Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Критерии девиантного поведения.
Статистический критерий (метод), определяющий норму для любого проявления с помощью подсчета частоты с которой, оно встречается в популяции (с точки зрения математической статистки нормально все, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50% случаев). Качественно-количественная оценка поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни (применение алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах – при небольших дозах и частоте, отклоняющимся при злоупотреблении; с другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих независимо от частоты и степени выраженности, например, суицид или преступление). Психопатологический критерий используется в медицине. Патология – любое отклонение от нормы (в смысле от медицинской нормы). Это общее название конкретных нозологических единиц, т.е. то, что точно соответствует одному из случаев, перечисленных в классификации болезней и их признаков. Отсутствие в классификации болезней отдельной нозологической единицы – девиантное поведение, следовательно, оно не является формой патологии. Социально-нормативный критерий. Поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. Показатель нормативности: уровень социальной адаптации личности. Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Социальные проявления дезадаптации: - сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; - хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье); - конфликты с законом; - изоляция. Индивидуальные проявления дезадаптации: - негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); - завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; - хронический эмоциональный дискомфорт; - неэффективность саморегуляции; - конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; -когнитивные искажения реальности. Индивидуально-психологический критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности: внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе; способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Исследователи, занимающиеся данной проблемой: М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, А.Д. Гонеев, И.А. Невский, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг и др.
Классификации видов отклоняющегося поведения Классификация поведенческих отклонений, основанная на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. У взрослых людей (старше 18 лет) деликвентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды деликвентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение. В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. Исследователи, занимающиеся данной проблемой: М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, А.Д. Гонеев, И.А. Невский, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |