Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития. Систематика ЗПР




 

Психический дизонтогенез по типу задержанного развития: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) как нарушения нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Характерные особенности развития детей с ЗПР: незрелость эмоцио­нально-волевой сферы; недоразвитие познавательной деятель­ности.

Причины за­держки психического развития детей: минимальные органические повреждения или функцио­нальная недостаточность центральной нервной системы, воз­никшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания, пе­ренесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рож­дения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошколь­ного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

Дифференциация от умственной отсталости:

 - у детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и более высоким уровнем развития познавательной деятельности;

- дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

Клас­сификация детей с ЗПР на основе этиопатогенетического принципа (по К.С. Лебединской): задержка психического развития конституционального, соматогенного, пси­хогенного и церебрально-органического происхождения.

Отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов отклонений: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм): эмоционально-волевая сфера на более ранней ступени развития, во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста; характерны преоб­ладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настрое­ния, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойко­сти, легкая внушаемость; затруднения в обучении нередко у этих детей в младших классах связаны с незрелостью мотивационной сфе­ры и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

Задержка психического развития соматогенного происхождения: обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

- хроническими инфекциями;

- аллергическими состояниями;

- врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

- неврозами;

- астенией.

Снижение психического тонуса, задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязли­востью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Возможность гиперопеки родителей, нарушающей социальную адаптации.

Задержка психического развития психогенного происхождения: причина - неблагоприятные условия воспитания, препятствующие правильному формированию личности ребенка; неблагоприятные условия среды рано возникшие, длительно дейст­вующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь – эмоционального развития.

Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения: органическое поражение ЦНС, органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отста­лости.

Типичные особенности, свойственные детям с ЗПР:

1. Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы.

2. Отсутствие понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Замедленное восприятие информации и замедленная ее переработка; опора на наглядно-практическую и предельно развернутую инструкцию; недоразвитие словесно-логического мышления, слабая возможность освоить свернутые мыслительные операции.

4. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у ребенка в норме.

5. Недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу индивидуального развития ребенка.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознание своей несостоятельности как ученика в массовой школе, чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова и др.

 

Дефицитарное развитие. Классификация и характеристика нарушений зрительной

Функции у детей

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира.

Способность человеческого глаза ориентироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространст­венные отношения между ними по их освещенности, его чувствительность; значение зрения в развитии речи.

Зрительные рецепторы как наиболее совер­шенные детекторы света. Возникновение светового ощу­щения при нескольких квантах, при идеальных условиях для восприятия (абсолютно прозрачный воздух и др.), видимость горящей свечи на расстоянии около 27000 м.

 Количество зрительных фикса­ций за один день у человека - 100000.

 Неограниченность поля зри­тельного восприятия.

 Восемь катего­рий признаков (И.М. Сеченов): цвет, форма, величина, удаление, направление, те­лесность, покой и движение, которые позволяют зрению адекватно от­ражать действительные пространственные отношения.

 Зрительные ощущения («отдифференцированные», «опредмеченные»), их значение для познания и для практического действия.

Влия­ние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь.  (С. Л. Рубинштейн: «Ни из какого описания как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкаль­ности его звучания так, как если бы он их непосредственно при­нял; никакой психологический трактат не заменит самому не ис­пытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил»). 

 Острота зрения. Диагностика остроты зрения при помощи офтальмологических таблиц.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 559.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...