Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы выполнения выпускной квалификационной (курсовой) работы.




*Определившись с видом курсовой (выпускной квалификационной) работы, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого из этапов деятельности. Это поможет правильно организовать и упорядочить деятельность:

1. Ознакомление студентов с «Положением об Итоговой государственной аттестации» и «Методическими рекомендациями по выполнению курсовой работы (ВКР)».

2. Выбор темы курсовой работы (ВКР) и определение её основного содержания. Выдача студенту задания, составление графика выполнения ВКР.

 3. Подбор, изучение и анализ литературы по теме; составление библиографии по теме курсовой работы (ВКР).

4. Составление плана (оглавления) курсовой работы (ВКР).

5. Уточнение темы и плана работы с руководителями. Корректировка или (составление) руководителем списка литературы по теме работы.

6. Обоснование актуальности темы и вопросов для раскрытия в работе; написание чернового варианта введения.

7. Освещение вопросов теоретической части курсовой работы (ВКР) (на      основе анализа и обобщения данных из литературных источников и     опыта).

8. Консультации с руководителем. Обсуждение программы (плана) опытной работы: определение методов и методики организации исследования, целей и задач практического этапа исследования, базы исследования и категории испытуемых.

9. Проведение экспериментальной работы, обработка и анализ результатов.

10. Доработка теоретической части работы и описание хода опытной работы.

11. Изложение заключения работы, корректировка введения (при необходимости) формулировка выводов и рекомендаций; консультация с руководителем.

 12. Оформление курсовой работы (ВКР): компоновка и написание        окончательного варианта текстов введения, основного содержания, заключения, составление списка литературы, иллюстративного материала, приложений, оглавления, титульного листа. Брошюрование работы.

13. Сдача работы руководителю на проверку. Рецензирование работы студента руководителем. Составление отзыва, рецензии на курсовую работу (выпускную квалификационную работу). Подготовка к защите и защита курсовой работы (выпускной квалификационной (курсовой) работы).

 

Диалог с руководителем

По памяти перечислите и зафиксируйте в рабочей тетради основные этапы выполнения выпускной квалификационной (курсовой) работы. Выделите условными знаками наиболее важные (основные) из них (например, О) и наиболее трудные (!) на Ваш взгляд.

Практические задания

Составьте и зафиксируйте в рабочей тетради собственный график выполнения выпускной квалификационной (курсовой) работы с указанием месяца и недели представления результатов руководителю.

!!! Особое внимание обратите на содержание заданий: они должны быть конкретными, четкими; их объем может быть неодинаковым в зависимости от обозначенных сроков выполнения, Ваших индивидуальных особенностей и т.п.

Мои вопросы к руководителю

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 



Методы организации и осуществления исследования

*Исходя из вида курсовой (выпускной квалификационной) работы, определите основные методы собственного исследования. Ниже приводится одна из классификаций методов педагогического исследования. Отбирая методы собственного исследования, следует учитывать определенные критерии, что поможет сориентироваться в многообразии способов исследования.  

Таблица 1

Основные методы исследования.

Общенаучные общетеоретические Конкретно-научные теоретические Эмпирические
>абстракция и конкретизация; >анализ и сравнение; - индукция; - дедукция социологические >анкетирование; >интервьюирование; >опрос; - рейтинг социально-психологические >социометрия; >тестирование; >тренинг; математические - ранжирование; - шкалирование; - индексирование. >анализ литературы, документов и т.д.; >анализ понятийно- терминологической системы; - аналогии; - построение гипотез; -мысленный эксперимент; - прогнозирование; - моделирование. >наблюдение; >беседа; - педагогический консилиум; >изучение и обобщение педагогического опыта; >психолого-педагогический (констатирующий, формирующий и контрольный этапы) (педагогический) эксперимент; - педагогическая  экспедиция.  

> так в классификации обозначены рекомендуемые для выбора методы исследования в рамках выполнения курсовой (выпускной квалификационной) работы.

Некоторые критерии выбора методов:

- адекватность объекту;

- научная обоснованность;

- соответствие логике исследования;

- направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности испытуемого;

- личное отношение исследователя к методам;

- взаимосвязь с другими методами в единой методической системе и др.

Диалог с руководителем

По памяти перечислите известные Вам, например, из курсов изучаемых дисциплин, методы исследования; зафиксируйте их в рабочей тетради.

Выделите (например, текстовыделителем или цветными чернилами) те из них, которые можно использовать в ходе учебного исследования (в колледже или другом учебном заведении) и те, которые используются в процессе полноценного научного исследования, например, в научно-исследовательских институтах (НИИ) Сравните получившиеся перечни.

Практические задания

Зафиксируйте в рабочей тетради методы собственного исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной (курсовой) работы. Оцените грамотность выбора методов с помощью критериев (см. выше)

Согласуйте определенный Вами перечень методов исследования с руководителем.

Мои вопросы к руководителю

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Составление оглавления (плана)

Выпускной квалификационной (курсовой) работы

*Определив основные методы исследования, следует составить оглавление курсовой (выпускной квалификационной) работы, чтобы приступить к компоновке уже  изученной информации.

План текста -  это самая краткая запись его содержания, иногда состоящая из 3-4 простых предложений.

Существуют разные типы планов: вопросный, тезисный, назывной, план -опорная схема [1; 82].

 !!! В курсовой (выпускной квалификационной) работе оглавление составляется только в форме назывного плана

[Приложение 1].

!!! План (оглавление) курсовой (выпускной квалификационной) работы может быть простым (например, в курсовой работе) и сложным (в ВКР). Простой план включает перечень пунктов, взаимосвязанных между собой и логично раскрывающих тему и содержание работы. В сложном плане имеются пункты (главы) и подпункты (параграфы). [Приложение 1].

!!! В курсовой работе может быть от 3 до 5 пунктов, в ВКР – 2-3 главы (в зависимости от вида работы), в каждой – 3-4 параграфа. Объем каждого пункта (параграфа) должен быть не менее 2-х печатных листов.

!!! Формулировки глав и параграфов должны быть четкими, в меру краткими и точно, логично, последовательно отражать основное содержание текста.

 

!!! Формулируя пункты плана, следуйте принципу от общего к частному: сначала раскрываются общие вопросы темы, а затем переходят к более мелким, частным, конкретным, методическим. Последний параграф (или пункт) работы может быть посвящен методическим аспектам деятельности.

Например:

Оглавление

Форма простого плана Форма сложного плана
Введение …………………………… 3 1. …………………………………….. 2. ……………………………………. 3. …………………………………… 4. ………………………………….. Заключение ……………………… Список используемой литературы …. Приложение ……………………. Введение …………………………… 3 1. (формулировка названия теоретической главы) ………..…….. 1.1. ....................................................... 1.2. …..................................................... 1.3. ………………………………….. 2. (формулировка названия практической главы (части) работы) …………………………….. 2.1. ………………………………….. 2.2. …………………………………. 2.3. …………………………………. Заключение ……………………… Список используемой литературы …. Приложение …………………….

!!! Страницы в оглавлении обозначаются только арабскими цифрами.

Диалог с руководителем.

Что такое план (оглавление) выпускной квалификационной (курсовой) работы?

Какой тип плана рекомендуется использовать в выпускной квалификационной (курсовой) работе?

Чем отличается простой план от сложного? Какой из них предпочтительно использовать в курсовой и выпускной квалификационной работах? Поясните и докажите.

Каково количество пунктов (оптимально, т.е. лучше всего) рекомендуется включать в план (оглавление) к выпускной квалификационной (курсовой) работы?

Каков минимальный (наименьший) объем каждого отдельного пункта работы?

Практические задания

В рабочей тетради составьте оглавление (план) собственной выпускной квалификационной (курсовой) работы. Прочитайте вслух формулировки пунктов оглавления и проверьте, будет ли тема раскрыта логически верно, последовательно по составленному Вами плану.

Согласуйте с руководителем оглавление работы.

Мои вопросы к руководителю

________________________________________________________________

________________________________________________________________
Стиль изложения выпускной квалификационной (курсовой) работы

 

*Курсовая (выпускная квалификационная) работа – это мини-исследование, вид научной работы. Соответственно, стиль написания работы тоже определенный – научный. Ниже приведены характерные его особенности – познакомьтесь с ними и учитывайте их при написании работы.

Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснять факты, окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями и т.п.

Основные стилевые черты:

- логическая последовательность изложения;

- однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания;

- конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные особенности научного стиля:

- насыщенность терминами, которые составляют 15-20 % всей лексики;

- научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т.п.);

- преобладание абстрактной лексики (развитие, движение и т.п.);

- употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);

- преимущественное употребление существительных (родительный падеж, реже именительный или винительный падежи) вместо глаголов (имеет место повышение температуры – повышается температура);

- наличие сложных предложений, безличных, неопределенно-личных предложений, вводных слов, наречий, союзов и союзных слов;

- монологический характер речи;

- употребление слов только в прямом значении;

- резко сокращается число используемых синонимов;

- встречаются слова – конкретизаторы, усиливающие выражаемую мысль (крайне редко и т.д.);

- употребляются фразеологические обороты и фразеологизмы (клише) (отсюда следует и т.д.);

- наличие сравнений, употребляемых с целью создания более четкого представления об излагаемом;

- частое употребление существительных с краткими и относительными прилагательными (мыслительный процесс, более устойчив и т.д.);

- местоимение: исключается изложение от 1-го лица ед.ч. («Я»); корректнее использовать «Мы» (*Ведь Вы не единолично выполняли работу: Вам помогал руководитель, пользовались результатами деятельности других исследователей). Предпочтение отдается безличной форме изложения. Указательные местоимения употребляются для логической связи частей. Неопределенные местоимения не употребляются;

- глагол: основное место занимают форы 3-го лица ед. и мн.ч. и 1-го лица мн.ч. (говорим, имеем возможность показать и т.д.). Часто встречаются безлично-предикативные слова (можно, надо и т.д.);

- числительное: преобладает цифровое, а не словесное обозначение;

- частицы: употребляются как средство усиления убедительности     выражаемой мысли (лишь, даже, словно и т.д.).

Диалог с руководителем

Что такое «научный стиль изложения»?

Каковы основные черты научного стиля?

Перечислите по памяти основные характерные особенности научного стиля? Зафиксируйте их в рабочей тетради. Чем научный стиль отличается от других, например, от разговорного?

Выделите (текстовыделителем, цветными чернилами или условным знаком) те из них, которые чаще всего не учитывают (т.е. делают ошибки) студенты в ходе учебного исследования (в колледже или другом учебном заведении).

!!! Оцените степень собственного понимания особенностей научного стиля, ответив на вопросы по каждой из особенностей: «Понятно ли мне, как это должно быть отражено в выпускной квалификационной (курсовой) работе?» Приведите примеры.

Практические задания

Выделите наиболее значимые, на Ваш взгляд, характерные особенности научного стиля, на которые следует обратить особое внимание именно Вам.

!!! Этим Вы попытайтесь предупредить возможные стилевые ошибки при изложении содержания исследовательской работы.

Мои вопросы к руководителю

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Основные понятия выпускной квалификационной (курсовой) работы

 (компоненты методологического аппарата исследования)

*Вы приступаете к одному из сложных этапов учебно-исследовательской деятельности, т.к. обязательным компонентом любого научного исследования является методологический аппарат.

Следуя ниже приведенным рекомендациям - указаниям, советуем сразу же пробовать применять их на практике, т.е. пытаться формулировать основные понятия. А также помните: не бывает одной-единственной правильной формулировки! Формулировки могут быть разнообразными. Главное помнить: они должны быть точными, краткими, лаконичными. Внимательно изучив ниже приведенные рекомендации, Вы успешно справитесь с этим этапом работы! Успеха!

Тема исследования  – как это назвать (отражение проблемы)

Определяется или выбирается студентом самостоятельно в процессе консультации с руководителем.Например, «Стресс в жизни людей: причины и способы преодоления»

Актуальность темы исследования – почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? (не путать с актуальностью направления)

Доказывается по 3-м направлениям:

- значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения;

- обоснование научной актуальности (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты);

- обоснование практической актуальности темы исследования.

Актуальность темы исследования обозначается в 5-7 предложениях. При этом желательно не употреблять слово «актуальность».

Проблема исследования – что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Сущность проблемы – противоречие между сложившейся практикой обучения и воспитания и результатами, которые дает эта практика. 

Проблема исследования может формулироваться двояко:

- в повествовательной форме (например, изучение причин и способов преодоления стресса);

- в вопросительной форме (например, каковы причины и способы преодоления стресса?).

!!! В курсовой (выпускной квалификационной) работе, выполняемой в Губернском колледже г.Сызрани  проблема исследования должна иметь форму вопроса к теме исследования. Формулировка проблемы может начинаться с вопросительных слов: «каковы», «каким образом», «какие» и т.п.

Объект исследования – что рассматривается? (сфера, область поиска, часть реальности, с которой имеем дело).

!!! Как правило, объект исследования формулируется как процесс, но также может быть какое-либо качество личности, явление и т.п. Объект исследования всегда шире предмета исследования.

!!! Чтобы определить объект исследования по конкретной теме, следует ответить на вопрос «О чем Ваша работа?» 1-2 словами *(представьте, что такой вопрос задает Вам друг или кто-то знакомый, совершенно не представляющий, чем Вы занимаетесь).

Например, целенаправленный процесс изучения реакции человека на действующие раздражители ИЛИ стресс как жизненное явление.

Предмет исследования – какие новые аспекты, отношения, функции                рассматривает исследование? (часть, сторона, элемент объекта).

!!! Предмет исследования тесно взаимосвязан с темой работы, зачастую точно отражает ее формулировку. Предмет исследования всегда уже (конкретнее) объекта исследования.

!!! Чтобы определить предмет исследования по конкретной теме, следует ответить на вопрос «О чем конкретно Ваша работа?» уже не 1-2 словами, а полноценной фразой.

!!! Формулировка предмета исследования может начинаться со слов:

- прогнозирование, совершенствование, развитие процесса;

- формы, методы, приемы деятельности;

- диагностика процесса;

- пути, условия, основы совершенствования;

- особенности и тенденции развития науки и практики;

- критерии обученности (воспитанности);

- характер требований и т.п.

Например, причины и способы преодоления стресса.

ИЛИ объект исследования – процесс нравственного воспитания личности, а предмет - воспитание отдельных моральных качеств (вежливости, доброты

и др.).

Цель исследования – каков результат? (что нужно осуществить).

Цель исследования может формулироваться в нескольких вариантах:

- с глагола неопределенной формы (ответ на вопрос «Что делать (сделать)?»);

- с существительного в именительном падеже (ответ на вопрос «Что?»)

!!! В курсовой (выпускной квалификационной) работе, выполняемой в Губернском колледже г.Сызрани цель исследования должна формулироваться с существительного.

!!! Формулировка цели исследования может начинаться со слов:

- выявление причинно-следственных связей, закономерностей;

- разработка теорий, методик, комплектов наглядного материала, конспектов занятий и т.п.;

- апробация системы (программы) развития…;

- разработка и апробация программы развития и т.п.

Определяя цель курсовой (выпускной квалификационной) работы, надо представить, что Вы хотите получить в итоге.

Например, выявление особенностей влияния стресса на человека; определение причин и способов преодоления негативного влияния стресса.

Задачи исследования что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Задачи исследования – это конкретные «шаги» по достижению цели.

Задачи исследования, как и цель, могут формулироваться в нескольких вариантах:

- с глагола неопределенной формы (ответ на вопрос «Что делать (сделать)?»);

- с существительного в именительном падеже (ответ на вопрос «Что?»)

!!! В курсовой (выпускной квалификационной) работе, выполняемой в Губернском колледже г.Сызрани задачи исследования должны формулироваться сглагола неопределенной формы (ответ на вопрос «Что делать (сделать)?»). !!!В работе их должно быть не менее 3-х.

!!! Фактически задачи исследования отражают пункты оглавления работы.

!!! Формулировка задач исследования может начинаться со слов:

- изучить;

- рассмотреть;

- проанализировать ИЛИ провести сравнительный анализ;

- раскрыть;

- классифицировать;

- обосновать;

- выявить;

- определить;

- обобщить;

- разработать и апробировать;

- проверить в опытной работе…и т.п.

Например, задачи исследования могут быть следующими:

1. Изучить влияние стресса на человека.

2. Выявить причины возникновения стресса.

3. Определить пути и способы преодоления стресса.

Гипотеза исследования– что не очевидно в объекте? Что исследователь видит такого, чего не замечают другие? (предположение, которое в результате исследования должно быть подтверждено или опровергнуто)  

!!! Формулировка гипотезы исследования может начинаться словами:

- «В качестве гипотезы  исследования было высказано предположение о том, что…»;

- «Мы предположили, что…»

!!! Гипотеза исследования может быть простой и сложной (с выделением условий, при соблюдении которых она будет подтверждена). !!!В курсовой работе реферативного характера предпочтительно формулировать простую гипотезу

Например,

 - простая гипотеза по теме «Стресс в жизни людей: причины и способы преодоления»: глубокий теоретический анализ информации по данной проблеме позволит понять особенности стресса как психофизиологического явления, определить его причины и способы преодоления;

- сложная гипотеза по теме «Психолого-педагогические условия развития педагогического общения учителя»: … уровень развития педагогического общения зависит от:

- степени осознанности педагогом собственного уровня развития педагогического общения;

- целенаправленной работы по его формированию.

!!! В работах опытно-практического (экспериментального), проектного характера гипотезу исследования можно формулировать как в простой, так и в сложной форме.


Диалог с руководителем

Что такое тема, актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования?

!!! Оцените степень собственного понимания основных компонентов методологического аппарата исследования, постаравшись дать определение 1-2 словами или фразой

Практические задания

Сформулируйте некоторые основные понятия по теме Вашего исследования: проблему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

!!! Если все понятия сформулировать сразу Вам сложно, можно разбить эту работу на 2 этапа:

1- формулируете проблему, объект и предмет исследования;

2- формулируете цель, задачи и гипотезу исследования.

Можно выделить в отдельный этап формулирование гипотезы исследования.

Обязательно согласуйте с руководителем формулировки основных понятий работы.

Мои вопросы к руководителю

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Составление введения выпускной










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...