![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития. Систематика ЗПР
Психический дизонтогенез по типу задержанного развития: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) как нарушения нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Характерные особенности развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы; недоразвитие познавательной деятельности. Причины задержки психического развития детей: минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошкольного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Дифференциация от умственной отсталости: - у детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и более высоким уровнем развития познавательной деятельности; - дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Классификация детей с ЗПР на основе этиопатогенетического принципа (по К.С. Лебединской): задержка психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов отклонений: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм): эмоционально-волевая сфера на более ранней ступени развития, во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста; характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость; затруднения в обучении нередко у этих детей в младших классах связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Задержка психического развития соматогенного происхождения: обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: - хроническими инфекциями; - аллергическими состояниями; - врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца); - неврозами; - астенией. Снижение психического тонуса, задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Возможность гиперопеки родителей, нарушающей социальную адаптации. Задержка психического развития психогенного происхождения: причина - неблагоприятные условия воспитания, препятствующие правильному формированию личности ребенка; неблагоприятные условия среды рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь – эмоционального развития. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения: органическое поражение ЦНС, органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Типичные особенности, свойственные детям с ЗПР: 1. Отставание в развитии эмоционально-волевой сферы. 2. Отсутствие понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности. 3. Замедленное восприятие информации и замедленная ее переработка; опора на наглядно-практическую и предельно развернутую инструкцию; недоразвитие словесно-логического мышления, слабая возможность освоить свернутые мыслительные операции. 4. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у ребенка в норме. 5. Недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу индивидуального развития ребенка. 6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознание своей несостоятельности как ученика в массовой школе, чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность. Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова и др.
Дефицитарное развитие. Классификация и характеристика нарушений зрительной Функции у детей Роль зрения в отражении человеком окружающего мира. Способность человеческого глаза ориентироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности, его чувствительность; значение зрения в развитии речи. Зрительные рецепторы как наиболее совершенные детекторы света. Возникновение светового ощущения при нескольких квантах, при идеальных условиях для восприятия (абсолютно прозрачный воздух и др.), видимость горящей свечи на расстоянии около 27000 м. Количество зрительных фиксаций за один день у человека - 100000. Неограниченность поля зрительного восприятия. Восемь категорий признаков (И.М. Сеченов): цвет, форма, величина, удаление, направление, телесность, покой и движение, которые позволяют зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения. Зрительные ощущения («отдифференцированные», «опредмеченные»), их значение для познания и для практического действия. Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь. (С. Л. Рубинштейн: «Ни из какого описания как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил»). Острота зрения. Диагностика остроты зрения при помощи офтальмологических таблиц. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 676. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |