Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА




- Титульный лист оформляется традиционно: указывается наименование министерства или ведомства, полное наименование образовательного учреждения, название и направление программы, автор-составитель (Ф.И.О. (инициалы) студент группы…, научный руководитель (Ф.И.О., должность, преподаваемая дисциплина), место (город) и год разработки программы;

- Пояснительная записка: обозначается актуальность программы; цель и (или) задачи программы; Ф.И.О. исследователей, идеи которых были положены в основу разработки программы; рекомендуемые формы и условия (средства, оборудование, кадры) работы по данной программе; категория лиц, которая может быть включена в работу по данной программе; предполагаемые результаты работы по данной программе, и т.п;

- Тематический план

 

№ п/п Тема занятия (игры, ситуации и т.д.) Цель занятия (игры, ситуации и т.д.) Длительность и периодичность проведения
       

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Если длительность проведения каждого занятия одинакова, периодичность проведения четкая (не изменяется), то можно указать их после тематического плана (в конце таблицы).

- Содержание программы: представляются разработки конспектов занятий (игр, ситуаций и т.д.) по традиционной форме (номер занятия, тема, цель, материал, ход занятия);

- Список литературы: указываются источники информации, используемые при составлении программы, в том числе и Интернет-материалы (количество – не менее 3-х).

ПРИМЕЧАНИЕ. По такой форме рекомендуется разрабатывать программу, используемую в ходе формирующего эксперимента (она представляется в Приложении курсовой (выпускной квалификационной) работы). Если на этапе формирующего эксперимента используется система занятий (игр и т.д.), то она представляется в самой работе (тематический план) с описанием ее реализации, а не в Приложении.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ СТУДЕНТА

НА ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ВКР)

1. Тема работы.

2. Мотивы выбора темы (почему?). Компоненты методологического аппарата, основные методы исследования. Основные литературные источники, использованные в работе при раскрытии темы (не перечислять, а назвать авторов).

3. Круг основных вопросов, раскрытых в работе.

4. Краткое содержание экспериментальной работы, осмысление и оценка которой даны в содержании курсовой работы, ВКР.

5. Определение перспективных линий в эффективной реализации   изученной проблемы на практике.

6. Степень удовлетворенности результатами проделанной работы (удалось ли решить поставленные задачи, достигнуть цели)

 

 

Регламент доклада студента 7-10 минут.



АВТОРЕФЕРАТ

(представление выпускной квалификационной работы)

К защите представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние коллективной деятельности на развитие личности детей с задержкой психического развития».

Количество детей с задержкой психического развития в нашей стране неуклонно растет, и одной из основных закономерностей развития таких ребят является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях социальной средой. При этом одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений - залог эффективности их преодоления.

Поэтому было организовано и проведено исследование особенностей коллективной деятельности детей с задержкой психического развития с целью определения ее роли в развитии личности ребенка с данным отклонением.

Проблема данного исследования вытекает в свою очередь из противоречия, заключающегося в необходимости развития личности детей с задержкой психического развития путем создания и совершенствования детского коллектива, с одной стороны, и некоторыми психическими и личностными особенностями таких детей, затрудняющих их полноценную коллективную деятельность, с другой.     

Соответственно был выделены объект исследования – процесс развития личности ребенка с задержкой психического развития и предмет исследования – пути развития личности ребенка с задержкой психического развития; сформулирована цель исследования – определение возможностей коллективной деятельности в повышении уровня развития личности детей с задержкой психического развития, разработка и апробация программы коллективных мероприятий и творческих дел с целью повышении уровня развития личности детей с задержкой психического развития; была выдвинута следующая гипотеза – если составить и апробировать систему коллективных мероприятий и творческих дел, то уровень развития личности детей с задержкой психического развития повысится. Цель и гипотеза определили задачи исследования:

- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития коллектива и отдельной личности;

- определить место каждого члена группы в коллективе;

- разработать и апробировать программу коллективных мероприятий, способствующую повышению уровня развития личности детей с задержкой психического развития и провести по итогам работы сравнительный анализ полученных данных;

- разработать практические рекомендации для педагогов по организации дальнейшей работы в этом коллективе, направленной на развития личности каждого члена группы.

Для осуществления исследовательской работы были определены следующие основные методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод социометрии.

Для достижения цели исследования необходимо было выяснить, кем исследовалась данная проблема ранее. При анализе материалов по проблеме формирования и совершенствования детского коллектива и его влияния на развитие личности детей с задержкой психического развития (ЗПР), мы обратились к базовым исследованиям коллектива в целом и коллектива детей, в частности. Фундаментальными материалами явились работы отечественных педагогов и психологов, в частности А.С. Макаренко. Его идеи сложились в определенную концепцию, в рамках которой детский коллектив рассматривался как объект, субъект и инструмент воспитания. Особый интерес для нас представили следующие положения: 1) включение детей в совместную деятельность по реализации общественно значимой цели, 2) использование элементов соревнования и игры в организации жизнедеятельности детей.

Проблема организации и управления детским коллективом рассматривалась ранее в трудах Иванова, Шапиро, Ахметовой и воплотилась в опыте таких организаций как «Фрунзенская коммуна», «Читинская бригантина», лагерь «Орленок», дав начало методике коллективных творческих дел, которая является основой предлагаемой нами программы. Мы обратились и к более современным источникам – исследованиям таких педагогов как Виноградова, Депликова. Мы рассмотрели более современную концепцию развития детского коллектива, основным положением которой является подход к детскому коллективу как к своеобразному инструменту, который нужно создать, чтобы использовать в воспитании всех и каждого ученика в отдельности. 

Далее необходимо было выявить особенности поведения в коллективе ребенка с ЗПР. Данное направление являлось предметом исследований В.П. Кащенко. Он отмечал, что коллектив определяет поведение отдельных его членов, а общее поведение коллектива определяется поведением каждого его члена в отдельности. Развитие личности при ЗПР имеет свои особенности, которые заключаются в двух позициях – общечеловеческих и специфических. Эти позиции укладываются в единое понятие «социальная ситуация развития». Таким образом, в воспитании детей с ЗПР большое значение имеет развитие у них чувства коллективизма. В коллективе детей с ЗПР не должно быть «хороших» и «плохих» детей, поэтому все должны привлекаться к общим делам. На основе всего вышесказанного можно выделить главную задачу в организации коллектива детей данной категории – научить каждого общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, уметь спокойно, без волнения задать интересующий вопрос, поделиться радостями и печалями. Важно учесть необходимость обособления личности в коллективе как непременное условие ее вхождения в коллектив. Особенностью же организации коллективной деятельности детей с ЗПР и компонентом, определяющим ее влияние на развитие личности таких детей, является учет их психологических, физиологических особенностей, препятствующих полноценной коллективной деятельности.

Опираясь на данные теоретические основы, было организовано целенаправленное опытно-экспериментальное исследование, направленное на определение роли коллективной деятельности в развитии личности детей вышеназванной категории. Исследование проводилось в 4 «З» классе специальной коррекционной школы-интерната № 20 г. Сызрани, учащиеся которого обучаются в отделении седьмого вида, и включало 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для проведения данного исследования класс был разделен на 2 группы, при этом учитывались способности, возможности, а также особенности поведения детей, чтобы группы были равнозначными.

Цель констатирующего этапа – выявление уровня развития коммуникативных умений и  взаимоотношений между членами группы и определение их влияния на развитие личности детей с ЗПР.

На данном этапе исследования использовались методики Урунтаевой, Афонькиной «Изучение коммуникативных умений», «Изучение взаимоотношений между учащимися класса».

При изучении коммуникативных умений получены приблизительно равные результаты (плакат). Следует отметить успехи ребят в совместном обсуждении орнамента, подборе цветов и затруднения в определении последовательности выполнения работы и поддержании дисциплины в изменившихся условиях. Это связано с трудностью детей в восприятии и усвоении предлагаемой инструкции в связи с небольшим объемом памяти и рассеянным вниманием. Выполненные работы оценивались по пятибалльной уровневой системе в соответствии со следующими критериям (СЛАЙД). Из приведенных данных видно, что уровень развития коммуникативных умений контрольной и экспериментальной групп соответствует среднему показателю.

Изучение взаимоотношений между членами группы проводилось с помощью социометрической методики в форме игры «Секрет» (СЛАЙД). Результаты показывают, что сумма выборов и взаимовыборов в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинакова. В обеих группах есть изолированные дети, которые выпадают из системы межличностных контактов. Кроме таких детей в помощи нуждаются и другие члены группы, т.к. негативные чувства к изолированным детям мешают им выйти на качественно новый уровень развития личности.

На основе полученных данных констатирующего этапа эксперимента была разработана и апробирована программа коллективных мероприятий и творческих дел, в основу которой положен принцип индуктивного построения содержания (СЛАЙД), т.е. программа состоит из 10 занятий, 9 из которых направлены на развитие качеств личности (СЛАЙД), 10-е - итоговое – на выявление эффективности предыдущих занятий, результативности всей проделанной работы, разработанной программы. Последнее занятие проводилось в форме игры «мозговой штурм», содержанием которой явилась подготовка и инсценировка членами группы русской народной сказки «Теремок». Хочется отметить, что наиболее удачными были занятия, включающие в себя игры спортивного характера, динамичные, позволяющие развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, что представляет трудность для детей данной категории. Наиболее запоминающимся для детей стало итоговое занятие. В процессе его подготовки и организации возникали сложности, но после представления, получив аплодисменты в свой адрес, ребята испытали чувство гордости, удовлетворения, что способствовало повышению уверенности в своих силах, их заниженной самооценки. Ребятам же с завышенным уровнем самооценки пришлось нелегко при обсуждении итогов занятий, так как им предстояло адекватно оценить свой вклад в общее дело. В процессе проведения занятий возникали и трудности, связанные с недостаточно сформированной мотивацией. Каким образом решались подобные трудности? Например, чтобы привлечь ребенка с недостаточно сформированной мотивацией к выполнению задания, предлагалось начать его ребенку с более сформированной мотивацией, а за ним в работу включались все ребята. Занятия в целом проходили успешно. Обобщенные результаты формирующего этапа эксперимента представлены в выборке протоколов занятий.

После проведения итогового занятий необходимо было определить результативность разработанной и апробированной нами программы. С этой целью было организовано исследование с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов по обеим группам представлен на плакате: по одному ребенку в экспериментальной группе перешли из категории изолированных в принимаемые и из принимаемых в предпочитаемые соответственно; а в контрольной группе ситуация не изменилась. Следовательно, микроклимат в экспериментальной группе стал несколько благоприятнее, по сравнению с первоначальным состоянием, что свидетельствует о результативности проделанной нами работы, а значит, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.

На основе этого можно предположить, что дальнейшее систематическое использование данной программы на этой группе детей поможет повысить уровень развития коммуникативных умений детей, реализовать себя в группе, занять достойное место в системе межличностных взаимоотношений, будет способствовать сплочению коллектива, а, возможно, поможет ребятам выйти на качественно новый уровень развития личности. В качестве дополнения к использованию данной программы можно порекомендовать педагогам следующее: регулярное проведение общеклассных и общешкольных мероприятий, совместное проведение досуга, организация индивидуальной работы с учащимися на формирование адекватной самооценки и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ ГЛОССАРИЯ РАБОТЫ

 

№ п/п Понятие Определение Исходные данные
      (из какого источника взято определение, автор и т.д., т.е. библиографическое описание источника)
     

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 672.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...