Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответы к методике «Кораблекрушение»




1. Зеркало для бритья, так как оно необходимо для сигнализации днем   (солнечные зайчики).

2. Десятилитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь и привлечь внимание в ночное время суток.

3. Двадцатипятилитровая канистра с водой – необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом.

5. Два квадратных метра непрозрачной пленки: используется для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии.

6.   Две коробки шоколада.

7. Рыболовная снасть – на всякий случай, вероятность улова съедобной рыбы не стопроцентна.

8. 450 метров нейлонового каната – используется для связывания снаряжения.

9.  Плавательная подушка в роли спасательного круга.

10. Свисток-сирена  для отпугивания акул.

11. Бутылка рома для использования в качестве антисептика. Внутрь нельзя – вызывает обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник для прослушивания передач и музыки. Ценность небольшая, так как нет передатчика

13.  Карты Тихого океана – без соответствующего навигационного   оборудования – бесполезны. Для нас важнее знать, не где находимся мы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане нет комаров.

15. Секстант – без таблиц и хронометра бесполезен.

Правильные ответы взяты из рейтинга экспертов ЮНЕСКО, которые считают, что основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если маленький плот и достигнет земли, то людям не хватит воды и пищи. Сигнальные средства более ценны, так как без них почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить это время без пищи и воды.

В таблице правильные ответы  заполняются игроками при подведении итогов для подсчета ошибок.

 

Подведение итогов

Экипажи

 

Ошибки

Общие Индивидуальные Капитана
1      
2      
3      

 

 

 

Обсуждение результатов.

 

Обсуждая процесс принятия решений, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие виды поведения мешали, а какие помогали достижению согласия? (Обсуждая этот вопрос, невозможно, конечно, не говорить о конкретных участниках, проявлявших, демонстрировавших тот или иной вид поведения. Но, по возможности, следует стараться уводить обсуждение от взаимных обвинений, показав, что один и тот же участник на разных стадиях диспута менял свое поведение. Репертуар реагирования у каждого часто бывает весьма широк, несмотря на имеющиеся излюбленные, привычные роли и позиции).

2. Какие виды, типы, формы лидерства проявились в этой дискуссии? Как то или иное лидерское поведение повлияло на ход дискуссии и на позиции отдельных участников?

3. Какова была активность каждого из участников и каковы, по мнению группы, причины той или иной активности?

4. Кто оказался самым влиятельным, авторитетным, и почему к мнению одних участников прислу­шиваются больше, чем к мнению других?

5. Какова была эмоциональная атмосфера в группе во время диспута?

6. Какие действия предпринимали те или иные участники для «протаскивания» своих мнений?

 7. Как следовало бы строить дискуссию, чтобы у группы в целом выросла способность быстро принимать решения при минимальном количестве недовольных?

     Ответы на вопросы подводят группу к тому, чтобы самостоятельно сделать личный вывод, как организовать и проводить дискуссии, совещания, диспуты и прочие мероприятия, связанные с выработкой групповых решений. Каждый испытуемый оценивает преимущество индивидуального или группового мышления, а также – с помощью метода самонаблюдения – свое поведение при проведении дискуссии.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Диагностика самооценки соответствия образа собственной личности и идеального образа психолога с помощью методики Личностного дифференциала

 

Тема задания.Ознакомление студентов с методикой  экспериментального изучения свойств личности, самосознания, межличностных отношений – Личностный дифференциал. Отработка использованияметодики с целью изучения степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности и идеального образа квалифицированного психолога.

 

 Введение.

     Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика представляет собой оригинальный вариант клас­сической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. В процессе создания методики из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора выделили 21 личностную черту, в наибольшей степени характеризующую полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы, активности. Шкалы ЛД заполняются испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности. Возможно также  варьирование предметов оценки (на­пример, "каким должен быть отец", "идеальный супруг", "моя жена думает, что я..." и т. д.) с последующим вычислением интервалов между идеальным и реальным, ожидаемым и существующим.

Методика общепризнанна как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, ее самосознания, а также межличностных отношений. Применяется вклинико-психологической, психодиагностической, социально-психологической практике.

 

Цели работы:      

1. Выявление самооценки степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности и идеального образа квалифицированного психолога (конкретизации представлений о направлениях саморазвития);

2. Ознакомление с процедурами применения методики личностного дифференциала (ЛД).

Оборудование: бланк содержащий  21полярную пару черт личности. Каждая из них при интерпретации соотносится с каким-либо базовым фактором (Оценки (О); Силы (С); Активности (А)).

 

Выполнение задания.

Бланк методики ЛД и ключ

Ф.И.О. _____________________ пол___________ возраст__________ 

  О + 1.  Обаятельный            3210123      – Непривлекательный С – 2.  Слабый                       3210123      + Сильный А + 3.  Разговорчивый         3210123      – Молчаливый О – 4.  Безответственный    3210123 + Добросовестный С + 5.  Упрямый                   3210123      – Уступчивый А – 6.  Замкнутый                3210123      + Открытый О + 7.  Добрый                     3210123      – Эгоистичный С – 8.  Зависимый                3210123      + Независимый А + 9.  Деятельный              3210123  – Пассивный О – 10.  Черствый                3210123      + Отзывчивый  С + 11. Решительный         3210123  – Нерешительный А – 12.  Вялый                     3210123  + Энергичный О + 13. Справедливый       3210123      – Несправедливый С – 14. Расслабленный        3210123      + Напряженный А + 15. Суетливый             3210123      – Спокойный О – 16.  Враждебный          3210123  + Дружелюбный С + 17.  Уверенный             3210123  – Неуверенный А – 18.  Нелюдимый           3210123  + Общительный О + 19.  Честный                 3210123      – Неискренний С – 20.  Несамостоятельный 3210123  + Самостоятельный А + 21.  Раздражительный     3210123  – Невозмутимый                                                                                                                                                                        

 

Инструкция испытуемому:

"На бланке приведены противоположные по смыслу пары слов, при помощи которых можно описать личностные особенности людей (реальных пли воображаемых). Между этими  словами, как Вы видите, на каждой строке размещены цифры. Чем ближе расположена цифра к тому или иному слову, тем большую выраженность имеет данное качество в оцениваемом человеке.

Ваша работа будет происходить в два этапа. На первом этапе Вам предстоит дать оценку степени выраженности качеств высокопрофессионального психолога. Для этого надо зачеркнуть крестиком соответствующие цифры. Помните только, что психолог вовсе не является идеальным человеком. Вы поступите неверно, если зачеркнете, к примеру, цифру "3" у каждого положительного качества.

Затем, на втором этапе, Вам предстоит оценить выраженность данных качеств у самого себя в настоящее время. Для этого надо обвести соответствующие цифры кружками. Пусть ваши оценки будут достоверными. Работайте..."

 

Обработка результатов.

Интерпретация индивидуального выполнения ЛД начина­ется с исследования самооценки. При этом данные по конкретным параметрам объединяются в комплексные признаки ("ключ" на левой стороне бланка).

1. Результаты фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, удовлетворён собой, при­писывает себе позитивные, социально одобряемые характеристики. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, на недостаточный уровень принятия себя, на неудовлетворенность собственным поведением и особенностями личности. Особо низкие значения этого фактора рассматриваются как возможные свидетельства наличия неврологических или иных проблем, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

2. Данные по фактору Силы (С) определяют самооценку развития волевых качеств. Высокие значения показывают уверенность в себе, независимость, склонность собственными си­лами преодолевать трудности, низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности придерживаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств. Особо низкие оценки указывают на возможную астенизацию и тревожность.

3. Показатели фактора Активности (А) соотносимы с поняти­ями экстраверсии и интроверсии. Так, положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность. Отрицательные (-) на замкнутость, пассивность, преобладание спокойных эмоциональных реакций.

Далее, в предлагаемом варианте ЛД изучаются представле­ния о личностных качествах психолога-профессионала и о степени соответствия собственных черт свойствам этого своеобразного "эталона". Здесь представленные на бланке параметры личности рассматриваются уже вне названных факторов, т. е. взятыми сами но себе.

 

Обсуждение результатов.

   В выводе необходимо охарактеризовать имеющийся в настоящий момент образ собственной личности и оценить степень его соответствия

 идеальному образу квалифицированного психолога (конкретизировать представления о направлениях саморазвития). С этой целью необходимо проанализировать следующие показатели:  

1. Черты, выделенные как доминирующие в структуре референтной личности (соответствуют отметке "3" на первом этапе заполнения бланка).

2. Черты, выделенные как второстепенные для психолога-профессионала (по другим отметкам первого этапа в порядке убывания).

3. Черты, в отношении которых существует полное соответствие между "реальным" и "идеальным" образами личности (по совпадению отметок на первом и втором этапе заполнения бланка).

4. Черты, по которым испытуемым отмечается значительное несоответствие (в два балла и более) между желаемым уровнем и выделенным при самооценке.

Следует иметь в виду, что на бланке ЛД отражаются субъективные представления человека, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел. Поэтому данную методику целесообразно на практике использовать в сочетании с более достоверными способами получения информации



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 487.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...