Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспериментальное исследование языка (речи) с помощью Прямого (свободного) ассоциативного теста




Тема задания.Знакомство с методами  экспериментального изучения особенностей языка (речи) и ассоциативного мышленияс помощью Прямого (свободного) ассоциативного теста и методик, построенных на его основе.

 

      Введение

Язык – это система словесных знаков, общих для всех членов социума, ре­гулятор их совместной деятельности, средство коммуникации, оформления и формулирования мыслей, передачи и закрепления общественно-истори­ческого опыта.

Любые знаки, в том числе словесные, заменяют собой пред­меты и явления реальной действительности, расширяют сферу взаимодей­ствия, выходя за пределы конкретного времени и пространства, обеспечива­ют наибольшую экономичность и комфортность для пользователей. Знаки по своей природе искусственны, в отличие от естественных сигналов и при­знаков. Знаки различаются меж­ду собой по модальности (например:  зрительная система зна­ков дорожного движения, слуховые знаки азбуки Морзе, жестовые знаки глухонемых), длине и сложности алфавита (например: знаки светофора и же­сты регулировщика), степени конкретности-абстрактности (пиктограммы в местах международных спортивных соревнований и абстрактная живо­пись). Знаковость поведения - сущность человеческого бытия, человеческо­го сознания. Среди всех знаков особое место занимают вербальные, языковые знаки, т.к. с их помощью можно объяснить или создать любую систему знаков.

Любой знак обладает двумя важнейшими характеристиками: внешним планом выражения и внутренним планом содержания, иначе говоря – значением. Проблемы значения изучаются семантикой (от греческого – обо­значающий), довольно часто – психосемантикой, поскольку знаки создают­ся людьми в целях удобства общения. Самыми важными критериями эффек­тивности знака, в том числе вербального, являются знание его плана содер­жания (значения) и частота использования. Невостребованный знак посте­пенно переходит в разряд мертвых, а плохое знание плана содержания при­водит к ошибкам взаимодействия, иногда – к его невозможности.

Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений назы­ваетсяречью. Речь теснейшим образом связана с человеком и, особенно – ­с его мышлением. Она отражает его индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности.

Классификация видов речи разнообразна. Речь может быть внешней, внутренней и эгоцентричной, пассивной (аудирова­ние, слушание, понимание  и чтение) и активной (говорение и письмен­ная речь), монологической и диалогической, короткой и длинной, быстрой и медленной, понятной, отчетливой и сумбурной, эмоционально выразитель­ной и монотонной, естественной и манерной, тихой и громкой, яркой и туск­лой, интеллигентной и вульгарной, грамотной и неграмотной и т. д.  Речь име­ет не только различные формы, но и выполняет различные функции – от эк­спрессивной до интеллектуальной. Разнообразие функций речи определяют возраст, пол, этническая и социальная принадлежность, уровень интеллек­туального развития, профессиональные занятия, эмоциональное состояние.

Основным показателем хорошей речи является адекватное использова­ние языковых средств, поэтому, прежде чем переходить к оценке различных речевых процессов, следует убедиться в том, что испытуемый достаточно хорошо ориентируется в системе языковых знаков, т. е. в системе семанти­ческих связей.

Существуют два основных метода оценки: прямой и косвенный. С помо­щью прямого метода испытуемый дает осознанные ответы по поводу самых важных существенных признаков различных языковых знаков (например, в  «Словарном субтесте» Векслера дается задание определять значения различных слов, от простых и конкретных до более сложных и абстрактных).  К прямым методам относятся также различные задания аналитического типа: найти в предложении главные члены, перевести предложение, отве­тить на вопросы, задать вопросы, обобщить содержание текста в одном пред­ложении.

Косвенные методы, в отличие от прямых, не требуют или в гораздо мень­шей степени требуют осознанных реакций. Среди косвенных методов выде­ляются группы психофизиологических, ассоциативных, игровых и методов семантического дифференциала (СД).

Психофизиологические методы основываются на соотнесении первосиг­нальных и второсигнальных реакций, например на регистрации работы слюн­ных желез в ответ на предъявляемые слова-стимулы типа «лимон», «клюк­ва», «клубника». Совпадение реакций указывает на адекватное понимание семантических стимулов, отсутствие реакций – на искаженное представле­ние о признаках слов.

  Ассоциативные методы в экспериментальной психологии зарекомендо­вали себя достаточно прочно с конца XIX в. Они показывают не столько семантические характеристики отдельных слов-стимулов, сколько наличие определенных связей между группами стимулов. Слова-стимулы могут отражать профессиональные особенности лексической структуры, эмоциональное отношение к действительности – положительное, отрицательное или нейтральное, степень конкретности – абстрактности. В некоторых прикладных аспектах, например в криминалистике, разными реакциями на разные стимулы пользуются с целью выявить причастность к событиям. Обычно в таких случаях после двух – четырех нейтральных слов предъявляли эмоциональное слово, затем снова одно – два нейтральных (например, трамвай, окно, сумка, школа, КРАЖА, дождь). Для таких экспериментов очень ценными являются показатели времени ре­акции. На эмоциональные слова обычно время реакции резко возрастает, иногда в два с лишним раза. В данных случаях, скорее всего, работают меха­низмы психологической защиты.

На основании свободного ассоциативного эксперимента можно также, сравнивая ответы-реакции разных испытуемых, найти наиболее частые, общие, что может привести к построению ассоциативных норм любого языка. Такими были первые эксперименты К. Юнга, который сравнивал общность ассоциативных реакций у своих пациентов в клинике. Юнг установил, что родственники или представители одной и той же профессии (у него –   адвокаты) чаще всего дают одинаковые реакции. Можно также составить поле семантических множителей для определенного стимула. Для этого целесообразно воспользоваться формулой американского психолога Клода Нобла:

 

где  п — общее количество совпавших реакций, N – общее количество всех реакций.

На основании полученных экспериментальных показателей можно построить самостоятельные семантические микросистемы, которые оказываются очень удобными для формализации семантической структуры языка.  Семантические микросистемы позволяют лучше усваивать чужую языковую систему, восстанавливать умственную работоспособность, осуществлять более точный и выразительный перевод, в том числе и машинный.

Чрезвычайно большой интерес вызывает психологический анализ ассоциативных реакций на родном и неродном языках. С этой целью экспериментатор вначале проводит свободный ассоциативный тест на родном языке, а затем, спустя некоторое время, на неродном. Обычно это изучаемый язык, но у билингвов может быть и второй язык, которым они владеют так же свободно, как и первым. При анализе результатов строится точно такая же матрица, как и ранее, с распределением типов ответов по логическим и грамматическим реакциям. Чаще всего, особенно в случаях неполного владения вторым языком, резко увеличивается число периферических случайных реакций, вплоть до повторения слова-стимула или его перевода. За счет этого уменьшается количество синтагматических грамматических реакций, так как испытуемые не прошли этапа овладения слитными, комплексными представлениями. Целесообразно также рассчитать коэффициент совпадения реакций на родном и неродном языках, который, по мнению ряда авторов, определяет степень свободного или переводного билингвизма каждого испытуемого.

    К совп. реакций = совп. реакций/ всех реакций ∙ 100%

При коэффициентах более 50 % билингвизм проявляется в продвинутой форме, и чем он выше, тем больше доказательств свободного владения двумя и более языковыми структурами. Предполагается, что при единой сенсорно-перцептивной базе ассоциативные реакции или полностью совпадут, или хотя бы совпадут по семантическому пространству (например, русская реакция на стимул «армия» может быть «солдат», а английская – «general»). При коэффициентах менее 50% билингвизм носит переводной и явно недостаточный для свободного общения характер. В некоторых иммиграционных центрах, например в Канаде, этот ассоциативный эксперимент называют тестом для иммигрантов и по его результатам определяют будущее трудовое и профессиональное использование въезжающего в другую страну и тем самым – в чужую языковую стихию. Лица, показавшие невысокие результаты, могут рассчитывать только на малопрофессиональные, не требующие активного взаимодействия места работы.

 

Цель работы: формирование умений выявления индивидуальных особенностей  ассоциативного мышления.

Оборудование: группа слов-стимулов в количестве 30-40 единиц, относящихся к различным частям речи – существительным, глаголам, прилагательным, наречиям. Желательно при выборе ориентироваться на частоту встречаемости этих слов, что можно установить по частотному словарю или по словарю ассоциативных норм русского языка. В крайних случаях можно ограничиться списком из 10 слов-стимулов или провести эксперимент во время двух-трех предъявлений; таблица для регистрации результатов пробы.

 

 

Выполнение задания. Экспе­риментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5-6 секунд, необходимых для записи реакции. При наличии соответствующей аппаратуры целесообразно фиксировать индивидуальное время ассоциативной реакции для его последующего анализа. Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемые составляют таблицу.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 510.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...