Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение особенностей речи и мышления с помощью Направленного ассоциативного эксперимента.




Тема задания.Отработка использования Направленного ассоциативного эксперимента с целью изучения знания языка, умения логически мыслить, соотносить различные типы связей, дифференцировать индивидуальные особенности.

 Введение.

Направленный ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного отличается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает (или записывает) не любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инструкцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции испытуемых как бы направляются по определенному руслу. Это накладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуемых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении. Инструкции могут быть разными как по направленности, так и по степени сложности. Например, подбор реакций-антонимов или синонимов – более легкая задача, подбор по принципу родо-видовых или степенных отношений – более сложная.

 

Цель работы: формирование умений выявления индивидуальных особенностей  речи и мышления испытуемых.

Оборудование: группа слов-стимулов в количестве 30-40 единиц, выбранных по словарю синонимов или антонимов, таблица для регистрации результатов пробы.

 

Выполнение задания.Экспе­риментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось несколько секунд, необходимых для записи реакции. Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемые составляют таблицу.

 

Инструкция испытуемому:«В ответ на предъявленное слово- стимул запишите слово противоположного значения (антоним)».

 

 

           Результаты направленного ассоциативного эксперимента

Вербальные стимулы Адекватные реакции Семантические парафазии Неадекватные реакции
1 2 … Общее количество      

 

 

Список предлагаемых слов-стимулов.

 

1 Злость 16 Вершина
2 Господин 17 Тусклый
3 Нерасторопность 18 Любить
4 Позор 19 Суша
5 Соперник 20 Культура
6 Черный 21 Женщина
7 Прыгать 22 Ребенок
8 Красивый 23 Находка
9 Целина 24 Надежда
10 Гуманность 25 Мороз
11 Смех 26 Работа
12 Атака 27 Гладкий
13 Буря 28 Взять
14 Скука 29 Похвала
15 Беда 30 Адажио

 

 

        Обработка результатов. Для оценки экспериментальных результатов следует подготовить таблицу, в которой все ответы испытуемых будут отнесены к адекватным реакциям, неадекватным и приблизительно правильным, так называемых семантических парафазиям (пара – около, фазус – смысл). Например, если на слово-стимул «позор» испытуемый отвечает словом «гордость», то такой ответ попадет во вторую колонку, так как по словарю антонимов русского языка надо было написать слова «почет», «слава» или «честь». В третью колонку попадают те ответы испытуемых, которые не со­ответствуют инструкции вообще. Например, в ответ на слово «позор» испытуемый пишет слова «стыд», «осуждение» и прочие, не соответствующие идее противоположности.

 

Правильные ответы-антонимы:1 – доброта, 2 – слуга, раб, 3 – проворливость, ловкость, прыть, 4 – почет, слава, честь, 5 – партнер, коллега, единомышленник, 6 – белый, 7 – стоять, 8 – уродливый, безобразный, некрасивый, 9 – пашня, пахотная земля, обработанная земля, 10 – мизантропия, 11 – плач, 12 – оборона, защита, 13 – тишь, покой, 14 – веселье, 15 – радость, 16 – основание, подошва. 17 – яркий, 18 – ненавидеть, 19 –море, вода, 20 – невежество, 21 – мужчина, 22 – старик, 23 – потеря, 24 – отчаяние, 25 – зной, жара, 26 – отдых, безделье, 27 – шершавый, 28 – отдать, 29 – брань, ругань, критика, 30 – аллегро, престо, скерцо.

 

Обсуждение результатов. В ходе анализа результатов эксперимента  необходимо сделать выводы об индивидуальных особенностях знания языка, умении логически мыслить, соотносить различные типы связей.

 При хорошем или удовлетворительном знании языка и активном использовании его внутренних структурных связей испытуемые покажут высокие результаты по второй колонке – адекватным реакциям, до 100 %. Анализируются также показатели по второй и третьей колонке (семантические парафазии и неадекватные реакции).

 

Контрольные вопросы

1. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития?

2. Укажите критерии оценки результатов направленного ассоциативного эксперимента.

3. Можно ли с помощью направленного ассоциативного эксперимента оценить умственные особенности испытуемых?



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

 Экспериментальное исследование особенностей группового мышления

Тема задания.Отработка студентами  навыков поведения в дискуссии. Анализ преимуществ индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи. Формирование умений оценивать собственное поведение, степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.

 

 Введение.

При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению результата. Имеющиеся экспериментальные исследования показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адапта­ции к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности груп­пы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия - это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дис­куссии возможно не только повышение групповых результатов по сравне­нию с индивидуальными (вспомните русскую пословицу «Ум хорошо, а два лучше»), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различ­ных задач. Метод «мозгового штурма» основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнес-технологиях.

 

Цель работы: отработка, укрепление навыков поведения в дискуссии, выработка общего группового решения, анализ взаимного восприятия людьми друг друга.

 

 

Оборудование: список из 15 предметов, таблица для регистрации результатов.

 

 Выполнение задания.В предлагаемой методике «Кораблекрушение»

(Кьелл Рудестам, 1994) каждый испытуемый составляет два списка нужных предметов: индивидуальный и групповой. При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий.

 

Инструкция испытуемому:«Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. Ваша яхта медленно тонет, а местонахождение ее неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Вам надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватить с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожа­ра. Имущество пассажиров икоманды составляют мелочи, оставшиеся в карманах: несколько коробков спичек, пачка сигарет, несколько рублей».

 

1 Этап. Ваша задача – индивидуально проклассифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» y самого важного предмета, цифру «2» – у второго по значению и т. д.

 

 

2 Этап. Проведение работы в группах (желательно размер группы ограничить 4-5 участниками). Каждой группе дается сорок пять минут для выполнения общего задания – прийти к общему мнению.

    Перед началом групповой дискуссии даются общие рекомендации для достижения согласия с меньшими издержками:

· Избегайте защищать свои суждения только потому, что они свои.    Попробуйте понять логику доводов ваших оппонентов.

· Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия. Не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с кото­рыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

· Избегайте таких методов "разрешения" конфликта, как голосование, компромиссные решения с це­льно достижения согласия в групповой задаче.

· Рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху при принятии решений.

    

Возможен вариант работы не по экипажам, а методом групповой дискуссии.

 

№ п/п Предметы Прав. отв. Инд. отв. Ошибкиинд. Груп. отв. Ошиб- ки груп. Примеч
1. 2. 3. 4.   5.   6. 7.   8.   9.     10.   11. 12. 13.   14. 15. Секстант Зеркало для бритья          Канистра с 25 л воды Противомоскитная сетка   Одна коробка с армейским рационом Карты Тихого океана        Надувная плаватель- ная подушка     Канистра с 10 л нефтегазовой смеси Маленький транзисторный радиоприемник Свисток-сирена, отпугивающий акул           2 кв. метра непрозрачной пленки          1л крепкого 80% рома   450 м нейлонового каната Две коробки шоколада    Рыболовная снасть            15 1 3 14   4   13 9   2   12     10   5   11 8   6 7  
             

 

 

Обработка результатов. При сравнении списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если ис­пытуемый ставит для карт Тихого океана цифру «5», считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре «13», цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 469.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...