Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Матрица ассоциативных реакций




 

Стимул

Логическая реакция

Грамматическая реакция

центральная перифери- ческая синтагмати- ческая парадигмати- ческая
1 2 3 4 5 6 … 30 Всего, в %        

            Инструкция испытуемому:«В ответ на предъявленное слово- стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову».

Список слов-стимулов

1 Армия 16 Болезнь
2 Музыка 17 Рука
3 Гладкий 18 Дверь
4 Свистеть 19 Гулять
5 Сладкий 20 Ветер
6 Окно 21 Цветок
7 Спать 22 Праздник
8 Погода 23 Лекарство
9 Дерево 24 Ботинок
10 Танцы 25 Блестящий
11 Врач 26 Кричать
12 Нога 27 Соленый
13 Мягкий 28 Стена
14 Петь 29 Ходить
15 Горький 30 Солнце

 

         

Обработка результатов. После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул - реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции.

Логические реакции делятся на подгруппы центральных и периферических, грамматические – на под­группы синтагматических и парадигматических.

1. Логические связи – это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть (например, армия – солдат или болезнь – смертельная), то ставится знак в графу «центральная логическая реакция». Если же эта связь отсутствует, то галочку ставят в графе «периферическая логическая реакция» (например, армия – танец или болезнь – еда). Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т. п. Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций – не менее 65 % от общего количества предъявленных стимулов

2. С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Под синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией понимается связь между разными грамматическими категориями, например между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями (хороший – поступок, дождь – идет). Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории (хороший – плохой, дождь – грязь). Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о комплексности мышления, неумении испытуемого выделять рядоположные объекты и их признаки. Эта комплексность мышления, по мнению Л. С. Выготского, составляет специфику детского мышления с его синкретизмом, комплексностью: предмет или признак видятся вместе с дополняющими их аксессуарами (характер­ная ассоциативная реакция у детей: экскаватор – копает, мальчик – де­рется, молоко – белое). Для взрослых носителей русского языка харак­терно преобладание парадигматических ассоциативных реакций – не менее 70%. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недо­статочности аналитических операций, о некотором инфантилизме мышления. Иногда это может быть следствием индивидуально-психологических особенностей испытуемого вроде правосторонней ассиметрии мозга (тип художника).

 

Обсуждение результатов. При анализе результатов эксперимента  необходимо проанализировать процентное соотношение центральных и периферических логические реакции, а также синтагматических и парадигматических грамматических реакций.Сопоставить свои показатели с нормативными, характерными для взрослых носителей русского языка. Сделать выводы об индивидуальных особенностях  ассоциативного мышления.

 

Методика «Незаконченные предложения»

 Вводные замечания. На базе свободного ассоциативного эксперимента построена также проективная методика «Незаконченные предложения», когда испы­туемым предъявляются не один словесный стимул, а несколько, вдобавок объединенные грамматическими связями. Хорошо известными являются такие виды «незаконченных предложений», как тесты на агрессивность, семейные отношения и другие.

 

Цель работы: формирование умений оценки эгоцентризма в речи испытуемых.

Оборудование: ряд незаконченных предложений.

 

Выполнение задания.Испытуемые должны дополнить предложенные «начала» предложений любыми подходящими словами, чтобы целое предложение носило характер законченного высказывания.

 

Инструкция испытуемому: «Допишите несколько любых слов к предложенным, чтобы получилось связное высказывание».

 

Образцы предложенных начал предложений:

1. В ситуации...

2. Легче всего...

3. Чем дальше...

4. По сравнению...

5. В действительности...

6. Несколько лет назад...

7. Это неверно, что...

8. Будет время, когда...

9. Основная проблема в том, что...

10. Самая большая...

 

Обработка и обсуждение результатов.  При анализе экспериментальных результатов подсчитывается количество личных местоимений «Я» или их падежных форм («мне», «мною», «для меня»), которое и является мерой эгоцентризма. На основании имеющихся групповых норм можно предположить, что увеличение количества личных местоимений от 2-3 и выше свидетельствует об увеличении эгоцентризма, направленности на себя.

 

Парный ассоциативный тест (проба с лидером)

 Вводные замечания. На основе свободного ассоциативного эксперимента построен и широко применятся в практике подбора совместимых людей в группах парный ассоциативный тест (проба с лидером). Сущность его состоит в том, что вербальные стимулы предъявляются одновременно двум испытуемым, и они одновременно должны отвечать любыми словами, пришедшими им в голову. Парный ассоциативный тест позволяет установить лидера в диаде.

 

Цель работы: формирование умений установления лидера в диаде.

             Оборудование: группа слов-стимулов в количестве 30-40 единиц.

 

 Выполнение задания. Используется демонстрационный вариант парного ассоциативного теста. Для этого двое испытуемых выполняют указания экспериментатора (преподавателя), а все остальные выступают в качестве наблюдателей – экспертов.

 

 Инструкция испытуемым:   «В ответ на предъявленное слово-стимул отвечайте любым словом, пришедшим в голову».

 

Обработка и обсуждение результатов.Наблюдая за поведением обоих участников эксперимента, эксперты определяют их особенности и тенденции к лидерству или ведомости. Для выявления лидера в диаде необходимо выявить следующие характеристики:

-  для лидера характерно более короткое время реакций;

- более громкий уверенный голос;

- меньшее количество задержек и пропусков;

- большее количество реакций соответствует центральным и  парадигматическим типам;

- отмечается также навязывание своих ассоциаций второму члену группы – ведомому.

 

Контрольные вопросы

1. Какие критерии используются для оценки свободных ассоциативных реакций?

2. Чем отличаются синтагматические ассоциативные реакции от парадигматических?

3. Укажите различие между центральными и периферическими ассоциативными реакциями.

4. Что определяется с помощью коэффициента общности реакций?

5. Можно ли установить разницу между ассоциативными реакциями на родном и неродном языках?

6. Что собой представляет парный ассоциативный эксперимент?

 

 



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...