Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири




 

Тема задания.Ознакомление студентов с методикой  экспериментального изучения межличностных отношенийТ. Лири. Отработка использованияметодики с целью изучения степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности, идеального образа и оценки, данной другими людьми.

 Введение.

Методика была создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее ча­сто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дру­желюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при ана­лизе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Ocгyдa: оценка и сила.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелю­бие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответствующих более частным отношениям. Для еще бо­лее тонкого описания круг делится на 16 секторов, но чаще исполь­зуются октанты, определенным образом ориентированные отно­сительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каж­дой ориентации переводится в индекс. Расстояние полученных показателей от цент­ра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений. Методика построена так, что суж­дения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработ­ке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Методика используется для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

 

Цель работы: исследования представлений о себе и идеальном "Я", выявление преобла­дающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке  (на основе методикидиагностики межличностных  отношений Т. Лири).

 

Оборудование:Список из 128 оценочных суждений (Приложение 2), протокол для регистрации результатов исследования.

Выполнение задания.Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать:

1. Те утверждения, которые со­ответствуют его представлению о себе.

2. Утверждения, соответствующие его  идеалу.

3. Оценка личностных качеств испытуемого 3-4 студентами группы.       Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

 

0-4 балла - низкая  
5-8 баллов - умеренная адаптивное поведение
   
9-12 баллов - высокая экстремальное
13-16 баллов -           до патологии поведение
экстремальная  
   
   

Инструкция испытуемому:«Поставьте знак "+" против тех определений, которые соот­ветствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уве­ренности, знак "+" не ставьте)».

   Обработка результатов.

При обработке результатов производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от цент­ра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный про­филь.

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VШ + II - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

 

Обсуждение результатов.

С помощью полученных баллов составляется характеристика преобла­дающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

 

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах группо­вой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, автори­тетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.    

II. Эгоистичный

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в сторо­не от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружаю­щим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоци­ального поведения.

9-12 -требовательный, прямолинейный, oткpoвeнный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обви­нять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злоб­ному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недово­лен (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, по­дозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм про­являет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явле­ниям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабоволь­ный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пас­сивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен под­чиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдер­жанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 – очень неуверенный в себе, имеет навязчивые стра­хи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет про­явить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

 0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, до­верчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требо­вания всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и по­давления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и ком­промиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хо­рошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить, признание и любовь, общитель­ный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

 

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в сво­ей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успо­коить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

 

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискогpамм, демонстрирующих различие между представ­лениями о реальном и идеальном «Я», а также между характеристиками данными испытуемому другими людьми.

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов / Сост. и  общ.ред.: Римские Р.Р.и С.А. – М. : КСП, 1995.

2. Адлер Ю.П. Предпланирование эксперимента. – М. 1978.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПБ: Питер, 2001.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.

5. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2. –М.: Педагогика, 1982. – 382 с.

6. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. – М. 1995.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999.

8. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. – СПб.: СПбГУ, 1991.

9. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: БАХРАМ-М, 2000. – 248 с.

10. Горбунова В.В. Експериментальна психологія в схемах і таблицях: Навчальний посібник . – Житомир, 2005. – 94 с.

11. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

12. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб: Питер, 2004. – 558 с.

13. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М., ИП РАН,1994.

14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с.

15. Журавлев Г.Е, Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию//Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.Наука,1977.

16. Заброди Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития//История становления и развития экспериментальной психологии в России. – М.: Наука, 1990.

17. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.

18. Константинов В.В. Экспериментальная психологыя. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

19. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент : Учеб. для студентов, обучающ. по спец."Психология". – М. : Изд-во Моск. ун-та : ЧеРо, 1997. – 256 с

20. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М., Аспект Пресс, 2003. – 381 с.

21. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб ,1997.

22. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. – СПб,1994.

23. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб: Изд-во Соц.-психол. Центра, 1996. – 392 с.

24. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М. 1931.

25. Методы психологических исследований: квазиэксперимент./Под ред. Т.В. Корниловой. – М.,1998.

26. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение,1985.

27. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека/ Под ред. Л,Г. Дикой. – М. ИП РАН, 1994.

28. Методы психологической диагностики. Вып.1. /Под ред. В, Н., Дружинина, Т.В. Галкиной. – М.:ИП РАН, 1993

29. Методы психологической диагностики Вып. 2/ Под ред. А Н. Воронина. – М.: ИП РАН, 1994.

30. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб: Питер, 2001. – 336 с.

31. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003. – 480с.

32. Носс И.Н. Введение в практику психологического эксперимента. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 304 с.

33. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – М., 1987.

34. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2001, – 560 с.

35. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: [Учеб. пособие] / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000

36. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1994.

37. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 272 с.

38. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 528 с.

39. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи ческая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 490 с.

40. Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – Вып. 6. – М., 1978. – 282 с.

41. Шмелёв А.Г., Похилько В.И.,Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике.(тезаурус личностных черт.). – М.: МГУ,1988.

42. Экспериментальная психология: Практикум: Уч. для вузов/ Т.Г. Богданова.// под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М. 2002. – 383с.

43. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т.В.Корниловой – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.

44. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. – СПб.: Лидер, 2007. – 496 с.

45. Ядов В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). –М., 1987.

 

 



СЛОВАРЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Все термины в словаре представлены в алфавитном порядке. Большинство из них тесно связаны между собой. В первую очередь это относится к таким фундаментальным понятиям, как «безупречный эксперимент», «валидность», «обобщение», «контроль», «экспериментальная  схема», и др. Эти связи учтены и отра­жены в словаре: содержательно близкие термины сгруппированы в еди­ные блоки (иногда довольно крупные), в тексте каждого блока другие термины, вошедшие в словарь, выделены полужирным шрифтом.  Описа­ние содержания используемых понятий позволяет также уточнить осо­бенности перевода терминов. В некоторых случаях полезно знать их экви­валенты на языке оригинала. А если перевод термина не буквален, в словаре можно найти соответствующее разъяснение.

ВАЛИДНОСТЬ (validity) - достоверность (или степень достоверно­сти) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимен­та по сравнению с результатами безупречного эксперимента. «В.» - цен­тральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальны­ми процедурами проведения эксперимента.

Глобальной целью любого экспериментального исследования явля­ется обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мыс­ленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реаль­ный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т. е.планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является кон­кретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера реальных условий и, во-вторых, от адекватно­сти выбора средств. Так, источники нарушения В. (прежде всего нена­дежностьи смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречно­го, а способы их контроля позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспе­чить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полу­ченных данных можно, оценить статистически, например В. теста (в кор­реляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.

В соответствии с разными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.    

- внутренняя В. - достоверность выводов, которую обеспечивают ре­зультаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеаль­ного и бесконечного экспериментов. Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. - первое и необхо­димое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не об­ладающий внутренней В., назван автором просто неудачным;

- внешняя В. - достоверность выводов, которую обеспечивают ре­зультаты реального эксперимента по сравнению с результатами экспе­римента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в экс­перименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Экспери­мент, не обладающий внешней В., является неверным, несоответствую­щим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки другой гипотезы).  

Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную называют просто «other» - другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина «побочная» - применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и «дополнительная» - переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внеш­ней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте как побочные (нарушающие внутреннюю В.) и как дополнительные (влия­ющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающие внутреннюю В., могут приводить к несоответствию уров­ней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие).  

- операциональная В. - разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента, соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в

экспериментальную гипотезу.

   

 ВЗАИМОДЕИСТВИЕ - количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых пере­менных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как раз­ность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т.д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют, три его вида: нулевое (zеrо), или отсутствие В., расходящееся (spreading) и пересекающееся (crossing) В.;  

- В. 1-го порядка - В. между двумя независимыми переменными (факторами), В. 2-го порядка - В. трех независимых переменных и т.д.

ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (replicating) эксперимента - возможность

повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур в экспериментальном отчете.

 

ВЫБОРКА (sample) - испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. В. разделяют на экспериментальную и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми, но в принципе могут проводиться и по инди­видуальным схемам. Основное качество В., необходимое для полноцен­ного эксперимента, - ее репрезентативность (см.), которая определяет внешнюю валидность эксперимента и достигается адекватными метода­ми отбора испытуемых (см). Внутренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп и обес­печивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам (см.).

 

ВЫВОД (inference) СТАТИСТИЧЕСКИЙ - нахождение такой вели­чины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения нуль-гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилом статистического решения (decision) (например, Р = 0,05). В.С. определяет значимость полученных различий, служит условием для экспериментальных выводов (conclusions), зависит от числа испытуемых и величины стандартного отклонения.

 

ВЫДЕЛЕНИЕ (isolation) независимой переменной - отделение не­зависимой переменной, входящей в экспериментальную гипотезу, от сопутствующих ее воздействию побочных влияний, достигаемое с помо­щью специальных методических процедур в лабораторном эксперименте. В отличие от практических экспериментов, где независимая переменная фактически всегда представляет собой группу факторов, в лабораторных (или собственно научных) ее стремятся выделить, т. е. сделать единич­ной, чтобы иметь возможность исследовать только ее воздействие на зависимую переменную. В. независимой переменной вместе с очищением ее условий позволяет ставить и проверять точные экспериментальные ги­потезы, касающиеся механизмов изучаемого поведения.

 

ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - конкретизация некото­рой догадки или идеи с целью ее проверки в эксперименте. Г.Э. включает в себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношениемежду ними и уровни дополнительных переменных. Таким образом, Г.Э. - это предположение об отношении между независимой и зависи­мой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, Г.Э. может становиться все более обоб­щенной;

- контргипотеза- Г.Э., альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

- третья конкурирующая Г.Э. - Г.Э. об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную; проверяется только в лабораторном эксперименте (см. Нуль-гипотеза);  

- точнаяГ.Э. - предположение об отношении между единичнойнезависимой переменной и зависимой переменной в лабораторном экспе­рименте; проверка требует выделения независимой переменной и очищения ее условий;

- Г.Э. о максимальной (или минимальной) величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая перемен­ная принимает максимальное (или минимальное) значение. Основан­ный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих проти­воположное действие на зависимую переменную: при достижении опре­деленного (высокого) уровня независимой переменной «негативный» процесс становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

- Г.Э. об абсолютных и пропорциональных отношениях - точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным количественным изменением независимой переменной (см. Отношение); проверяется в многоуровневомэксперименте;         

- Г.Э. с одним отношением - предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки Г.Э. с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

- комбинированная Г.Э.- предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой (см. также Взаимодействие); проверяется только в факторном эксперименте.

 

ДАННЫЕ - первоначальные, еще не обработанные результаты эксперимента, зафиксированные в протоколе(например, время выполне­ния задачи, субъективный отчет испытуемого и т. п.). Наиболее важная часть Д. служит материалом для определения значений зависимой переменной (См. Протоколирование, Показатели измеряемые, Способ пред­ставления результатов.)

 

ЗНАЧЕНИЕ(meaning) - единица измерения зависимой переменной, конечный результат обработки полученных данных. Каждому из условий, или уровней независимой переменной соответствует определенное З. Совокупность З. представлена обычно в таблицах или на графиках.

 

ЗНАЧИМОСТЬ(significance) результатов- статистическая достовер­ность полученных различий между средними значениями зависимой пе­ременной (при воздействии разных условийнезависимой переменной), отвечающих экспериментальной гипотезе. Для повышения внутренней ва­лидности эксперимента проводится проверка З. - проверка отвержения (или неотвержения) нуль-гипотезы. З. результатов - необходимое (иног­да - недостаточное) условие достоверности вывода, об исследуемой гипотезе.          

 

ИЗМЕНЧИВОСТЬ (variability) НЕСИСТЕМАТИЧЕСКАЯ - одно из свойств любой переменной, проявляющееся в непостоянстве ее изменений и приводящее к широкому разбросу экспериментальных данных (ср. «variability» и «vaгiable» - переменная). Основной источник ненадежно­сти эксперимента, нарушения внутренней валидности. В практических(естественных) индивидуальных экспериментах - это И. Н. побочных пере­менных с течением времени (см. Фактор времени), для усреднения кото­рой применяются способы первичного контроля (в частности, увеличение числа проб). В условиях искусственных экспериментов с относительной унификацией побочных факторов И. Н. сокращается, а благодаря возможности предъявить все необходимое число проб за сравнительно коpоткоe время уменьшается и разброс данных. Внутреннюю валидность группового эксперимента может нарушить И.Н. (здесь - изменения, или вариации) индивидуальных различий испытуемых; для контроля следует либо увеличивать количество испытуемых, либо добиваться взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп. Возможность И.Н. необходимо учитывать даже в лабораторных экспериментах, ведь полная стабилизация всех побочных факторов (т. е. проведение идеального, эксперимента) неосуществима на практике.

 

ИСПЫТУЕМЫЙ (fubiect) - субъект, привлеченный к участию в эксперименте для испытания воздействия независимой переменной. Эксперименты могут быть индивидуальными(здесь - с одним И.) и гpyпповыми. Потенциальными И. являются специально отобранные или имеющиеся в наличии (available) представители изучаемой популяции. Индивидуальные различия И. могут нарушать внутреннюю валидность экспе­римента.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ (study) КОРРЕЛЯЦИОННОЕ - исследование соотношения двух (или нескольких) переменных, характеризующих наличные индивидуальные различия людей и их поведения. В отличие от эксперимента, т. е. активного управления состояниями независимой переменной, в И.К. проверяются гипотезы о взаимосвязи уже существующих характеристик. И.К. необходимо также для определения диагностической ценности тестов, измеряющих эти характеристики. И.К. проводятся, как правило, на большом количестве испытуемых, с применением статистических способов контроля (для выделения возможных детерминант изучаемых различий используется, в частности, факторный анализ). И.К. разделяют по следующим параметрам: 1) возможность интерпретации одной из переменных в качестве независимой: либо эта переменная пред­шествует другой во времени (что позволяет высказывать эмпирические предположения об их причинно-следственной связи), либо нет; 2) воз­можность вычисления коэффициента корреляции (см. Корреляция) и 3) цель - либо собственно познавательная, теоретическая, либо чисто прикладная.

 

КВАДРАТ ЛАТИНСКИЙ- наиболее распространенная схема кроссиндивидуального (многоуровневого) эксперимента, основанная на пози­ционном уравнивании предъявления уровней независимой переменной (см. Уравнивание позиционное). «КЛ.» - это набор таких последовательностей уровней независимой переменной, в которых каждый из уровней встречается в каждой позиции только один раз. Схема КЛ. - случайный выбор и использование экспериментатором одного из вариантов этих наборов, когда каждая последовательность уровней предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Способ контроля эффектов одно­родного и, главное, неоднородного переноса при относительно неболь­шом числе испытуемых. Возможность возникновения эффектов ряда и центрации сохраняется;

- К. сбалансированный- редуцированный вариант латинского К:, в последовательностях которого каждому уровню независимой перемен­ной только один раз непосредственно предшествует каждый из осталь­ных уровней. Позволяет контролировать эффекты неоднородного пере­носа с несложной статистической обработкой.

 

КОНТРОЛЬ, СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ (controls) - способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. При обозначении С.К. учитывается, во-первых, та общая или частная цель, которая достигается с их применением, и, во-вторых, - общий или частный фактор, подлежащий К. (т. е. устранению или усреднению). Так, с одной стороны, любые С.К. являются в итоге К. обобщения полученных результатов и выводов, а также К. внутренней или внешней валидности. С другой стороны, они выступают как С.К. основных источников нару­шения валидности - ненадежности и смешения, и порождающих их кон­кретных факторов (например, фактора времени, фактора задачи, инди­видуальных различийиспытуемых, эффектов последовательностипроб, предубеждений экспериментатора и др.). Конкретные С.К. приводятся в словаре вместе с описанием этих контролируемых факторов. Для общей характеристики С.К. их можно организовать так.

Во-первых, С.К. могут быть непосредственно связаны с самим типом эксперимента. Некоторые источники нарушения валидности устраняются либо в результате «улучшения» реальности (например, К. системати­ческого смешения и ненадежности в искусственном и лабораторном экс­периментах), либо благодаря другим преимуществам, которые дает каж­дый новый тип эксперимента. Неслучайно поэтому некоторые виды экс­периментов автор рассматривает как С.К:многоуровневый эксперимент­ - К. неполноты независимой переменной и др., факторный - К. сопут­ствующего смешения базисной переменной при проверке гипотез с од­ним отношением. В корреляционных исследованиях оказывается возможным только статистический К.  

Во-вторых, С.К. побочных и дополнительных влияний, неизбежно возникающих при проведении эксперимента, является любая экспери­ментальная схема.В соответствии с центральным параметром классифи­кации экспериментальных схем - основанием сравнения условий (или уровней) независимой переменной, выделяют интраиндивидуальный, межгрупповой и кроссиндивидуальный К. О возможностях применения конкретных экспериментальных схем для К. внутренней валидности см. Последовательность, Стратегия построения групп, Распределение, От­бор, Уравнивание позиционное и др. Нужно добавить, что для К. сопутствующего смешения в лабораторных экспериментах требуются специальные схемы, не входящие в основную классификацию. С. К внешней  валидности, связанные с решением проблем соответствия привлекаемых переменных, приведены в табл. 1.  

И наконец, существуют универсальные меры по К. побочных факторов, не зависящие от типа эксперимента и применяемых экспериментальных схем и названные поэтому С. первичного К. Они могут быть общими, например выбор адекватного количества проб, испытуемых, уровней независимой переменной, и частными - подбор задач, предвари­тельные меры по распределению испытуемых и т. п. Сюда же относятся и сами условия проведения любого эксперимента (см. Планирование действий, Протоколирование), а также строгое соблюдение эксперименталь­ных процедур.

 

КОРРЕЛЯЦИЯ - реально наблюдаемый факт, пример взаимосвязи того или иного состояния независимой переменной с определенным зна­чением зависимой переменной. Без наличия и использования плана экс­перимента исследователь может получить только отдельные К., не по­зволяющие проверить гипотезу. В тех случаях, когда управлять независи­мой переменной невозможно, привлекается корреляционный подход, т. е. установление статистического соотношения исследуемых переменных на большом числе испытуемых (cм. Исследование корреляционное). Если рас­пределение полученных значений каждой из этих переменных имеет ку­полообразную форму, то можно вычислить коэффициент К. между ними. Коэффициент К. используется также для проверки надежности экспериментальных результатов, валидности тестов.

 

ЛИНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ - линия на диаграмме разброса данных, полученных в корреляционном исследовании двух переменных (например, при апробации нового теста: ось абсцисс – тестовые оценки, ось орди­нат - оценки диагностируемых различий). Л.П. соединяет средние оценки исследуемой переменной и тем самым позволяет в дальнейшем предсказывать её значения по тестовым оценкам. Достоверность предсказания определяется величиной коэффициента корреляциипеременных, которая и задает угол наклона Л.П. (от нуля - горизонтальная линия ­до единицы - 45").

 

МЕТОДИКА (method) - совокупность конкретных операций, про­цедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидности является точность (precision) соблюдения М.

При проведении лабораторных экспериментов особо обсуждается во­прос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как «наказание», и т. п.) (см. Опе­рациональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем раз­деле экспериментального отчета.

 

НЕНАДЕЖНОСТЬ (unrеliabilitу) - одно из основных нарушений внутренней валидности эксперимента. Источником Н. является главным образом несистематическая изменчивость побочных переменных, прежде всего фактора временииндивидуальном эксперименте) и индивидуаль­ных различий испытуемых (в групповом), а также нестабильность всех привлекаемых переменных Н. экспериментальных данных означает, что при каждом новом повторении эксперимента результаты оказываются иными. Аналогично оценивается надежность (или Н.) тестов в корреля­ционных исследованиях: при каждом новом испытании одни и те же ис­пытуемые должны получать одни и те же оценки. Способами обеспече­ния надежности результатов является увеличение числа проб и испыту­емых (эталон - бесконечный эксперимент), выбор адекватных измеряемых показателей изучаемого поведения, искусственная стабилизация побочных факторов и др. Одна из форм Н. - неполнота независимой переменной, преодолеваемая с помощью введения большого числа уровней в многоуровневомэксперименте.

 

НУЛЬ-ГИПОТЕЗА - гипотеза об отсутствии различия между усло­виями независимой переменной (по их действию на зависимую пере­менную). Проверка Н.-г. возможна только в лабораторном эксперименте и необходима для установления статистической значимости экспериментальных результатов. Вероятности отвержения и неотвержения Н.-г. зада­ются альфа- и бета- уровнями (см. также Вывод статистический).

 

ОБОБЩЕНИЕ (generalization) - главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В практических индивидуальных экспериментах О. совершается так же, как и в жизни,- ­это общее заключение на основании ограниченного числа опытов, спра­ведливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатов связана с репрезентативностью эксперимента и его валидно­стью и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия(и полноты представленности) дополнительных пере­менных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на изучаемую реальную ситуацию (искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контро­ля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезытребует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

 

ОСНОВАНИЕ СРАВНЕНИЯ - первый и определяющий параметр классификации экспериментальных схем. Выделяются три глобальных типа О. С. между условиями независимой переменной, необходимого для про­верки экспериментальной гипотезы: интраиндивидуальное (within-subject), межгрупповое (bеtwееn-grouрs) и кроссиндивидуальное (across-subjесt). В пер­вом случае сравнение данных, полученных при предъявлении исследуе­мых условий, проводится по каждому испытуемому. Во втором случае условия сравниваются по данным соответствующих (экспериментальной и контрольной) групп испытуемых. А в третьем - для получения средних оценок каждого из сравниваемых условий (здесь - уровней) необхо­димы данные всех участников эксперимента, т. е. подсчет проходит по всем испытуемым. Интраиндивидуальными, межгрупповыми и кроссин­дивидуальными называют экспериментальные схемы, а также сами типы эксперимента и используемые в них способы контроля.

 

ОТБОР(selection) - способ привлечения испытуемых, позволяющий обеспечить представленность изучаемой популяции и тем самым - высо­кую внешнюю валидность межгруппового эксперимента. Для О. испыту­емых используются две из основных стратегий построения групп, т. е. две эффективные схемы межгруппового сравнения - случайный О. групп и случайный О. групп с предварительным выделением слоев (или случайный послойный О.). Последняя схема (при условии адекватности принципа выделения слоев изучаемой деятельности) позволяет достичь более высокой внешней валидности при одинаковом числе испытуемых. В указан­ных схемах О. сочетается с распределениемиспытуемых по группам, по­этому они обеспечивают не только внешнюю, но автоматически и высо­кую внутреннюю валидность (см. Распределение).

 

ОТНОШЕНИЕ между независимой и зависимой переменными - ­центральная составная часть экспериментальной гипотезы. С достовер­ностью полученного О. связана внутренняя валидность эксперимента. В многоуровневом эксперименте становится возможным проверять точ­ныегипотезы об определенном типе количественных О. - абсолютных и пропорциональных, и выражать их в виде математической зависимо­сти. Существуют три типа О. между независимой и зависимой перемен­ными:

- абсолютно-абсолютное О.: равные абсолютные изменения незави­симой переменной связаны с равными абсолютными изменениями за­висимой переменной (математически - линейная зависимость);

- относительно-абсолютное О.: равные относительные изменения не­зависимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (логарифмическая зависимость);

- относительно-относительное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными относительными измене­ниями зависимой переменной (степенная зависимость).

Количество входящих в гипотезу О. определяет ее вид: различают ги­потезы с одним О. и комбинированные.

 

ОЧИЩЕНИЕ (purifyiпg) условий - отделение условий независимой переменной от сопутствующих их предъявлению, но не входящих в экс­периментальную гипотезу, влияний, достигаемое с помощью специаль­ных методических процедур в лабораторном эксперименте. О. условий необходимо для проверки точных экспериментальных гипотез (см. также Выделение независимой переменной).

 

ПЕРЕМЕННАЯ (variable) - основной термин словаря эксперимен­татора: любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте;  

- независимая П. (или фактор) - П., изменяемая экспериментато­ром; включает в себя два или несколько состояний (условий) или уров­ней;

- зависимая П. - П., изменяющаяся при действии независимой П., принимая различные значения;

- побочная П. - П. (или фактор), порождающая ненадежность или систематическое смешение; совокупностями побочных П. являются, на­пример, фактор времени (см.), фактор задачи (см.), индивидуальные раз­личия испытуемых (или субъективный фактор) (см.);

- дополнительная П. - одна из составных частей экспериментальной гипотезы; для адекватной проверки частной экспериментальной гипоте­зы необходимо, чтобы уровень дополнительной П. соответствовал ее уров­ню в изучаемой реальности, а для проверки общей экспериментальной гипотезы - проведение экспериментов при разных уровнях дополни­тельной П.;

- ключевая П. - дополнительная П., наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения;

- единичная (unitary) независимая П. - независимая П, в лабораторном эксперименте (см. Выделение независимой П.);  

- вторичная П. - любая П., привлекаемая в лабораторном эксперименте для контролядействия первичной (независимой) П;

- расширенная (widеr) П. - результат введения нового условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения;      

- качественная (qualitative, иngrаdеd) П. - независимая П., условия(состояния) которой отличаются друг от друга качественным образом;    - количественная (quаntitаtivе, graded) - независимая П., различия между уровнями которой можно количественно измерить; привлекается в многоуровневом эксперименте;

- базисная (undеrlуing, «лежащая в основе») П. - П., на которую (и только на нее), согласно теоретическим предположениям, оказывает свое действие независимая П.; точное определение результата этого действия требует проведения факторного эксперимента;

- контрольная П. - одна из дополнительных П., ставшая второй не­зависимой П. в факторном эксперименте, проведенном для контроля сопутствующего смешения базисной П. или обобщения результатов.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (planned manipulation - «запланированная манипуляция») эксперимента - первое необходимое условие его проведения, возможность самостоятельного управления независимой переменной. На практике - заранее составленный план предъявления условий или уровней, независимой переменной, т. е. экспериментальная схема.

   

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЯЕМЫЕ (assessment) - количественная ха­рактеристика деятельности испытуемого в эксперименте, материал для определения значений зависимой переменной. Адекватный выбор П.И. повышает надежность и тем самым внутреннюю валидность эксперимента: чем больше отдельных реакций или действий испытуемого характеризу­ется одним П.И., тем меньше несистематическая изменчивость получаемых результатов. От степени соответствия П.И. реальной деятельности испытуемого зависит внешняя валидность.

 

ПОПУЛЯЦИЯ - контингент потенциальных испытуемых, объединен­ных общей возрастной, профессиональной или другой принадлежностыо, изучаемый в экспериментальном исследовании. Распространение экспе­риментальных результатов на П. (обобщение) - основное преимущество эксперимента с привлечением большого числа испытуемых. Необходи­мым условием такого эксперимента является представленность П. иссле­дуемой выборкой испытуемых, достигаемая с помощью их правильного отбора.      

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (order) - порядок предъявления испыту­емым условий(или уровней) независимой переменной в экспериментах, проводимых по индивидуальным схемам. С последовательным характером предъявления проб связаны эффекты П. (в частности, эффекты переноса). Выделяют три типа П., которым соответствуют основные схемы интраиндивидуального эксперимента: - схема случайной П. - предъявление испытуемому условий (или уровней) независимой переменной в случайном порядке. Эффективный способ интраиндивидуального контроля факторов времени. Для использования схемы (и повышения надежности) требуется большое количе­ство проб: Систематическое смешение практически устраняется (за счет усреднения эффектов переноса), кроме случаев асимметричного взаи­мовлияния предъявляемых условий. Случайная П. применяется также для распределения экспериментальных задач по разным условиям независимой переменной;

- схема регулярного чередования - поочередное предъявление испытуемому двух условий независимой переменной; способ интраиндивиду­ального контроля факторов времени. При достаточно большом количе­стве проб повышается надежность эксперимента, усредняются эффекты однородного, симметричного и неоднородного переноса. Регулярный характер предъявления условий не позволяет устранить ряд источников систематического смешения: предубеждения экспериментатора, асиммет­ричные взаимовлияния условий независимой переменной, а также последствия периодических событий, происходящих (по объективным при­чинам) во время предъявления одного из этих условий;

- схема позиционно уравненной (counterbalanced) П.- П. предъявле­ния условий (или уровней) независимой переменной, в которой пози­ции (номера) каждого из них составляют в среднем равные числа. При­меняется при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб). Эффективна как способ контроля факторов времени, если его измене­ния линейны, а также однородных и симметричных влияний П. В случаях неоднородного и асимметричного переноса схема не обеспечивает кон­троля систематического смешения. Возможность усреднения последних видов эффектов П. проб возникает при использовании позиционного урав­нивания сразу для нескольких П. уровней в кроссиндивидуальных экспериментах (см. Уравнивание позиционное).

   

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА (experimenter bias) - один из источников систематического смешения, оказывающий побоч­ное благоприятное (или неблагоприятное) влияние на действие одного из условий независимой переменной. П.Э. (в. отношении этого условия) могут передаваться испытуемым и влиять на их деятельность в экспери­менте, приводить к необъективности учета экспериментальных данных и т. п. Способы контроля П.Э. связаны с повышением точности соблюде­ния экспериментальных процедур (в частности, с применением автома­тических устройств). Если снятие показателей необходимо включает субъективный элемент, то используется схема случайной  последователь­ности предъявления условий, привлекаются методы экспертных оценок и т. п. Эффективным средством устранения П.Э. (и испытуемых) являет­ся постепенное и точно фиксируемое изменение независимой перемен­ной в многоуровневом эксперименте. П.Э. и испытуемых - основные (и трудноконтролируемые) побочные переменные в корреляционных ис­следованиях. В специальной литературе термин «bias» часто переводится буквально - «байес», причем выделяются его различные виды, каждый из которых представляет собой побочное систематическое влияние.

 

ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ(documentation - «подтверждение докумен­тами») - второе необходимое условие проведения эксперимента. П. плана эксперимента и хода его проведения обеспечивает полный учет данных для составления экспериментального отчета.

 

ПРОЦЕСС БАЗИСНЫЙ - составная часть представления комплекс­ной зависимой переменной, входящей в теоретическую модель, которая позволяет интерпретировать результаты эксперимента. Такие модели слу­жат для постановки точных экспериментальных гипотез о механизмах изучаемого поведения. Например, модели о взаимодействии двух П. Б., на каждый и которых независимая переменная оказывает различное воздействие, являются источником гипотез о максимальной (или мини­мальной) величине (см.). При проведении эксперимента П.Б. соответству­ет базисная переменная и от адекватности этого соответствия зависит его внутренняя валидность.

 

РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (subject variable - «субъективная переменная», или фактор) испытуемых - основной источник ненадежности (и тем самым - нарушения внутренней валидности) в групповом эксперименте. Испытуемые могут различаться как по известным призна­кам (возраст, пол и т.д.), так и по трудноконтролируемым. Усреднение Р. И. испытуемых экспериментальной и контрольной групп достигается с помощью различных схем межгруппового сравнения (см. Распределение, Отбор). Как в экспериментальных, так и - корреляционных исследова­ниях построению групп может предшествовать выявление (и точное оп­ределение) Р.И., важных для изучаемого поведения, с помощью пред­варительных проверок (см. Стратегия построения групп).

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (assigning) - способ организации эксперимен­тальных групп из имеющихся в наличии испытуемых - либо специально привлеченных («сaptive», «заложников»), либо добровольных участников эксперимента. В соответствии со стратегиями, применяемыми для Р. ис­пытуемых по группам, выделяют три эффективные схемы межгруппово­го сравнения: случайное, Р. групп, попарное Р. групп и случайное Р. групп с предварительным выделением слоев (или послойное случайное Р.). Если признаки подбора пар и выделения слоев тесно связаны с изучаемой деятельностью, то отвечающие им схемы обеспечивают более высокую внутреннюю валидность по сравнению со случайным Р. при одинаковом числе испытуемых. Достижение же внешней валидности эксперимента зависит не только от Р. выборкииспытуемых, но и от их правильного отбора.

 

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОЙ (main effect) - количествен­но выраженная сила воздействия независимой переменной на зависимую (базисную) переменную. Вычисляется как разность средних значений зависимой переменной, полученных при воздействии разных уровнейвторой независимой переменной в факторном эксперименте. Для полно­ценного анализа полученных данных необходимо учитывать не только основные Р.Д. привлекаемых независимых переменных, но и взаимодействие между этими переменными;

- простой Р.Д. - Р. Д. независимой переменной, не связанный с влия­нием дополнительных факторов (альтернатива - действие комбинации нескольких независимых переменных). Определение простого РД. требу­ет проведения факторных экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

      

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ эксперимента - степень приближения реального эксперимента (или конкретной экспериментальной схемы) к одному из видов безупречного эксперимента. Поскольку реальный эксперимент в принципе не может быть безупречным, постольку оценка Р. каждого данного эксперимента (или схемы) проводится обычно путем cpaвнения его с другим аналогичным экспериментом (или схемой) по отношению к одному из видов безупречного эксперимента, который слу­жит образцом для сравнения.

Репрезентативность выборки испытуемых - степень адекватности отражения свойств и характеристик изучаемой популяции в выборкеиспытуемых, привлеченных для эксперимента. Высокая Р. выборки означает высокую представленность популяции, то и другое достигается с помо­щью правильного отбора испытуемых. Термин «Р.» (здесь - «соответ­ствие») используется также по отношению к конкретному испытуемо­му, а иногда - к условиям проведения эксперимента.

Буквальный перевод термина «representativeness» принят в специаль­ной литературе. Однако при переводе однокоренных слов считают более удобным русский вариант: «to represent» - «представлять», непосред­ственно передающий содержание. При чтении учебного текста это по­зволит избежать трудностей в понимании таких терминов, как «пред­ставленность» (ср. «репрезентированность»), «представитель» (ср. «ре­презентант») и т. п.

 

СМЕШЕНИЕ(соnfоunding) СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ - второй основ­ной источник нарушения внутренней валидности. С.С. связано с тем фактом, что действие независимой переменной со­провождается целым рядом других переменных, которые могут система­тически различаться при предъявлении разных условий независимой пе­ременной, и тем самым оказывать на действе одного из них благопри­ятное (или неблагоприятное) влияние. Предъявить же эти условия одно­временно невозможно, и поэтому иногда С. называют «процедурным».

  Факторы, порождающие С. С., можно разделить на три группы. Во-первых, это различия уровней необходимых дополнительных перемен­ных: факторов задачи, индивидуальных различий испытуемых и т. п. Во-вторых, периодические или долговременные изменения побочных фак­торов, входящих в состав факторов времени (например, изменение по­годных условий, периодическая регулировка экспериментальной аппа­ратуры и т.д.). И, наконец, различия взаимных влияний самих условий независимой переменной, приводящие (в индивидуальных эксперимен­тах) к эффектам последовательности.

Совокупность способов контроля С. С. можно описать следующим об­разом. Во-первых, с усовершенствованием экспериментов появляется возможность полного устранения некоторых (но не всех) источников С. С. Так, в искусственномэксперименте унифицируется ряд важных до­полнительных переменных, в групповом - устраняются факторы задачи и эффекты последовательности, в многоуровневом - предубежденность испытуемых. Во-вторых, для усреднения результатов неустранимых вли­яний применяются различные экспериментальные схемы. В интраиндиви­дуальных экспериментах, где таких влияний больше всего, наиболее эф­фективной является схема случайной последовательности (и это понят­но, ведь остальные последовательности - систематичны): только она позволяет усреднить эффекты неоднородного (и отчасти - асимметрич­ного) переноса, снять влияния предубеждений экспериментатора и т.п.

Схемы межгруппового сравнения позволяют достичь соответствия групп по индивидуальным различиям испытуемых. Кроме того, привлекаются меры для контроля отдельных факторов: подбор и распределение экспе­риментальных задач, применение косвенных инструкций и т.д.

В специальной литературе термин «confounding» иногда переводят как «смешивание». Предложенный нами вариант выбран не только в силу чуть лучшего звучания по-русски. Ведь постоянное взаимное сопровождение, т. е. смешивание основной и дополнительной переменных происходит в реальности (где, собственно, нет никаких проблем контроля С.С.), а экспериментатор имеет дело с уже совершившимся событием - фактом С., последствия которого ему нужно предусмотреть, устранить или усреднить, т. е. проконтролировать.

 

СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (associative confounding) - источ­ник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимо­стью оперировать единичными переменными для проверки точных экс­периментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой пе­ременной (например, рассечение свода) необходимо (дословно – «ассоциативно») связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида С.С. - искусственное и естественное. С.С. неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля С.С. возникает также в отношении зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы С.С. являются важными для теоретических корреляционных исследовании, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей и т.д.);

- искусственное(агtifасtuаl) С. - сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеоб­разием условий и процедур его проведения, Для контроля искусственно­го С. независимойпеременной (например: введение лекарства - факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специ­альное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким обра­зом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняются. Контроль искусст­венного С. базисной переменной (например, нарушения узнавания у жи­вотных, требующего для своего исследования привлечения задач на за­поминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперимен­те: используется вторая, контрольная переменная (объекты, не получаю­щие подкрепления, либо предъявляются, либо нет), при активномусло­вии которой воздействие испытывает только сопутствующая перемен­ная, а при пассивном - и сопутствующая, и базисная;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...