционных процессов. Примером может служить интенсивно развивающееся экономическое взаимодействие североамериканского и азиатско-тихоокеанского регионов, возможность подключения Японии к американо-канадской интеграции.

Транснационализация - это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм. Организационное воплощение международные связи частных капиталов получили в деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Транснациональные структуры объединяют национальные экономики не по географическому признаку (общность границ), а на основе глубоких воспроизводственных связей. Различают транснациональные корпорации, которые являются национальными трестами и концернами, имеющими значительные зарубежные активы (вложения), и собственно межфирменные союзы, возникшие на основе объединения, слияния частных капиталов. Если первый вид ТНК национален по капиталу и контролю, но международен по сфере своей деятельности, то второму присуща международная рассредоточенность акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна, ставшего его организационным воплощением.

Следует отметить, что развитие торговли между странами, формирование мирового рынка на основе углубления международного разделения труда, интенсификация мирохозяйственных связей, обусловленная интеграцией экономик и образованием ТНК, способствовали укреплению мирового хозяйства, повышению зависимости роста национального производства от стабильности мировой экономики.

В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах:

- международная торговля товарами и услугами;
- межгосударственная кооперация производства;
- обмен в области науки и техники;
- движение капиталов и зарубежных инвестиций;
- миграция рабочей силы;
- валютно-кредитные отношения.

Во всем мире международная торговля является частью повседневной жизни. Мы все зависим от товаров и услуг, создаваемых в других странах.

Существуют абсолютные и относительные преимущества разных стран в производстве различных товаров. Абсолютные преимущества имеют страны, в которых есть огромные запасы полезных ископаемых или климат, позволяющий только им выращивать плоды и овощи. Но даже если страна не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для нее, потому что каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда не ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран. Именно этот товар страна будет экспортировать в обмен на другие. Сравнительные преимущества - главный двигатель международной торговли.

Экспорт - вывоз товаров из страны для продажи в других государствах.

Импорт - ввоз в страну товаров из-за границы. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с другими странами.

Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграция рабочей силы отражают объективное требование развития производительных сил в условиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и производств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства требует международной производственной кооперации и научно-технического обмена.

Прогресс в севере производства передовых технических и информационных средств (например, компьютеров) приводит к быстрому их старению, а значит, необходимости постоянного обновления. Массовое производство может стать эффективным при ориентации на отрасли, обладающие высокой технологией. Все это требует обеспечения благоприятных условий для научно-технического развития через концентрацию усилий в области фундаментальных и прикладных научных исследований, финансовых средств. Следовательно, современное производство ориентируется не на национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическое пространство.

Под воздействием научно-технической революции изменяется значимость структурных элементов производственных издержек. Новыми, требующими значительных вложений, являются затраты на приобретение знаний, информации, компетенции. Все это приводит к расширению обмена производственными, научно-техническими, финансовыми услугами. Экспорт-импорт данных видов услуг стимулирует международную торговлю товарами производственного назначения. Подавляющее число внешних закупок комплектного оборудования сопровождается оказанием инженерно-консультационных услуг.

В каждой стране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамках которой осуществляются международные платежи, называется национальной валютной системой. На ее базе основывается мировая валютная система - форма организации международных валютных отношений. Она построена на принципе сочетания долгосрочной гибкости валютных курсов и в их краткосрочной стабильности. Валютный курс - это цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве единиц национальной валюты.

Таким образом, новые формы международных экономических отношений, связанные с распространением передового опыта, отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств: от частичного и полного владения - к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Цели, преследуемые партнерами, безусловно, различны. Для одних - это достижение мирового лидерства, для других - преодоление отставания.

Углубление международного разделения труда идет на основе конкурентной борьбы. Основным аргументом соперничества участвующих сторон является сравнение научных потенциалов и технологических возможностей, которыми обладают страны. Характерной чертой современного мирового хозяйства является раздел технологической власти. Следствием этого является специализация развитых стран на экспорте наукоемких и техноемких изделий (радиоэлектроника, приборостроение). На долю же развивающихся стран приходится экспорт ресурсоемких и трудоемких изделий, производство которых зачастую ведет к нарушению экологического равновесия. Некоторые страны продолжают оставаться в русле монокультурной сырьевой специализации.

 

22. Россия в системе МЭО

Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов. Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.

Предпосылками к ее решению могут стать: - прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны; - восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство. Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо: 1. Установление стабильного политического режима. 2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям. 3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой. 4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением. 5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса. По мнению многих специалистов Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят: 1. Развитую научно-техническую базу. 2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну. Вместе с тем, рассматривая богатые природные ресурсы за несомненное благо, хотелось бы отметить некоторые точки зрения на этот вопрос тех экономистов (российских и зарубежных), которые аргументированно доказывают, что природные богатства страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих богатствах, а в порождаемой ими психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти настроения сводятся к уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует процветание страны. Если полагать, что именно ресурсы являются главным источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует противодействовать всем иностранным компаниям, которые стремятся к этому источнику. В этом, по мнению ряда ученых-экономистов, заключается основа "экономического национализма". Такой национализм, т. е. попытка "сидеть" на своих богатствах без разумного их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире. Принимая во внимание данную точку зрения, не следует забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску иностранных компаний в сферу национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужна четко продуманная политика использования зарубежного капитала и строжайший его контроль. 3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов. 4. Достаточно высокий показатель "индекса человеческого развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. Следует признать, что с начала 90-х годов "индекс человеческого развития" в России сократился почти вдвое. Если в 1990 г. по этому одному из важнейших показателей состояния общества, принятому ООН, Россия занимала 33-е место, то в 1996 г. - уже 57-е. Однако это далеко не последнее место.

Намного хуже с этим показателем в Китае (108-е место), Египте (106-е место), Турции (84 место). Лидирующие места занимают Канада, США, Япония. Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику. Избирательность заключается в четком определении собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последователность в раскрытии своего народнохозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны. Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими -в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие. Вхождение в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки "прибрать Россию к рукам" со стороны ведущих мировых держав. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

 

23.Внешняя торговля России: структура и динамика








Динамика (2000 – 2010 гг.)

Экспорт:

- товаров – (2000 г.=$105,0 млрд.),(2007 г.=$354,4 млрд.),(2010 г.=$503,0 млрд.);

- услуг – (2000 г.=$9,6 млрд.),(2007 г.=$39,4 млрд.),(2010 г.=$66,0 млрд.);

- прямые инвест. компаний РФ за рубежом – (2000 г.=$3,3 млрд.),(2007 г.=$16,0 млрд.),(2010 г.=$46,0 млрд.);

Импорт:

- товаров – (2000 г.=$44,9 млрд.),(2007 г.=$223,5 млрд.),(2010 г.=$434,0 млрд.);

- услуг – (2000 г.=$16,2 млрд.),(2007 г.=$59,1 млрд.),(2010 г.=$60,0 млрд.);

- прямые иностр. инвест. в РФ – (2000 г.=$2,5 млрд.),(2007 г.=$47,1 млрд.),(2010 г.=$64,0 млрд.);

Особенности динамики – наблюдается рост всех показателей, преобладание объема экспорта товаров над объемом импорта товаров (положительное сальдо).

Товарная структура (2011 г.)

Экспорт:

- минеральные продукты $362,7 млрд. (70,3%);

- металлы, драгоценные камни и изделия из них $57,4 млрд. (11,1%);

- продукция химической промышленности, каучук $31,0 млрд. (6,0%);

- машины, оборудование и транспортные средства $23,2 млрд. (4,5%);

- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) $12,0 млрд. (2,3%);

- древесина и целлюлозно-бумажные изделия $10,7 млрд. (2,1%).

Импорт:

- машины, оборудование и транспортные средства $146,6 млрд. (48,0%);

- продукция химической промышленности, каучук $45,4 млрд. (14,9%);

- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) $42,5 млрд. (13,9%);

- металлы, драгоценные камни и изделия из них $21,8 млрд. (7,1%);

- текстиль, текстильные изделия и обувь $16,6 млрд. (5,5%);

- прочие товары $11,1 млрд (3,6%).

Особенности товарной структуры - во внешней торговле сохраняется модель «импорт готовых товаров в обмен на экспорт сырья и энергоносителей», что означает скрытый отток добавленной стоимости из экономики и закрепление экспортно-сырьевой модели развития страны. Структура российского экспорта остается недиверсифицированной (нет расширения ассортимента, освоения новых видов производств и т.п.). Более 65% в нем составляют углеводороды и сырьевые товары, дальнейшее наращивание вывоза которых неэффективно, связано с большими затратами и ведет к повышению внешней уязвимости отечественной экономики. При сохранении такой структуры увеличение объемов экспорта перестает быть источником экономического роста и превращается в фактор его сдерживания. Уже в период с 2011 по 2012 год сальдо по текущим операциям платежного баланса может стать отрицательным. Это означает, что при сохранении сложившихся тенденций дальнейшее наращивание экспорта сырья и энергоносителей не будет покрывать импорт готовых товаров, обеспечивающих конечное потребление.

Географическая структура (2011 г.)

Экспорт:

- Европа

Нидерланды $62,6 млрд.;

Германия $34,2 млрд.;

Италия $32,6 млрд.;

Польша $21,4 млрд.

- Азия

Китай $35,2 млрд.;

Турция $25,4 млрд.;

Япония $14,7 млрд.;

Республика Корея $13,4 млрд.

- Америка

США $16,6 млрд.;

Бразилия $2,1 млрд.

- СНГ

Украина $30,5 млрд.;

Беларусь $24,9 млрд.;

Казахстан $12,9 млрд.

Импорт:

- Европа

Германия $37,7 млрд.;

Италия $13,4 млрд.;

Франция $13,3 млрд.

- Азия

Китай $48,3 млрд.;

Япония $15,0 млрд.;

Республика Корея $11,6 млрд.

- Америка

США $14,6 млрд.;

Бразилия $4,4 млрд.

- СНГ

Украина $20,1 млрд.;

Беларусь $13,7 млрд.;

Казахстан $6,9 млрд.

Особенности географической структуры - Сложившаяся географическая структура внешнеэкономических связей ориентирована на традиционные европейские рынки и страны СНГ. В то же время позиции российских компаний на быстрорастущих рынках государств Азии и Латинской Америки крайне незначительны. По ряду направлений здесь наметились негативные тенденции. Так, отрицательное сальдо образовалось в торговле с основным партнером России в Азии – Китаем.

Внешнеторговая политика в соответствии с внешнеэкономической стратегией РФ.

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации:

- обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;

- перевод экономики на инновационный путь развития;

- активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

- открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;

- предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

- специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;

- географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

- активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

- расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

Приоритетные направлениявнешнеэкономической политики Российской Федерации:

- обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

- содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг.

- интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

- повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

- интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.

- создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.

- усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.

 

Внешнеторговый оборот России упал на 45% по отношению к 2008 году, сообщает Федеральная таможенная служба. В январе-мае 2009 года он составил $158,6 млрд. Сальдо внешнеторгового баланса за первые пять месяцев года сложилось положительное, размер — $41,9 млрд, что более чем в два раза меньше показателей прошлого года.

Экспорт

Экспорт России упал на 47,6%, составив $100 млрд. Основным продуктом экспорта в страны дальнего зарубежья остаются топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 68,2% (в январе-мае 2008 года — 73,1%). При этом поставки каменного угля и нефтепродуктов в абсолютном выражении несколько выросли, а поставки газа упали на 50%.

В январе 2009 года объем российского экспорта упал вдвое. В числе лидеров падения стал природный газ, поставки которого в дальнее зарубежье сократились на 72%. Импорт снизился на треть: в январе на 66% уменьшился ввоз легковых автомобилей, а поставки продовольствия упали на 23%. В феврале падение составило 70 и 22% соответственно.

По предварительным данным таможенной статистики, за январь-февраль 2009 года импорт из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил $18 млрд и по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 36,5%.

Экспорт в страны дальнего зарубежья природного газа в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года упал на 71,7%. Согласно данным Федеральной таможенной службы, в целом в январе стоимостной объем топливно-энергетических товаров сократился на 54,2%. Помимо природного газа также сократились объемы экспорта каменного угля (на 17,2%), нефти (на 3,6%), бензина (на 3,4%).

В целом же экспорт России в январе 2009 года составил $17 млрд и по сравнению с январем 2008 года уменьшился на 50,3%.

Как отмечает ФТС, сокращение стоимостного объема экспорта России произошло как за счет падения средних цен экспортированных товаров, так и по причине снижения физических объемов экспортных поставок. Наиболее значительное снижение средних цен отмечено по топливно-энергетическим товарам.

Практически по всем товарным группам снизились физические объемы поставок товаров химической промышленности. По сравнению с январем прошлого года стоимостной объем этой продукции сократился на 26,4%. Экспорт необработанных лесоматериалов упал на 64,7%, пиломатериалов – на 41,5%, фанеры – на 49,1%. Сократились и поставки ряда товаров в сфере машин и оборудования: на 73,2% упал экспорт железнодорожного оборудования, на 60,7% — оптических аппаратов, в то же время поставки средств наземного транспорта, за исключением железнодорожного, возросли в 3,3 раза.

 

Импорт

Импорт России в январе-мае 2009 года составил $58,4 млрд и по сравнению с январем-маем 2008 года снизился на 42,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья — $51 млрд (снижение на 41,2%), из стран СНГ — $7,4 млрд (снижение на 49%).

Снижение импорта связано с падением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров практически не изменились. В апреле 2009 года по сравнению с апрелем 2008 года индекс физического объема импорта сократился до 52,7%, тогда как индекс средних цен импортных товаров снизился весьма незначительно и составил 96,9%. В товарной структуре импорта изстран дальнего зарубежьяпервое место занимает импорт машин и оборудования. На него в январе-мае 2009 года приходилось 44,8%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,3%. Импорт из стран дальнего зарубежья в Россию продолжает падать.

Всего же за январь—апрель 2009 года импорт из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении упал на 39,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил $40,63 млрд.

Сокращение коснулось различных групп товаров, в том числе текстильных изделий и обуви (12,7%), продовольственных товаров (4,5%), машиностроительной продукции (0,8%). При этом объем импорта химической продукции вырос на 11,2%.

В частности, в Россию стали ввозить значительно меньше зерна (снижение составило 60%), табака (23,7%), фруктов, рыбы и даже алкоголя. При этом увеличился импорт парфюмерных изделий, косметики и моющих средств. Россияне стали питаться хуже, меньше пьют и курят, но по-прежнему пользуются французскими духами.

Из продукции машиностроения наиболее сильное снижение пришлось на закупки зарубежных самолетов: кризис, очевидно, не позволяет делать столь серьезные капиталовложения.

Негативные явления в российской внешней торговле начали проявляться еще в конце прошлого года. Впрочем, наиболее отрицательные тенденции заметны все-таки в экспорте энергоносителей. В результате снижения цен на нефть во второй половине 2008 года сальдо внешнеторгового баланса упало к декабрю более чем в три раза по сравнению с прошлым летом. Когда в страну перестали приходить сверхприбыли от продажи нефти, покупательная способность многих фирм, осуществляющих закупку товаров за рубежом, также значительно снизилась.

Импорт России в январе 2009 года составил $8,7 млрд, по сравнению с январем прошлого года снизившись на 37,4%. Снижение обусловлено как падением средних цен ввезенных товаров, так и сокращением их физических объемов. 44,3% импорта из стран дальнего зарубежья пришлось на долю машин и оборудования, однако их стоимостной объем сократился на 46%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства увеличилась на 2,8%, однако в стоимостном выражении объем ввоза продовольственных товаров сократился на 23,1%. Физические объемы закупок мяса, свежего и мороженого, уменьшились на 60,4%, свежемороженой рыбы – на 16,6%, цитрусовых – на 3,1%, сыров и творога – на 35,5%, чая – на 25,8%.

В феврале также наблюдалось уменьшение импорта из стран дальнего зарубежья, и по сравнению с февралем 2008 года он сократился на 37,1%. Закупки продовольствия упали на 21,8%, продукции машиностроения — на 47,5%, химической продукции – на 31,3%. В импорте продовольственных товаров в 2,2 раза сократились закупки алкогольной и безалкогольной продукции, зерновых культур – на 44,2%, молочных продуктов – на 36,9%, растительного масла – на 31,5%, рыбы – на 31,2%, табака – на 28,7%а, сахара – на 26,7%а, овощей – на 8%. Сокращение закупок средств наземного транспорта составило 69,8%.

 

Партнеры

Основным экономическим партнером России остается Европейский союз. На долю ЕС в январе-мае 2009 года приходилось 49,8% российского товарооборота (в январе-мае 2008 года — 53,4%). На страны СНГ соответственно приходилось 14,7% (в январе-мае 2008 года — 15,0%), на страны ЕврАзЭС(Евразийское экономическое сообщество) — 9,2% (8,4%), на страны АТЭС(Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) — 21,0% (19,4%).

Основными странами, с которыми Россия вела торговлю в 2009 году, стали: Китай, товарооборот с которым составил $13,3 млрд (61,6% к январю-маю 2008 года), Германия — $13,2 млрд (45,8%), Нидерланды — $12,5 млрд (51,2%), Италия — $10,9 млрд (53,1%), Турция — $70 млрд (51,0%).

Внешнеторговый оборот

Росстат фиксирует серьезное снижение внешнеторгового оборота России. В январе—апреле 2009 года он упал на 45% по отношению к этому же периоду 2008 года.

«Внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, $131,9 млрд (55,9% к январю—апрелю 2008 года), в том числе экспорт — $79,2 млрд (52,6%), импорт — $52,7 млрд (61,6%)», — сообщает статистическое ведомство.

Наименьшее снижение внешней торговли в процентном соотношении зафиксировано с Таджикистаном — на 16%, Киргизией (26,1%), Францией (31,2%), Узбекистаном (31,7%) и США (32,6%).

В денежном исчислении самые высокие объемы межгосударственной внешнеторговой деятельности показаны с Китаем – $10,7 млрд и Германией — $10 млрд.

В целом оборот со странами Евросоюза составляет $61,2 млрд (снизился в два раза), со странами СНГ – $18 млрд (упал на 46,5%).

Объем импорта сократился меньше, чем объем экспортной деятельности России. Сальдо торгового баланса упало, но осталось положительным — $26,4 млрд против $64,7 млрд в январе—апреле 2008 года. Экспорт снизился на 47,7% и составил $77,8 млрд. В том числе экспорт сырой нефти — $24,2 млрд, природного газа – $10,4млрд, металлов и изделий из них – $9,9 млрд. Импорт ужался на 40,9% — до $46,47 млрд.

 

24. Понятие Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза. В Российской Федерации нормы Таможенного кодекса таможенного союза имеют прямое действие. Нормы Таможенного кодекса Российской Федерации до его отмены действуют в части, не противоречащей Таможенному кодексу таможенного союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

 

Статья 2. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница

 

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

 

1. Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

2. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница).

3. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.

 

Статья 3. Таможенное законодательство таможенного союза

 

1. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

1) настоящего Кодекса;

2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.

2. Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.

(часть вторая введена Протоколом от 16.04.2010)

3. При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

(п. 3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

4. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

(п. 4 введен Протоколом от 16.04.2010)

 

25. Динамика международной торговли

Современное состояние общественного разделения труда наделяет торговлю рядом новых специфических черт. Современная международная торговля отражает не только обмен традиционными товарами, но и движение новых товарных форм. Традиционные товары: к традиционным товарам можно условно отнести: товар-продукт, товар-услуга. Товар-продукт. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах. Традиционный товар-продукт включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование. Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами: 1. Усилением международного разделения труда между развитыми странами, что позволяет:

а) произвести структурную перестройку экономики; 6) увеличить долю наукоемких отраслей; в) значительно сократить потребление сырья и топлива; г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования. 2. Ростом удельного веса развивающихся стран в качестве экспортеров готовых изделий и полуфабрикатов в развитые страны. 3. Модернизацией сельского хозяйства и индустриализацией развивающихся стран. Это влечет за собой значительное увеличение производства и потребления сырья, продовольствия, топлива что фактически означает: а) увеличение ресурсной базы под развитие добычи полезных ископаемых (преимущественно экспорт из развитых стран); б) увеличение ресурсной базы для обеспечения развивающихся стран продовольствием (преимущественно экспорт из развитых стран).

Товар-услуга. Товар-услуга включает в себя следующие компоненты: I. Производственные услуги: ноу-хау, лицензии; транспортные услуги; инжиниринговые услуги и т.д. II. Услуги потребительского характера: туризм; социально-культурные услуги (образование, здравоохранение, спорт и т.д.). Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товаром-продуктом.

1.Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между их производителями и потребителями.

2. Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем продукты сферы собственно материального производства. Перед международной торговлей услугами встает большее количество таможенных барьеров, чем перед торговлей обычными товарами.

3. Не все виды услуг, в отличие от товара-продукта, могут быть широко вовлечены в международный хозяйственный оборот. Так, например, вряд ли можно рассчитывать на заметный рост торговли коммунальными и бытовыми услугами.

26. Государственное регулирование внешней торговли










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...