Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири
Тема задания.Ознакомление студентов с методикой экспериментального изучения межличностных отношенийТ. Лири. Отработка использованияметодики с целью изучения степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности, идеального образа и оценки, данной другими людьми. Введение. Методика была создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Ocгyдa: оценка и сила. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответствующих более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делится на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Методика используется для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.
Цель работы: исследования представлений о себе и идеальном "Я", выявление преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке (на основе методикидиагностики межличностных отношений Т. Лири).
Оборудование:Список из 128 оценочных суждений (Приложение 2), протокол для регистрации результатов исследования. Выполнение задания.Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать: 1. Те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе. 2. Утверждения, соответствующие его идеалу. 3. Оценка личностных качеств испытуемого 3-4 студентами группы. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
Инструкция испытуемому:«Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте)». Обработка результатов. При обработке результатов производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VШ + II - VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)
Обсуждение результатов. С помощью полученных баллов составляется характеристика преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Типы отношения к окружающим I. Авторитарный 13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый. II. Эгоистичный 13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. III. Агрессивный 13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения. 9-12 -требовательный, прямолинейный, oткpoвeнный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. 0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. IV. Подозрительный 13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера). 9-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. V. Подчиняемый 13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. 9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. VI. Зависимый 13-16 – очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. VII. Дружелюбный 9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера). 0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить, признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический 9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа). 0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискогpамм, демонстрирующих различие между представлениями о реальном и идеальном «Я», а также между характеристиками данными испытуемому другими людьми.
ЛИТЕРАТУРА 1. Альманах психологических тестов / Сост. и общ.ред.: Римские Р.Р.и С.А. – М. : КСП, 1995. 2. Адлер Ю.П. Предпланирование эксперимента. – М. 1978. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПБ: Питер, 2001. 4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб: Питер, 2001. – 272 с. 5. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2. –М.: Педагогика, 1982. – 382 с. 6. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. – М. 1995. 7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999. 8. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. – СПб.: СПбГУ, 1991. 9. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: БАХРАМ-М, 2000. – 248 с. 10. Горбунова В.В. Експериментальна психологія в схемах і таблицях: Навчальний посібник . – Житомир, 2005. – 94 с. 11. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Академия, 2005. – 368 с. 12. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб: Питер, 2004. – 558 с. 13. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М., ИП РАН,1994. 14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с. 15. Журавлев Г.Е, Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию//Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.Наука,1977. 16. Заброди Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития//История становления и развития экспериментальной психологии в России. – М.: Наука, 1990. 17. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с. 18. Константинов В.В. Экспериментальная психологыя. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с. 19. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент : Учеб. для студентов, обучающ. по спец."Психология". – М. : Изд-во Моск. ун-та : ЧеРо, 1997. – 256 с 20. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М., Аспект Пресс, 2003. – 381 с. 21. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб ,1997. 22. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. – СПб,1994. 23. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб: Изд-во Соц.-психол. Центра, 1996. – 392 с. 24. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М. 1931. 25. Методы психологических исследований: квазиэксперимент./Под ред. Т.В. Корниловой. – М.,1998. 26. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение,1985. 27. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека/ Под ред. Л,Г. Дикой. – М. ИП РАН, 1994. 28. Методы психологической диагностики. Вып.1. /Под ред. В, Н., Дружинина, Т.В. Галкиной. – М.:ИП РАН, 1993 29. Методы психологической диагностики Вып. 2/ Под ред. А Н. Воронина. – М.: ИП РАН, 1994. 30. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб: Питер, 2001. – 336 с. 31. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003. – 480с. 32. Носс И.Н. Введение в практику психологического эксперимента. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 304 с. 33. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – М., 1987. 34. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2001, – 560 с. 35. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: [Учеб. пособие] / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000 36. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1994. 37. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 272 с. 38. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 528 с. 39. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи ческая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 490 с. 40. Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – Вып. 6. – М., 1978. – 282 с. 41. Шмелёв А.Г., Похилько В.И.,Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике.(тезаурус личностных черт.). – М.: МГУ,1988. 42. Экспериментальная психология: Практикум: Уч. для вузов/ Т.Г. Богданова.// под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М. 2002. – 383с. 43. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т.В.Корниловой – СПб.: Питер, 2004. – 254 с. 44. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. – СПб.: Лидер, 2007. – 496 с. 45. Ядов В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). –М., 1987.
СЛОВАРЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА Все термины в словаре представлены в алфавитном порядке. Большинство из них тесно связаны между собой. В первую очередь это относится к таким фундаментальным понятиям, как «безупречный эксперимент», «валидность», «обобщение», «контроль», «экспериментальная схема», и др. Эти связи учтены и отражены в словаре: содержательно близкие термины сгруппированы в единые блоки (иногда довольно крупные), в тексте каждого блока другие термины, вошедшие в словарь, выделены полужирным шрифтом. Описание содержания используемых понятий позволяет также уточнить особенности перевода терминов. В некоторых случаях полезно знать их эквиваленты на языке оригинала. А если перевод термина не буквален, в словаре можно найти соответствующее разъяснение. ВАЛИДНОСТЬ (validity) - достоверность (или степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. «В.» - центральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процедурами проведения эксперимента. Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т. е.планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера реальных условий и, во-вторых, от адекватности выбора средств. Так, источники нарушения В. (прежде всего ненадежностьи смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных данных можно, оценить статистически, например В. теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых. В соответствии с разными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В. - внутренняя В. - достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального и бесконечного экспериментов. Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. - первое и необходимое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не обладающий внутренней В., назван автором просто неудачным; - внешняя В. - достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в эксперименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Эксперимент, не обладающий внешней В., является неверным, несоответствующим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки другой гипотезы). Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную называют просто «other» - другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина «побочная» - применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и «дополнительная» - переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте как побочные (нарушающие внутреннюю В.) и как дополнительные (влияющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающие внутреннюю В., могут приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие). - операциональная В. - разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента, соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу.
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ - количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т.д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют, три его вида: нулевое (zеrо), или отсутствие В., расходящееся (spreading) и пересекающееся (crossing) В.; - В. 1-го порядка - В. между двумя независимыми переменными (факторами), В. 2-го порядка - В. трех независимых переменных и т.д. ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (replicating) эксперимента - возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур в экспериментальном отчете.
ВЫБОРКА (sample) - испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. В. разделяют на экспериментальную и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми, но в принципе могут проводиться и по индивидуальным схемам. Основное качество В., необходимое для полноценного эксперимента, - ее репрезентативность (см.), которая определяет внешнюю валидность эксперимента и достигается адекватными методами отбора испытуемых (см). Внутренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп и обеспечивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам (см.).
ВЫВОД (inference) СТАТИСТИЧЕСКИЙ - нахождение такой величины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения нуль-гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилом статистического решения (decision) (например, Р = 0,05). В.С. определяет значимость полученных различий, служит условием для экспериментальных выводов (conclusions), зависит от числа испытуемых и величины стандартного отклонения.
ВЫДЕЛЕНИЕ (isolation) независимой переменной - отделение независимой переменной, входящей в экспериментальную гипотезу, от сопутствующих ее воздействию побочных влияний, достигаемое с помощью специальных методических процедур в лабораторном эксперименте. В отличие от практических экспериментов, где независимая переменная фактически всегда представляет собой группу факторов, в лабораторных (или собственно научных) ее стремятся выделить, т. е. сделать единичной, чтобы иметь возможность исследовать только ее воздействие на зависимую переменную. В. независимой переменной вместе с очищением ее условий позволяет ставить и проверять точные экспериментальные гипотезы, касающиеся механизмов изучаемого поведения.
ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - конкретизация некоторой догадки или идеи с целью ее проверки в эксперименте. Г.Э. включает в себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношениемежду ними и уровни дополнительных переменных. Таким образом, Г.Э. - это предположение об отношении между независимой и зависимой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, Г.Э. может становиться все более обобщенной; - контргипотеза- Г.Э., альтернативная к основному предположению; возникает автоматически; - третья конкурирующая Г.Э. - Г.Э. об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную; проверяется только в лабораторном эксперименте (см. Нуль-гипотеза); - точнаяГ.Э. - предположение об отношении между единичнойнезависимой переменной и зависимой переменной в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и очищения ее условий; - Г.Э. о максимальной (или минимальной) величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая переменная принимает максимальное (или минимальное) значение. Основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную: при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной «негативный» процесс становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте; - Г.Э. об абсолютных и пропорциональных отношениях - точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным количественным изменением независимой переменной (см. Отношение); проверяется в многоуровневомэксперименте; - Г.Э. с одним отношением - предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки Г.Э. с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной; - комбинированная Г.Э.- предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой (см. также Взаимодействие); проверяется только в факторном эксперименте.
ДАННЫЕ - первоначальные, еще не обработанные результаты эксперимента, зафиксированные в протоколе(например, время выполнения задачи, субъективный отчет испытуемого и т. п.). Наиболее важная часть Д. служит материалом для определения значений зависимой переменной (См. Протоколирование, Показатели измеряемые, Способ представления результатов.)
ЗНАЧЕНИЕ(meaning) - единица измерения зависимой переменной, конечный результат обработки полученных данных. Каждому из условий, или уровней независимой переменной соответствует определенное З. Совокупность З. представлена обычно в таблицах или на графиках.
ЗНАЧИМОСТЬ(significance) результатов- статистическая достоверность полученных различий между средними значениями зависимой переменной (при воздействии разных условийнезависимой переменной), отвечающих экспериментальной гипотезе. Для повышения внутренней валидности эксперимента проводится проверка З. - проверка отвержения (или неотвержения) нуль-гипотезы. З. результатов - необходимое (иногда - недостаточное) условие достоверности вывода, об исследуемой гипотезе.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ (variability) НЕСИСТЕМАТИЧЕСКАЯ - одно из свойств любой переменной, проявляющееся в непостоянстве ее изменений и приводящее к широкому разбросу экспериментальных данных (ср. «variability» и «vaгiable» - переменная). Основной источник ненадежности эксперимента, нарушения внутренней валидности. В практических(естественных) индивидуальных экспериментах - это И. Н. побочных переменных с течением времени (см. Фактор времени), для усреднения которой применяются способы первичного контроля (в частности, увеличение числа проб). В условиях искусственных экспериментов с относительной унификацией побочных факторов И. Н. сокращается, а благодаря возможности предъявить все необходимое число проб за сравнительно коpоткоe время уменьшается и разброс данных. Внутреннюю валидность группового эксперимента может нарушить И.Н. (здесь - изменения, или вариации) индивидуальных различий испытуемых; для контроля следует либо увеличивать количество испытуемых, либо добиваться взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп. Возможность И.Н. необходимо учитывать даже в лабораторных экспериментах, ведь полная стабилизация всех побочных факторов (т. е. проведение идеального, эксперимента) неосуществима на практике.
ИСПЫТУЕМЫЙ (fubiect) - субъект, привлеченный к участию в эксперименте для испытания воздействия независимой переменной. Эксперименты могут быть индивидуальными(здесь - с одним И.) и гpyпповыми. Потенциальными И. являются специально отобранные или имеющиеся в наличии (available) представители изучаемой популяции. Индивидуальные различия И. могут нарушать внутреннюю валидность эксперимента.
ИССЛЕДОВАНИЕ (study) КОРРЕЛЯЦИОННОЕ - исследование соотношения двух (или нескольких) переменных, характеризующих наличные индивидуальные различия людей и их поведения. В отличие от эксперимента, т. е. активного управления состояниями независимой переменной, в И.К. проверяются гипотезы о взаимосвязи уже существующих характеристик. И.К. необходимо также для определения диагностической ценности тестов, измеряющих эти характеристики. И.К. проводятся, как правило, на большом количестве испытуемых, с применением статистических способов контроля (для выделения возможных детерминант изучаемых различий используется, в частности, факторный анализ). И.К. разделяют по следующим параметрам: 1) возможность интерпретации одной из переменных в качестве независимой: либо эта переменная предшествует другой во времени (что позволяет высказывать эмпирические предположения об их причинно-следственной связи), либо нет; 2) возможность вычисления коэффициента корреляции (см. Корреляция) и 3) цель - либо собственно познавательная, теоретическая, либо чисто прикладная.
КВАДРАТ ЛАТИНСКИЙ- наиболее распространенная схема кроссиндивидуального (многоуровневого) эксперимента, основанная на позиционном уравнивании предъявления уровней независимой переменной (см. Уравнивание позиционное). «КЛ.» - это набор таких последовательностей уровней независимой переменной, в которых каждый из уровней встречается в каждой позиции только один раз. Схема КЛ. - случайный выбор и использование экспериментатором одного из вариантов этих наборов, когда каждая последовательность уровней предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Способ контроля эффектов однородного и, главное, неоднородного переноса при относительно небольшом числе испытуемых. Возможность возникновения эффектов ряда и центрации сохраняется; - К. сбалансированный- редуцированный вариант латинского К:, в последовательностях которого каждому уровню независимой переменной только один раз непосредственно предшествует каждый из остальных уровней. Позволяет контролировать эффекты неоднородного переноса с несложной статистической обработкой.
КОНТРОЛЬ, СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ (controls) - способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. При обозначении С.К. учитывается, во-первых, та общая или частная цель, которая достигается с их применением, и, во-вторых, - общий или частный фактор, подлежащий К. (т. е. устранению или усреднению). Так, с одной стороны, любые С.К. являются в итоге К. обобщения полученных результатов и выводов, а также К. внутренней или внешней валидности. С другой стороны, они выступают как С.К. основных источников нарушения валидности - ненадежности и смешения, и порождающих их конкретных факторов (например, фактора времени, фактора задачи, индивидуальных различийиспытуемых, эффектов последовательностипроб, предубеждений экспериментатора и др.). Конкретные С.К. приводятся в словаре вместе с описанием этих контролируемых факторов. Для общей характеристики С.К. их можно организовать так. Во-первых, С.К. могут быть непосредственно связаны с самим типом эксперимента. Некоторые источники нарушения валидности устраняются либо в результате «улучшения» реальности (например, К. систематического смешения и ненадежности в искусственном и лабораторном экспериментах), либо благодаря другим преимуществам, которые дает каждый новый тип эксперимента. Неслучайно поэтому некоторые виды экспериментов автор рассматривает как С.К:многоуровневый эксперимент - К. неполноты независимой переменной и др., факторный - К. сопутствующего смешения базисной переменной при проверке гипотез с одним отношением. В корреляционных исследованиях оказывается возможным только статистический К. Во-вторых, С.К. побочных и дополнительных влияний, неизбежно возникающих при проведении эксперимента, является любая экспериментальная схема.В соответствии с центральным параметром классификации экспериментальных схем - основанием сравнения условий (или уровней) независимой переменной, выделяют интраиндивидуальный, межгрупповой и кроссиндивидуальный К. О возможностях применения конкретных экспериментальных схем для К. внутренней валидности см. Последовательность, Стратегия построения групп, Распределение, Отбор, Уравнивание позиционное и др. Нужно добавить, что для К. сопутствующего смешения в лабораторных экспериментах требуются специальные схемы, не входящие в основную классификацию. С. К внешней валидности, связанные с решением проблем соответствия привлекаемых переменных, приведены в табл. 1. И наконец, существуют универсальные меры по К. побочных факторов, не зависящие от типа эксперимента и применяемых экспериментальных схем и названные поэтому С. первичного К. Они могут быть общими, например выбор адекватного количества проб, испытуемых, уровней независимой переменной, и частными - подбор задач, предварительные меры по распределению испытуемых и т. п. Сюда же относятся и сами условия проведения любого эксперимента (см. Планирование действий, Протоколирование), а также строгое соблюдение экспериментальных процедур.
КОРРЕЛЯЦИЯ - реально наблюдаемый факт, пример взаимосвязи того или иного состояния независимой переменной с определенным значением зависимой переменной. Без наличия и использования плана эксперимента исследователь может получить только отдельные К., не позволяющие проверить гипотезу. В тех случаях, когда управлять независимой переменной невозможно, привлекается корреляционный подход, т. е. установление статистического соотношения исследуемых переменных на большом числе испытуемых (cм. Исследование корреляционное). Если распределение полученных значений каждой из этих переменных имеет куполообразную форму, то можно вычислить коэффициент К. между ними. Коэффициент К. используется также для проверки надежности экспериментальных результатов, валидности тестов.
ЛИНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ - линия на диаграмме разброса данных, полученных в корреляционном исследовании двух переменных (например, при апробации нового теста: ось абсцисс – тестовые оценки, ось ординат - оценки диагностируемых различий). Л.П. соединяет средние оценки исследуемой переменной и тем самым позволяет в дальнейшем предсказывать её значения по тестовым оценкам. Достоверность предсказания определяется величиной коэффициента корреляциипеременных, которая и задает угол наклона Л.П. (от нуля - горизонтальная линия до единицы - 45").
МЕТОДИКА (method) - совокупность конкретных операций, процедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидности является точность (precision) соблюдения М. При проведении лабораторных экспериментов особо обсуждается вопрос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как «наказание», и т. п.) (см. Операциональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем разделе экспериментального отчета.
НЕНАДЕЖНОСТЬ (unrеliabilitу) - одно из основных нарушений внутренней валидности эксперимента. Источником Н. является главным образом несистематическая изменчивость побочных переменных, прежде всего фактора времени(в индивидуальном эксперименте) и индивидуальных различий испытуемых (в групповом), а также нестабильность всех привлекаемых переменных Н. экспериментальных данных означает, что при каждом новом повторении эксперимента результаты оказываются иными. Аналогично оценивается надежность (или Н.) тестов в корреляционных исследованиях: при каждом новом испытании одни и те же испытуемые должны получать одни и те же оценки. Способами обеспечения надежности результатов является увеличение числа проб и испытуемых (эталон - бесконечный эксперимент), выбор адекватных измеряемых показателей изучаемого поведения, искусственная стабилизация побочных факторов и др. Одна из форм Н. - неполнота независимой переменной, преодолеваемая с помощью введения большого числа уровней в многоуровневомэксперименте.
НУЛЬ-ГИПОТЕЗА - гипотеза об отсутствии различия между условиями независимой переменной (по их действию на зависимую переменную). Проверка Н.-г. возможна только в лабораторном эксперименте и необходима для установления статистической значимости экспериментальных результатов. Вероятности отвержения и неотвержения Н.-г. задаются альфа- и бета- уровнями (см. также Вывод статистический).
ОБОБЩЕНИЕ (generalization) - главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В практических индивидуальных экспериментах О. совершается так же, как и в жизни,- это общее заключение на основании ограниченного числа опытов, справедливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатов связана с репрезентативностью эксперимента и его валидностью и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия(и полноты представленности) дополнительных переменных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на изучаемую реальную ситуацию (искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контроля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезытребует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.
ОСНОВАНИЕ СРАВНЕНИЯ - первый и определяющий параметр классификации экспериментальных схем. Выделяются три глобальных типа О. С. между условиями независимой переменной, необходимого для проверки экспериментальной гипотезы: интраиндивидуальное (within-subject), межгрупповое (bеtwееn-grouрs) и кроссиндивидуальное (across-subjесt). В первом случае сравнение данных, полученных при предъявлении исследуемых условий, проводится по каждому испытуемому. Во втором случае условия сравниваются по данным соответствующих (экспериментальной и контрольной) групп испытуемых. А в третьем - для получения средних оценок каждого из сравниваемых условий (здесь - уровней) необходимы данные всех участников эксперимента, т. е. подсчет проходит по всем испытуемым. Интраиндивидуальными, межгрупповыми и кроссиндивидуальными называют экспериментальные схемы, а также сами типы эксперимента и используемые в них способы контроля.
ОТБОР(selection) - способ привлечения испытуемых, позволяющий обеспечить представленность изучаемой популяции и тем самым - высокую внешнюю валидность межгруппового эксперимента. Для О. испытуемых используются две из основных стратегий построения групп, т. е. две эффективные схемы межгруппового сравнения - случайный О. групп и случайный О. групп с предварительным выделением слоев (или случайный послойный О.). Последняя схема (при условии адекватности принципа выделения слоев изучаемой деятельности) позволяет достичь более высокой внешней валидности при одинаковом числе испытуемых. В указанных схемах О. сочетается с распределениемиспытуемых по группам, поэтому они обеспечивают не только внешнюю, но автоматически и высокую внутреннюю валидность (см. Распределение).
ОТНОШЕНИЕ между независимой и зависимой переменными - центральная составная часть экспериментальной гипотезы. С достоверностью полученного О. связана внутренняя валидность эксперимента. В многоуровневом эксперименте становится возможным проверять точныегипотезы об определенном типе количественных О. - абсолютных и пропорциональных, и выражать их в виде математической зависимости. Существуют три типа О. между независимой и зависимой переменными: - абсолютно-абсолютное О.: равные абсолютные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (математически - линейная зависимость); - относительно-абсолютное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (логарифмическая зависимость); - относительно-относительное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными относительными изменениями зависимой переменной (степенная зависимость). Количество входящих в гипотезу О. определяет ее вид: различают гипотезы с одним О. и комбинированные.
ОЧИЩЕНИЕ (purifyiпg) условий - отделение условий независимой переменной от сопутствующих их предъявлению, но не входящих в экспериментальную гипотезу, влияний, достигаемое с помощью специальных методических процедур в лабораторном эксперименте. О. условий необходимо для проверки точных экспериментальных гипотез (см. также Выделение независимой переменной).
ПЕРЕМЕННАЯ (variable) - основной термин словаря экспериментатора: любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте; - независимая П. (или фактор) - П., изменяемая экспериментатором; включает в себя два или несколько состояний (условий) или уровней; - зависимая П. - П., изменяющаяся при действии независимой П., принимая различные значения; - побочная П. - П. (или фактор), порождающая ненадежность или систематическое смешение; совокупностями побочных П. являются, например, фактор времени (см.), фактор задачи (см.), индивидуальные различия испытуемых (или субъективный фактор) (см.); - дополнительная П. - одна из составных частей экспериментальной гипотезы; для адекватной проверки частной экспериментальной гипотезы необходимо, чтобы уровень дополнительной П. соответствовал ее уровню в изучаемой реальности, а для проверки общей экспериментальной гипотезы - проведение экспериментов при разных уровнях дополнительной П.; - ключевая П. - дополнительная П., наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения; - единичная (unitary) независимая П. - независимая П, в лабораторном эксперименте (см. Выделение независимой П.); - вторичная П. - любая П., привлекаемая в лабораторном эксперименте для контролядействия первичной (независимой) П; - расширенная (widеr) П. - результат введения нового условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения; - качественная (qualitative, иngrаdеd) П. - независимая П., условия(состояния) которой отличаются друг от друга качественным образом; - количественная (quаntitаtivе, graded) - независимая П., различия между уровнями которой можно количественно измерить; привлекается в многоуровневом эксперименте; - базисная (undеrlуing, «лежащая в основе») П. - П., на которую (и только на нее), согласно теоретическим предположениям, оказывает свое действие независимая П.; точное определение результата этого действия требует проведения факторного эксперимента; - контрольная П. - одна из дополнительных П., ставшая второй независимой П. в факторном эксперименте, проведенном для контроля сопутствующего смешения базисной П. или обобщения результатов.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (planned manipulation - «запланированная манипуляция») эксперимента - первое необходимое условие его проведения, возможность самостоятельного управления независимой переменной. На практике - заранее составленный план предъявления условий или уровней, независимой переменной, т. е. экспериментальная схема.
ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЯЕМЫЕ (assessment) - количественная характеристика деятельности испытуемого в эксперименте, материал для определения значений зависимой переменной. Адекватный выбор П.И. повышает надежность и тем самым внутреннюю валидность эксперимента: чем больше отдельных реакций или действий испытуемого характеризуется одним П.И., тем меньше несистематическая изменчивость получаемых результатов. От степени соответствия П.И. реальной деятельности испытуемого зависит внешняя валидность.
ПОПУЛЯЦИЯ - контингент потенциальных испытуемых, объединенных общей возрастной, профессиональной или другой принадлежностыо, изучаемый в экспериментальном исследовании. Распространение экспериментальных результатов на П. (обобщение) - основное преимущество эксперимента с привлечением большого числа испытуемых. Необходимым условием такого эксперимента является представленность П. исследуемой выборкой испытуемых, достигаемая с помощью их правильного отбора.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (order) - порядок предъявления испытуемым условий(или уровней) независимой переменной в экспериментах, проводимых по индивидуальным схемам. С последовательным характером предъявления проб связаны эффекты П. (в частности, эффекты переноса). Выделяют три типа П., которым соответствуют основные схемы интраиндивидуального эксперимента: - схема случайной П. - предъявление испытуемому условий (или уровней) независимой переменной в случайном порядке. Эффективный способ интраиндивидуального контроля факторов времени. Для использования схемы (и повышения надежности) требуется большое количество проб: Систематическое смешение практически устраняется (за счет усреднения эффектов переноса), кроме случаев асимметричного взаимовлияния предъявляемых условий. Случайная П. применяется также для распределения экспериментальных задач по разным условиям независимой переменной; - схема регулярного чередования - поочередное предъявление испытуемому двух условий независимой переменной; способ интраиндивидуального контроля факторов времени. При достаточно большом количестве проб повышается надежность эксперимента, усредняются эффекты однородного, симметричного и неоднородного переноса. Регулярный характер предъявления условий не позволяет устранить ряд источников систематического смешения: предубеждения экспериментатора, асимметричные взаимовлияния условий независимой переменной, а также последствия периодических событий, происходящих (по объективным причинам) во время предъявления одного из этих условий; - схема позиционно уравненной (counterbalanced) П.- П. предъявления условий (или уровней) независимой переменной, в которой позиции (номера) каждого из них составляют в среднем равные числа. Применяется при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб). Эффективна как способ контроля факторов времени, если его изменения линейны, а также однородных и симметричных влияний П. В случаях неоднородного и асимметричного переноса схема не обеспечивает контроля систематического смешения. Возможность усреднения последних видов эффектов П. проб возникает при использовании позиционного уравнивания сразу для нескольких П. уровней в кроссиндивидуальных экспериментах (см. Уравнивание позиционное).
ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА (experimenter bias) - один из источников систематического смешения, оказывающий побочное благоприятное (или неблагоприятное) влияние на действие одного из условий независимой переменной. П.Э. (в. отношении этого условия) могут передаваться испытуемым и влиять на их деятельность в эксперименте, приводить к необъективности учета экспериментальных данных и т. п. Способы контроля П.Э. связаны с повышением точности соблюдения экспериментальных процедур (в частности, с применением автоматических устройств). Если снятие показателей необходимо включает субъективный элемент, то используется схема случайной последовательности предъявления условий, привлекаются методы экспертных оценок и т. п. Эффективным средством устранения П.Э. (и испытуемых) является постепенное и точно фиксируемое изменение независимой переменной в многоуровневом эксперименте. П.Э. и испытуемых - основные (и трудноконтролируемые) побочные переменные в корреляционных исследованиях. В специальной литературе термин «bias» часто переводится буквально - «байес», причем выделяются его различные виды, каждый из которых представляет собой побочное систематическое влияние.
ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ(documentation - «подтверждение документами») - второе необходимое условие проведения эксперимента. П. плана эксперимента и хода его проведения обеспечивает полный учет данных для составления экспериментального отчета.
ПРОЦЕСС БАЗИСНЫЙ - составная часть представления комплексной зависимой переменной, входящей в теоретическую модель, которая позволяет интерпретировать результаты эксперимента. Такие модели служат для постановки точных экспериментальных гипотез о механизмах изучаемого поведения. Например, модели о взаимодействии двух П. Б., на каждый и которых независимая переменная оказывает различное воздействие, являются источником гипотез о максимальной (или минимальной) величине (см.). При проведении эксперимента П.Б. соответствует базисная переменная и от адекватности этого соответствия зависит его внутренняя валидность.
РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (subject variable - «субъективная переменная», или фактор) испытуемых - основной источник ненадежности (и тем самым - нарушения внутренней валидности) в групповом эксперименте. Испытуемые могут различаться как по известным признакам (возраст, пол и т.д.), так и по трудноконтролируемым. Усреднение Р. И. испытуемых экспериментальной и контрольной групп достигается с помощью различных схем межгруппового сравнения (см. Распределение, Отбор). Как в экспериментальных, так и - корреляционных исследованиях построению групп может предшествовать выявление (и точное определение) Р.И., важных для изучаемого поведения, с помощью предварительных проверок (см. Стратегия построения групп).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (assigning) - способ организации экспериментальных групп из имеющихся в наличии испытуемых - либо специально привлеченных («сaptive», «заложников»), либо добровольных участников эксперимента. В соответствии со стратегиями, применяемыми для Р. испытуемых по группам, выделяют три эффективные схемы межгруппового сравнения: случайное, Р. групп, попарное Р. групп и случайное Р. групп с предварительным выделением слоев (или послойное случайное Р.). Если признаки подбора пар и выделения слоев тесно связаны с изучаемой деятельностью, то отвечающие им схемы обеспечивают более высокую внутреннюю валидность по сравнению со случайным Р. при одинаковом числе испытуемых. Достижение же внешней валидности эксперимента зависит не только от Р. выборкииспытуемых, но и от их правильного отбора.
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОЙ (main effect) - количественно выраженная сила воздействия независимой переменной на зависимую (базисную) переменную. Вычисляется как разность средних значений зависимой переменной, полученных при воздействии разных уровнейвторой независимой переменной в факторном эксперименте. Для полноценного анализа полученных данных необходимо учитывать не только основные Р.Д. привлекаемых независимых переменных, но и взаимодействие между этими переменными; - простой Р.Д. - Р. Д. независимой переменной, не связанный с влиянием дополнительных факторов (альтернатива - действие комбинации нескольких независимых переменных). Определение простого РД. требует проведения факторных экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ эксперимента - степень приближения реального эксперимента (или конкретной экспериментальной схемы) к одному из видов безупречного эксперимента. Поскольку реальный эксперимент в принципе не может быть безупречным, постольку оценка Р. каждого данного эксперимента (или схемы) проводится обычно путем cpaвнения его с другим аналогичным экспериментом (или схемой) по отношению к одному из видов безупречного эксперимента, который служит образцом для сравнения. Репрезентативность выборки испытуемых - степень адекватности отражения свойств и характеристик изучаемой популяции в выборкеиспытуемых, привлеченных для эксперимента. Высокая Р. выборки означает высокую представленность популяции, то и другое достигается с помощью правильного отбора испытуемых. Термин «Р.» (здесь - «соответствие») используется также по отношению к конкретному испытуемому, а иногда - к условиям проведения эксперимента. Буквальный перевод термина «representativeness» принят в специальной литературе. Однако при переводе однокоренных слов считают более удобным русский вариант: «to represent» - «представлять», непосредственно передающий содержание. При чтении учебного текста это позволит избежать трудностей в понимании таких терминов, как «представленность» (ср. «репрезентированность»), «представитель» (ср. «репрезентант») и т. п.
СМЕШЕНИЕ(соnfоunding) СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ - второй основной источник нарушения внутренней валидности. С.С. связано с тем фактом, что действие независимой переменной сопровождается целым рядом других переменных, которые могут систематически различаться при предъявлении разных условий независимой переменной, и тем самым оказывать на действе одного из них благоприятное (или неблагоприятное) влияние. Предъявить же эти условия одновременно невозможно, и поэтому иногда С. называют «процедурным». Факторы, порождающие С. С., можно разделить на три группы. Во-первых, это различия уровней необходимых дополнительных переменных: факторов задачи, индивидуальных различий испытуемых и т. п. Во-вторых, периодические или долговременные изменения побочных факторов, входящих в состав факторов времени (например, изменение погодных условий, периодическая регулировка экспериментальной аппаратуры и т.д.). И, наконец, различия взаимных влияний самих условий независимой переменной, приводящие (в индивидуальных экспериментах) к эффектам последовательности. Совокупность способов контроля С. С. можно описать следующим образом. Во-первых, с усовершенствованием экспериментов появляется возможность полного устранения некоторых (но не всех) источников С. С. Так, в искусственномэксперименте унифицируется ряд важных дополнительных переменных, в групповом - устраняются факторы задачи и эффекты последовательности, в многоуровневом - предубежденность испытуемых. Во-вторых, для усреднения результатов неустранимых влияний применяются различные экспериментальные схемы. В интраиндивидуальных экспериментах, где таких влияний больше всего, наиболее эффективной является схема случайной последовательности (и это понятно, ведь остальные последовательности - систематичны): только она позволяет усреднить эффекты неоднородного (и отчасти - асимметричного) переноса, снять влияния предубеждений экспериментатора и т.п. Схемы межгруппового сравнения позволяют достичь соответствия групп по индивидуальным различиям испытуемых. Кроме того, привлекаются меры для контроля отдельных факторов: подбор и распределение экспериментальных задач, применение косвенных инструкций и т.д. В специальной литературе термин «confounding» иногда переводят как «смешивание». Предложенный нами вариант выбран не только в силу чуть лучшего звучания по-русски. Ведь постоянное взаимное сопровождение, т. е. смешивание основной и дополнительной переменных происходит в реальности (где, собственно, нет никаких проблем контроля С.С.), а экспериментатор имеет дело с уже совершившимся событием - фактом С., последствия которого ему нужно предусмотреть, устранить или усреднить, т. е. проконтролировать.
СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (associative confounding) - источник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимостью оперировать единичными переменными для проверки точных экспериментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой переменной (например, рассечение свода) необходимо (дословно – «ассоциативно») связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида С.С. - искусственное и естественное. С.С. неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля С.С. возникает также в отношении зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы С.С. являются важными для теоретических корреляционных исследовании, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей и т.д.); - искусственное(агtifасtuаl) С. - сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения, Для контроля искусственного С. независимойпеременной (например: введение лекарства - факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специальное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким образом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняются. Контроль искусственного С. базисной переменной (например, нарушения узнавания у животных, требующего для своего исследования привлечения задач на запоминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперименте: используется вторая, контрольная переменная (объекты, не получающие подкрепления, либо предъявляются, либо нет), при активномусловии которой воздействие испытывает только сопутствующая переменная, а при пассивном - и сопутствующая, и базисная; |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |