Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалог между субъектами учебно-исследовательской работы как эффективный механизм повышения качества курсового и дипломного проектирования




От урока к науке - через диалог

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

Сызрань, 2009

74 041

0 – 80

 

    

                               

От урока к науке – через диалог: Методические рекомендации для студентов по выполнению выпускной квалификационной (курсовой) работы / Автор – составитель: О.А. Лапшина  - Сборник материалов. – Сызрань: Изд-во ГК г. Сызрань, 2009. – 79 с.

 

 

Научный консультант: Кашина М.В., кандидат педагогических наук, заместитель директора Губернского колледжа по учебно-производственной работе     

 

Данное методическое пособие содержит  рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (курсовой) работы. Методические рекомендации разработаны с учетом диалогических аспектов обучения.

Предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям, и их научным руководителям.

 

 

ISBN 5 94001 – 073 – 3            ГОУ СПО Губернский колледж г. Сызрани

 

 

  

    

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Кашина М.В. Исследовательская деятельность как средство развития личности будущего специалиста ……………………………………………..…4

Лапшина О.А. Диалог между субъектами учебно – исследовательской работы как эффективный механизм повышения качества курсового и дипломного проектирования..................................................................................7

Общие положения………………….…………………………………………12

Виды выпускных квалификационных работ..………………………….…..14

Этапы выполнения выпускных квалификационных работ ………………..19

Методы организации и осуществления исследования.………………….…21

Составление оглавления….…………………………………………………..23

Стиль изложения……………………………………………………….……..26

Основные понятия…………………………………………………………....29

Составление введения…….…………………………………………………..35

Структура и содержание…………………………………………….………..37

Структура и описание исследовательской опытно-экспериментальной (практической) работы …………………………………………...…………….41

Требования к оформлению………………………………………………….45

Подготовка к защите и оценивание работы………………………………...50

Список используемой литературы ………………………………………….55

Приложение 1…………………………………………………………………57

Приложение 2…………………………………………………………………59

Приложение 3…………………………………………………………………62

Приложение 4………………………………………………………………....66

Приложение 5…………………………………………………………………70

Приложение 6………………………………………………………………....77

Приложение 7………………………………………………………………....78



Исследовательская деятельность как средство развития личности будущего специалиста

Кашина М.В. к.п.н.

 

В условиях происходящих социаль­но-экономических изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста средне­го звена, но и к уровню его личностно-профессионального развития.

Приоритетной сферой оформления смыслов развития и саморазвития бу­дущих специалистов, а также ведущим направлением обновления содержания и структуры профессионального образования выступает исследовательская дея­тельность, которая рассматривается не как узкоспециализированная деятель­ность, а как стиль жизни современного человека, средство развития его профессионализма.

Успешности личностно-профессионального становления студента в условиях включения в исследовательскую деятельность способствуют психологические особенности юношеского возраста: осознание собственной индивидуальности и неповторимости, целенаправленное самоопределение на все личностно-социальные роли, ответственное самостановление в системе общественных отношений и норм, выстраивание личностной и профессиональной траектории развития (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).

Возраст юности, в котором находятся студенты, сензитивен для интенсивного самосознания и саморазвития. В связи с этим в процессе профессионального образования происходит не просто «надстраивание» нового знания и социального опыта, а личностно-профессиональное становление будущего специалиста - воспитание себя сообразно собственной стратегии жизни и профессиональной деятельности (Л.Н. Куликова). Для реализации жизненных перспектив студент сознательно «самодостраивается», используя для этого возможности образовательного процесса.

Исследовательская деятельность является созвучной особенностям юно­шеского возраста, организационно способствуя разрешению ряда задач в разви­тии личности студента и вхождению его в пространство культуры. Она, ини­циируя потребность студента к познанию, самопознанию и творческой само­реализации, способствует перенесению сформированных знаний, умений и на­выков, приобретенного собственного опыта в любую область познавательной и практической деятельности.

Исследовательская деятельность студента колледжа может стать факто­ром его личностно-профессионального становления, если обеспечивается под­линная включенность в нее. Включенность в деятельность понимается нами как введение данной деятельности в сферу личностного интереса и ее освоение в горизонте личности как самоорганизации выполнения, самомотивированности овладения ее приемами и средствами (К.А. Абульханова-Славская). Включение студентов в исследовательскую деятельность обусловливает развертывание пе­дагогического обеспечения личностно-профессионального становления буду­щего специалиста.

Пониманию значимости исследовательской деятельности в личностном развитии обучающегося способствовали идеи о науке как необходимом средстве развития сознания и формирования практических умений (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский), как самостоятельном «открытии» истины посредством овладения «методом науки» (СИ. Гессен).

Идеи А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о свободном сообществе педагога и воспитанников, где создаются благоприятные условия для создания единого смыслового пространства, для свободного, взаимообогащающего привнесения каждым новых идей, содержания, форм, способов деятельности и общения позволяют понять сущность совместной исследовательской деятельности преподавателя и студента.

Гуманистические идеи педагогики саморазвития (В.И. Андреев,                    О.С. Газман, Н.Г. Григорьева, Л.Н.Куликова, В.Г. Маралов и др.), актуализирующие педагогическое обеспечение самостоятельного целенаправленного взращива­ния внутренних, личностных потенциалов, выступали основой педагогического использования исследовательской деятельности студента колледжа для стиму­лирования его личностно-профессионального становления. Выстраиванию со­вместного исследования посредством диалога - естественной формы гумани­стического взаимодействия преподавателя и студентов - помогли исследования В.В. Горшковой, Е.Л. Федотовой и др. Отдельные аспекты педагогического обеспечения саморазвития студента в условиях совместного исследовательско­го творчества освещены в работах Н.Г. Григорьевой, Л.А. Лазаревой, Т.В. Самодуровой и др.

Таким образом, проблема влияния исследовательской деятельности сту­дента колледжа на его личностно-профессиональное становление как будущего специалиста актуальна в социальном, теоретическом и практическом планах.

Исследовательская деятельность студента колледжа способна стать зна­чимым фактором его личностно-профессионального становления, так как учит выявлять и решать проблемы, актуализирует развитие важных личностных и профессиональных качеств, формирует смыслы и опыт саморазвития как лич­ности и профессионала.

Влияние исследовательской деятельности на личностно-профессиональное становление студента в образовательном процессе колледжа будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:

– обучение студента научным методам познания и технологии решения исследовательских проблем;

– помощи студенту в понимании ценности познания мира, себя и профессии;

– создание исследовательско - творческой среды колледжа, побуждающей студента к личностно-профессиональному росту.

Диалог между субъектами учебно-исследовательской работы как эффективный механизм повышения качества курсового и дипломного проектирования

Лапшина О.А.

Выполнение курсовой (дипломной) работы – обязательный этап учебной деятельности студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, что предусматривают Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по педагогическим специальностям. Этот вид учебно-исследовательской работы достаточно сложен. Важно сделать его наиболее понятным и интересным для студентов. А достичь этого можно, только включая их в конкретные виды практической деятельности и делая объяснение доступным. Только в этом случае можно рассчитывать на достаточно высокие конечные результаты.

Чтобы включиться в исследовательскую работу, необходима не только мотивация, но определенные умения в этой области, как то: учебно-коммуникативные, учебно-рефлексивные, учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные умения – их относят к группе общеучебных; основные из них, без которых невозможна организация и осуществление учебно-исследовательской работы это:

- умение устанавливать контакт с субъектами исследования на основе эмпатии, учитывать их мнение;

- умение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от учебных задач;

- умение грамотно формулировать и высказывать собственную точку зрения;

- умение организовать деятельность и определенным образом ее структурировать;

- умение четко следовать инструкции, требованиям и т.п.;

- умение объективно оценивать результаты собственной работы, видеть и признавать свои ошибки;

- умение находить, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, систематизировать и классифицировать;

- умения и навыки работы с ТСО (компьютере и т.д.);

- умение грамотно презентовать результаты собственной работы.

Вот лишь некоторые умения и навыки, необходимые для успешного осуществления исследовательской работы. Эти умения лежат большей частью в плоскости  Диалога (С. Ю. Курганов, Л.С. Выготский, М.Ю., Арутюнян,  О.М. Здравомыслова, И.И.Шурыгина, В.А.  Кан-Калик и др)

В связи с этим сделана попытка положить в основу данного методического руководства диалогические аспекты обучения: каждый этап работы предваряется обращением к студенту и весь процесс работы сопровождается методическими комментариями в форме, доступной для понимания студентами.

Кроме того, прикладной и диалогический характер данных методических рекомендаций отражает раздел (подразделы), содержание которого направлено на установление диалога между руководителем исследования и студентом - Диалог с руководителем, где приводится рекомендуемый перечень вопросов, позволяющих оценить уровень понимания сути каждого этапа исследовательской работы и в котором можно выделить несколько взаимосвязанных ступеней (иерархия понимания):

1 – теоретическое понимание основного содержания конкретного этапа исследовательской работы;

2 – формулирование личностно значимой цели, примеры и практические задания, что позволяет студентам оценить собственную исследовательскую умелость;

3 – вопросы студентов к руководителю, позволяющие преодолеть малейшее непонимание, возникающее в процессе исследовательской работы.

 

Это обеспечивает равенство позиций руководителя (учителя) и студента (ученика) в диалоговом взаимодействии, уважительное отношение к чужому мнению, возможность столкновения (в известной степени) двух (и более) точек зрения на проблему – это условия эффективной организации общения в целом между субъектами образовательного процесса (Вольтер,                        Курганов С.Ю. и др.)

Цель методических рекомендаций – ознакомление студентов с особенностями и спецификой учебно-исследовательской (научной) деятельности, технологией осуществления основных ее этапов.

Задачи:

1. Формировать у студентов понимание специфики отдельных этапов и научно-исследовательской деятельности в целом; умения и навыки, необходимые для организации и осуществления учебно-исследовательской (научной) деятельности.

2. Подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе дальнейшего повышения собственного образовательного уровня (обучение в вузе, аспирантуре) и в будущей профессиональной деятельности.

3. Сформировать у студентов устойчивый интерес к учебно-исследовательской работе, желание ее осуществлять.

 Данные методические рекомендации рассчитаны на студентов, получающих образование на ступени СПО педагогического профиля подготовки и успешно апробированы в процессе изучения студентами учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» в течение 3 лет.

Данное пособие структурировано в соответствии с основными этапами учебно-исследовательской работы; используя его в практической деятельности можно варьировать последовательность отдельных этапов работы. В Приложении содержатся примеры оформления результатов отдельных составляющих исследования.

Опыт показал, что не всеми студентами правильно понимаются некоторые термины, без знания которых невозможно провести какое-либо исследование. Поэтому их толкование также представлено в Приложении к данным методическим рекомендациям.

При разработке данных методических указаний учитывались требования ГОСТ к содержанию и оформлению учебно-исследовательской работы.

Данное методическое пособие поможет упорядочить выполнение курсовой (выпускной квалификационной) работы и сделать понятной специфику учебно-исследовательской (научной) деятельности, не только для студентов, но и для педагогов. Оно может использоваться как студентами (и в самостоятельной деятельности при консультационной помощи преподавателей), так и педагогами, а также всеми, кому интересна научно-исследовательская работа.

В тексте методических рекомендаций используются следующие условные обозначения:

* - обращения к студенту (-ам);

!!! – важная информация;

работанеобходимо обратить особое внимание, запомнить

Задания для выполнения и фиксации в рабочей тетради приводятся в разделах:

Диалог с руководителем.

Практические задания.

Мои вопросы к руководителю.

В разделе Практические задания  предлагается содержание для выполнения студентом в соответствии с темой собственного исследования.


*Уважаемый студент!

Выполнение курсовой (выпускной квалификационной) работы - трудоемкий процесс. В ходе деятельности руководствуйтесь данными Рекомендациями. Ознакомьтесь с ними, обращая особое внимание на текст, выделенный «курсивом» - это важная информация, в том числе, для запоминания.

Чтобы работу сделать более эффективной, заведите рабочую тетрадь, в которой будете выполнять задания из раздела «Диалог с руководителем». Ведь руководитель – это Ваш помощник, наставник. Не бойтесь обращаться к нему за советом или консультацией!

Для более четкого представления конечного результата на каждом этапе и в итоге исследовательской работы в целом формулируйте собственную, конкретную и значимую лично для Вас цель деятельности на конкретном этапе деятельности; фиксируйте ее в рабочей тетради.

Чтобы оценить собственную степень понимания и усвоения сути каждого этапа работы, не ленитесь и выполняйте в рабочей тетрадиПрактические задания.

Если же после работы на определенном этапе у Вас все-таки остались некоторые вопросы, связанные с непониманием, фиксируйте их в рабочей тетради какМои вопросы к руководителю.Их Вы сможете ему задать в ходе консультации. Для удобства можете обозначать этап Вашей работы в тетради в соответствии со структурой данных Рекомендаций, например, Общие положения ИЛИ Виды выпускной квалификационной (курсовой) работы.

Вот некоторые советы, которые, надеемся, помогут Вам почувствовать себя увереннее в процессе работы и оценить степень собственной готовности к каждому этапу и к учебно-исследовательской работе в целом.

Желаем удачи!

Общие положения

1. Курсовая и выпускная квалификационная работы – один из видов учебно-исследовательской деятельности студентов – наиболее глубокое и объемное исследование избранной проблемы по определенной теме.

2. Выполнение курсовой и выпускной квалификационной работы(ВКР)  предусмотрено Рабочим учебным планом по каждой из специальностей по одной дисциплине психолого-педагогической (психология или педагогика) предметной (одна из методик преподавания) или специальной подготовки (одна из дисциплин специализации, дополнительной подготовки или дополнительной квалификации).

3. Направление исследования студент выбирает самостоятельно. Преподаватель учебной дисциплины становится руководителем курсовой работы, ВКР, что фиксируется в Приказе за подписью руководителя образовательного учреждения.

4. Тема работы выбирается студентом из предложенного преподавателем-руководителем перечня или самостоятельно. Курсовая работа и ВКР выполняется по одной учебной дисциплине.

5. Курсовая работа выполняется в течение предпоследнего года обучения студента. ВКР – является одним из видов итоговой государственной аттестации студентов и выполняется в течение последнего года обучения в учебном заведении.

6. В Губернском колледже г.Сызрани ВКР может стать продолжением исследования по теме курсовой работы (при определенной её конкретизации) или же выполняться по иной теме.

Диалог с руководителем

Что такое, на Ваш взгляд, учебно-исследовательская (научно-исследовательская) работа? Изложите собственное понимание.

Какие знания, умения и навыки (ЗУН) необходимы Вам и каких не хватает, чтобы начать, т.е. включиться в исследовательскую работу? Постарайтесь формулировать их и перечислить в рабочей тетради. Можно использовать следующую форму:

ЗУН, необходимые мне для включения в исследовательскую работу ЗУН, которых мне не достает для включения в исследовательскую работу

Практические задания

Определитесь с направлением исследования (т.е. с дисциплиной, по которой Вы желаете выполнять курсовую работу или ВКР), при этом постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Интересно ли мне содержание данной учебной дисциплины?»

Проконсультируйтесь с руководителем: выберите или самостоятельно сформулируйте тему собственного учебного исследования (курсовой работы или ВКР). Зафиксируйте ее в рабочей тетради, прочитайте формулировку, !!! ответьте на вопросы: «Понятна ли мне формулировка темы работы? О чем будет моя работа?». Если ответили на них «Нет», то следует обратиться к руководителю с просьбой, изменить формулировку.

 

Мои вопросы к руководителю

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...