Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты корректурной пробы.




СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 4

Лабораторная работа № 1 Исследование особенностей внимания и работоспособности с помощью методики «Корректурная проба» Бурдона – Анфимова…………………………………………………………5

     Лабораторная работа № 2 Экспериментальное исследование языка (речи) с помощью Прямого (свободного) ассоциативного теста………………...11

Лабораторная работа № 3 Изучение особенностей речи и мышления с помощью Направленного ассоциативного эксперимента………………...19

Лабораторная работа № 4 Экспериментальное исследование особенностей группового мышления…………………………………..…22

 

Лабораторная работа № 5 Диагностика самооценки соответствия

 образа собственной личности и идеального образа психолога с помощью методики Личностного дифференциала………………………27

 

Лабораторная работа № 6 Исследование самооценки с помощью методики  Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн……………………………….31

 

Лабораторная работа  № 7 Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири………………………34

 

Литература……………………………………………………………….…39

 

Словарь экспериментатора…………………………………………………42

 

Приложение 1. Бланк методики «Корректурная проба» Бурдона-Анфимова……………………………………………………………………69

 

Приложение 2. Текст опросника методики диагностики межличностных

отношений Т. Лири………………………………………………………….71

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в подготовке студентов к практической и научно-исследовательской работе должен играть курс экспериментальной психологии, состоящий из теоретической части, нацеленной на знакомство с основными методами психологического исследования, и практической части, позволяющей научить студентов реализовывать практические задания, получать и интерпретировать результаты исследования, оформлять их в виде нормативных отчетов.

Представленные лабораторные работы и практические задания подбирались таким образом, чтобы выполнение их было доступно, реализуемо без дорогостоящего оборудования. В первой части пособия представлены различные области общей психологии (от раздела «ощущения» до раздела «личность»).

Каждая лабораторная работа начинается с теоретического введения, содержит тему задания, цели, методику и организацию проведения работы, обработку и обсуждение результатов. В конце работы приводятся контрольные вопросы, список литературы и приложения.

В приложении представлен «Словарь экспериментатора», содержащий основные термины экспериментальной психологии и их характеристики. Описание содержания используемых понятий позволяет также уточнить особенности перевода терминов. Знания представленной терминологии являются базовым условием полноценного обсуждения и усвоения материала.

Материалы пособия направлены на формирование тезауруса экспериментальной психологии, совершенствования навыков студентов в проведении экспериментальных работ. Использование пособия в учебном процессе позволит расширить возможности самостоятельно работы студентов по курсу экспериментальной психологии.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Исследование особенностей внимания и работоспособности с помощью методики «Корректурная проба» Бурдона – Анфимова

Тема задания.Ознакомление студентов с методами  экспериментального изучения внимания. Отработка использованияметодики «Корректурная проба» Бурдона – Анфимова с целью изучения особенностей внимания и работоспособности в ходе выполнения задания.

 

Введение

    Одним из определений внимания в психологии является предложенное  Н. Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Внимание можно рассматривать как процесс (или стороны какого-либо психического процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (на­пример, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).

 В зависимости  от  уровней психической регуляции внимание делится на непроизвольное, произвольное и послепроизволь­ное. Если направленность и сосредоточенность не требуют волевых усилий, то говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание обусловлено как фи­зическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т. п.), так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связа­ны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий – послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопро­вождается поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий.

К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период време­ни. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъек­та с тем, чтобы оперировать этой информацией. С помощью эк­спериментальных исследований было установлено, что объем внимания опреде­ляется шестью элементами.                         

Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыде­ленные объекты используются им как фон. Этот выбор из множества сигна­лов только некоторых из них носит название избирательности внима­ния. Количественным параметром избирательности внимания считается, на­пример, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным – точность, т. е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Показатель успешности внима­ния является комплексной характеристикой. Он включает и количественные (скорость), и качественные (точность) параметры избирательности.

Устойчивостьвнимания – это способность субъекта не отклонять­ся от направленности психической активности и сохранять сосредоточен­ность на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания яв­ляются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Исследо­вание устойчивости внимания важно проводить в динамике. Концентрация внимания предусматривает так­же определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания про­изводят по интенсивности помех. Распределение внимания свидетель­ствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами. Переключение внимания представляет собой перемещение его на­правленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания яв­ляется степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью пере­хода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что ско­рость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переклю­чения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы, активностью и заинтересованностью, уровенем мотивации и т. д.

Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным при­емом.

Экспериментальные исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны по­требностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратур­ные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным ус­ловием является учет активности самого субъекта. В последнем случае наи­более распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы мо­гут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задача испытуемого заключается в об­наружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом. Различные модификации корректурной пробы активно используются в экспериментальной психологии. Используемая в данной лабораторной работе корректурная проба относится к бланковым тестам скорости. В психодиагностической практике применяется с 1895 г. (тест Б. Бурдона) для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Цель работы:формирование умений выявления индивидуальных особенностей внимания и работоспособности (на материале методики "Корректурная проба").

Оборудование: стандартные тестовые бланки корректурной пробы, содержащие стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке (Приложение 1), секундомер, таблица для регистрации результатов пробы.

 

Выполнение задания. Задача испытуемого заключается в том, чтобы вычеркивать оп­ределенные буквы на бланке. При этом на 2-й и 4-й минутах опыта экспериментатор без предупреждения вво­дит помехи, негромко называя те или иные буквы алфавита. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждые 30 секунд, исследователь по истечении данного интервала времени говорит слово "черта". Испытуемый дол­жен отметить вертикальной линией на строке то место, где застало его это слово и продолжать работу дальше. Работа с корректурным бланком рассчитана на пять минут. Результаты выполнения задания каждый испытуемый определяет сам и фиксирует в протоколе.

 

Протокол.

Результаты корректурной пробы.

 

 

Вре-

мен-

ные проме-

жутки

(30 с)

 

 

 

 

Фон

 

Ответы испытуемого

(на корректурном бланке)

Характеристики внимания

 

Про-смотренные

(N)

Пра-

виль

ные

(m)

Оши

боч

ные

 

Ско-

рость

выбо-

ра

(S)

Коэф-фици-ент

точ-

ности

(А)

То же,

сред-

нее

значе-ние

 

 

Пока-

затель

кон-

цент-

рации

(К)

 

Про

дук-

тив-

ность

(Е)

 

r p
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Без помех То же С помехами(1) Без помех То же То же С помехами(2) Без помех То же То же                     А1 А2 Ап1 А4 А5 А6 Ап2   А' бп      А"бп   К'     К''        

Инструкция испытуемому:"Вам даны листы с набором букв. Для участия в эксперименте Вам необходимо просматривать эти буквы построчно, слева направо, как при чтении, вычеркивая вертикальной чертой буквы «р» и «к». Работайте очень внимательно, но в то же время как можно быстрее. Если один бланк закончился, то, не задерживаясь, продолжайте на другом листе и т.д.

     Когда во время работы я скажу слово "черта", поставьте в том месте, где Вас застанет сигнал, короткую вертикальную линию. Затем продолжайте выполнять задание без остановки. На другие мои слова внимания не обращайте. В процессе работы разговаривать нельзя".  

 

 Обработка результатов.

1. Проверка исследова­телем заполненного бланка. Все выявленные ошибки отмечаются чернилами другого цвета. Целесообразно осуществить проверку листов дважды.

2. Подсчитывается  количество просмотренных стимулов для каждого временного интервала (N)

3. Подсчитывается количество правильных ответов (m) для каждого временного промежутка.

 4. Подсчитывается количество ошибочных (r) и пропущенных (p) обозначений для каждого тридцатисекундного интервала.

5. Определяются показатели скорости выбора (S) для каждого временного промежутка в отдельности (S1…S10) согласно следующей формуле:

S=m/t,

где t- время каждого временного промежутка (30 сек.)

6. Строится  график, условно называемый графиком динамики устойчиво­сти внимания,  для чего на  оси абсцисс откладываются все 30-секундные  отрезки  (t1 ... t10),  а на оси ординат - скорости выбора (S1 ... S10).

7. Подсчитывается  коэффициент точности (А) для каждого временного интервала по формуле Уиппла:

А=(N-r)/(N+p)

 

8. Вычисляются  коэффициенты точности внимания до воздействия помех (А'бп) и (А"бп). Так как до l-й помехи два временных промежутка,  то  А'бп  вычисляется  как  среднее  арифметическое  из

А1 +А2.  Аналогично   и   А"бп  должно  вычисляться  как  среднее  из

А4 +A5+A6.

9. Вычисляется показатели концентрации (К') и (К'')  согласно следующим формулам:

 

              К'= Ап1/А'бп                 К''=Ап2/А''бп

 

10. Совместно с экспериментатором определяются средние значения  К' и К'' для всей группы испытуемых.

11. Подсчитывается показатель продуктивности (Е) для каждого временного промежутка по формуле:

 

Е=m∙А

 12. По результатам вычислений строится график,на котором представлено изменение продуктивности внимания в ходе эксперимента. Для этого на  оси абсцисс откладываются все 30-секундные отрезки  (t1 ... t10),  а на оси ординат – показатель продуктивности (Е1 ... Е10).

 

Обсуждение результатов. При анализе результатов эксперимента на графиках  необходимо проследить инди­видуальную динамику устойчивости внимания в течение всего задания. Об­ратить внимание на изменение показателей скорости  и продуктивности выполнения задания на 2-й и 4-й минутах (т.е. на временных промежутках с помехами). Сделать выводы о влиянии помех на устой­чивость внимания. Сопоставить свои показатели концентрации внимания со среднегрупповыми показателями и сделать выводы об индивидуальных осо­бенностях внимания.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение устойчивости и концентрации внимания.

2. Какие условные количественные показатели используются для изме­рения устойчивости и концентрации внимания?

3. Какая измерительная шкала использована в данном задании?

4. Какая общая особенность экспериментальных исследований устойчи­вости внимания?

 



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 598.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...