Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование самооценки с помощью методики




Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн

Тема задания.Ознакомление студентов с методикой исследования самооценки  Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн. Определение с помощью процедур ранговой корреляции типов самооценок у испытуемых.

 Введение.

  Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других является, как известно, важным регулятором ее поведения. От самооценки вомногом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Обычно выделяют три типа самооценки: адекватную, заниженную и завышенную.

Заниженная самооценка, как правило, уменьшает соци­альную активность человека, его инициативность, готовность к конкуренции. Реальные успехи и положительное отношение окружающих воспринимаются при этом как нечто случайное, временное. Завышение самооценки приводит к тому, что человек самонадеянно берется за работу, не проанализировав реальности поставленных целей и условий их достижений. В том и в другом случае возникают внутренняя неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, конфликтность.

 

Цель работы: ознакомление с процедурами выявления самооценки (на основе варианта методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн).

    

Оборудование:список личностных качеств, протокол для регистрации результатов.

 

Выполнение задания.Применение методики начинается с ознакомления испытуемых со списком разнообразных личностных качеств, представленных на бланке.

Бланк методики Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн

 

Агрессивность, аккуратность, активность, артистизм, беспечность, бодрость, болтливость, вдумчивость, внушаемость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жадность, жесткость, жестокость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, интеллектуальность, интеллигентность, инициативность, изысканность, искренность, исполнительность, ироничность, капризность, конфликтность, легковерие, легкомыслие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, мужественность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, пассивность, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, проницательность, равнодушие, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, смелость, терпеливость, трусость, увлекаемость, увлеченность, упорство, упрямство, уступчивость, чёрствость, честность, хладнокровие, холодность, целеустремленность, эгоизм, экономность, энергичность, энтузиазм.

Инструкция испытуемому:

Часть 1: "Выберите из этого списка качеств любые 20, которые, по вашему мнению, наиболее часто встречаются в жизни и в общении. Запишите их в любом порядке во вторую графу таблицы на бланке. При этом можно использовать любые другие личностные качества, не вошедшие в наш перечень".

Часть 2: "Прочтите ещё раз выписанные Вами слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения их социальной полезно­сти и приемлемости. Оцените каждое качество от 1 до 20 баллов. Баллы проставьте влевой колонке (N1). Так, балл "1" выставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл "20". Оценки от 2 до 19 (или от 19 до 2) расположите в соответствии с Вашими представлениями о том, насколько полезны они для общества. Помните, что при этом ни одна оценка не должна повторяться".

Когда эта часть задания выполнена, левую сторону бланка следует загнуть, чтобы цифры в дальнейшем не были видны.

Часть 3: "Справа от столбца качеств (в графе N2)отметьте цифрой "20" качество, которое присуще Вам в наибольшей степени; оценкой "19" - качество, присущее Вам несколько меньше и т. д.; наконец, оценкой "1" - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что и здесь оценки не должны повторяться".

 

Протокол.

Ф.И.О. _____________________ пол___________ возраст__________ 

N1 Качества N2 d D2
         
         
         
         

 

 

 

    

 

  

 Обработка результатов.

  В целом, чем ближе коэффициент ранговой корреляции к 1, тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,47 до 0,74. Показатель от 0,75 и более характеризует в этом случае завышенную самооценку. Отсутствие же статистической значимости полученного коэффициента становится свидетельством заниженной самооценки. Значение коэффициента корреляции рангов от - 0,47 и менее может быть интерпретировано как показатель возможных нарушений социальной адаптации или демонстративно-критического мнения о сложившихся общественных отношениях.

 

Обсуждение результатов.

   В выводе необходимо охарактеризовать особенности самооценки испытуемого. При интерпретации методики следует иметь ввиду, что дан­ный аспект самооценки в значительной мере испытывает на себе влияние выражаемого испытуемым отношения к обществу. Так, критический или скептический настрой к распространенным в той или иной социальной группе нормам и правилам поведения при несоответствии приписываемых себе ка­честв "нормативным" способен существенно исказить показатели самооценки.

 


 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...